Слайд 1Презентация по духовному краеведению Подмосковья
«Ферраро - флорентийский собор и Русское
православие»
Преподаватель ДКП и ОПК МБОУ «Хатунская СОШ»: Фадеечев Владимир Владимирович.
Слайд 2Тема: Ферраро - флорентийский собор и Русское православие
Время второй
четверти 15-го века было временем серьезного испытания в стойкости веры для многих православных стран. Время, когда каждый правитель и иерарх стоял перед нелегким выбором: сохранить ли внешнее видимое благополучие или сохранить веру отцов. Это испытания связано с вопросом о унии с католической Церковью, утвержденной в 1439г. на Флорентийском соборе. К чести Русской Православной Церкви и крепнущего Московского государства это испытание было пройдено весьма достойно, что явилось залогом будущих успехов и осознанной в этих испытаниях самостоятельности.
Слайд 3Ферраро – флорентийский собор
Слайд 4
В начале 1437г., митрополит Исидор прибыл в Москву. Его сопровождал
не получивший назначения, избранник русской паствы владыка Иона. По человечески понятно, что первое встреча с князем при таком положении дел вряд ли могла быть сердечной. Но вскоре новоназначенный митрополит, проявив свои дипломатические таланты, добился расположения Василия II. Почти сразу по приезде, Исидор стал готовиться к путешествию в Италию на предстоящий собор. «Напрасно великий князь Василий Васильевич убеждал митрополита не ездить в латинскую землю и даже запрещал ему своею властию. Наконец, видя упорство Исидора, Василий сказал ему: «Если уже ты непременно желаешь идти на Собор, то принеси нам оттуда наше древнее Православие; а нового и чуждого не приноси нам, - мы того не примем». Исидор дал клятву стоять за православие и отправился в Италию.»
Слайд 5 Василий II и митрополит Исидор
Слайд 6 Василий II и митрополит Исидор
«Если уже ты непременно желаешь идти
на Собор, то принеси нам оттуда наше древнее Православие; а нового и чуждого не приноси нам, - мы того не примем»
Слайд 7
Собор был открыт в Ферраре 9 апреля 1438 года, под председательством
папы Евгения, при котором было 11 кардиналов и до 150 латинских епископов.
Слайд 8НАЧАЛО ПРЕНИЙ
Для ведения прений назначены были с обеих сторон по шести
лиц и в числе их со стороны греков блаженный Марк, митрополит Ефесский, и Исидор, митрополит Русский.
Слайд 9Марк Эфесский защитник Православия.
Преодолеть мощное давление папского окружения, усиленное Исидором
и его единомышленниками, был в состоянии только один святитель Марк. Вокруг Марка Эфесского сгруппировались все защитники Православия.
Слайд 10ПЕЧАТЬ МИТРОПОЛИТА ИСИДОРА
5 июля 1439г. была подписана уния. Митрополит Исидор, как
незаменимый помощник папы среди православного духовенства был достойным образом отмечен. За услуги, оказанные католичеству, папа возвел Исидора в сан кардинала-пресвитера.
Слайд 11В Москву он прибыл постом - 19 марта 1441 г.»
Возвращался
на свою кафедру он уже в новом качестве, в сане кардинала и легата от ребра апостольского, дарованном ему папой. В Москву он вступил решительно, с преднесением католического креста. На первой же литургии возносилось имя папы Евгения и было зачитано решение Флорентийского собора. На что он рассчитывал, проводя такой стремительный натиск на паству. Может на неграмотность и доверчивость русских христиан, или на свой непререкаемый авторитет первосвятителя? «Показательна реакция московской знати на объявление Исидором условий унии: «вси князи умолчаша, и бояре и иные мнози, еще же паче и епископы русские, вси умолчаша и воздремаша и уснуша»
Но это молчание продолжалось недолго. В сердцах православных боролись желание отстоять свою правую веру и почтение, которое вызывал у каждого православного сан митрополита. Но вскоре всем стало очевидно, на чьей стороне правда. «Первым опомнился великий князь. Он доказал Исидору, что русское сердце благоговейно чтило полноту живой веры, а не привычную обрядность и бездушное послушание. Назвав митрополита «ересным прелестником, лютым волком, лжепастырем, губителем душ», Василий велел заточить Исидора в Чудовом монастыре и созвал русское духовенство на собор для рассмотрения флорентийской соборной грамоты. Определение было признано незаконным
Слайд 12НЕ ПРИНЯТИЕ УНИИ ВАСИЛИЕМ II
Назвав митрополита «ересным прелестником, лютым волком, лжепастырем,
губителем душ», Василий велел заточить Исидора в Чудовом монастыре и созвал русское духовенство на собор для рассмотрения флорентийской соборной грамоты. Определение было признано незаконным
Слайд 13Василий велел заточить Исидора в Чудовом монастыре
Слайд 14Заключение
Время от времени полезно уточнять свой путь в потоке истории. Поэтому
ещё не раз мы будем возвращаться к урокам, оставленным нам подвижниками, отстаивавшими православное учение в столь нелегкие времена.
Да, разделение Церкви – это ненормально. Вопрос ликвидации раскола всегда будет волновать каждого христианина. Но иногда приходится слышать о том, что для достижения компромисса необходимо и оправданно пожертвовать некоторыми принципами православного догматического учения.
Мир переменчив, и в нем популярен постулат: вчерашняя истина – ложь сегодня.
В поисках политических и прочих выгод сильные мира сего не раз пытались «развернуть» Церковь в правильном, по их мнению, направлении. Одна из попыток такого «разворота», названная Флорентийской унией, была предпринята почти 600 лет назад, но горькое послевкусие той попытки мы ощущаем и сегодня
Слайд 15
В поисках политических и прочих выгод сильные мира сего не раз
пытались «развернуть» Церковь в правильном, по их мнению, направлении. Одна из попыток такого «разворота», названная Флорентийской унией, была предпринята почти 600 лет назад, но горькое послевкусие той попытки мы ощущаем и сегодня