Слайд 1Культура России в эпоху «перестройки»
Слайд 2Хореография.
«О короле можно судить по тому, как танцуют во время его
правления»
Стили и направления XX века
В XIX - начале XX века наиболее популярны были следующие танцы:
Краковяк
Тустеп
Танго
На протяжении XX века были востребованы такие танцы:
Вальс-бостон Фокстрот Шимми
Чарлстон Би-поп Буги-вуги
Рок-н-ролл Румба Самба Пасодобль Твист Шейк Брейк-данс Меренга Сальса
Слайд 3Модерн-одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в кон. 19 —
начало. 20 вв. в США и Германии и пришедшее в Россию лишь спустя 100 лет. Термин «Танец модерн» появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Установка на полный отход от традиционных балетных форм на практике не смогла быть до конца реализована. Танец модерн - направление сценической хореографии, отвергающее традиционные балетные формы, включающее различные виды свободных, пластических, ритмических, ритмо-пластических и других танцев.
Основными принципами танца модерн являются: отказ от канонов; воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами.
Слайд 4Contemporary (контемпорари) -современный, постоянно формирующейся стиль. Это та ниша в хореографии,
где все еще идут поиски языка, выразительных форм. Это не единый однозначный стиль, а объединение баз танцевальных методик, взятых из западного (классический танец, джаз-модерн) и восточного (цигун, тай цзи цюань, йога) искусства движения.
Основные упражнения класса построены по аналогии с классическими и модерновыми - от простых к более сложным.
В занятие включены упражнения в партере (работа с полом), release - техника расслабления, а также стретчинг (растяжка).
Заканчивается занятие одной или более танцевальными комбинациями. Здесь неважны рост, вес, комплекция танцора. В отличие от балета, где основная идея - невесомость, здесь вы знаете, сколько весит тело или рука, и используете это для построения свободного, легкого, красивого движения и танца.
Слайд 5Особенности балетного учебного заведения
Учебное заведение, ведущее подготовку артистов балета, помимо
типовых подразделений должно включать службы специального сопровождения: медицинскую часть, психологическую службу, интернат для иногородних учащихся, отдел сценической практики, научный отдел, видеокласс, фонотеку, столовую, библиотеку.
Сравнение отечественной подготовки артистов балета с западными аналогами показывает, что ключевой особенностью балетного образования (подготовки артистов балета) в России является тесное соединение профессионального и общего образования, что определяет качество отечественной системы балетного образования.
Балет процветал в России и Дании благодаря мастерам Августу Бурнонвиль, Jules Perrot, Arthur Saint-Léon, Энрико Чекетти(Enrico Cecchetti) и Мариусу Петипа (Marius Petipa).
Балет в России.
Слайд 6
Екатерина Сергеевна Макси́мова (1939—2009) ― советская и российская балерина и хореограф,
народная артистка СССР(1973), лауреат Государственной премии СССР(1981).
В репертуаре Максимовой ― все крупнейшие роли классического репертуара, а также множество партий в современных балетах.
Владимир Викторович Васильев(родился в 1940 году) – советский и российский артист балета, хореограф, педагог. Народный артист СССР (1973). Муж и постоянный партнер Екатерины Максимовой
В совершенстве овладев искусством танца, за годы карьеры Васильев станцевал практически все ведущие партии классических и современных балетов.
Майя Михайловна Плисецкая
(родилась в 1925году)
В пластике Майи Плисецкой танцевальное искусство достигает высокой гармонии.
Наиболее известные партии: Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Аврора в «Спящей красивице» (1961), Раймонда в одноименном балете Глазунова, Хозяйка медной горы в «Каменном цветке» Прокофьева, Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви» Меликова, Кармен (Кармен-сюита Родиона Щедрина). В 1960 году Плисецкая стала примой балета Большого театра.Оставила сцену в возрасте 65 лет; после длительное время участвовала в концертах. На день своего 70-летия дебютировала в специально написанном для неё номере Бежара «Аве Майя». С 1994 года Плисецкая - председатель ежегодного международного балетного конкурса, носящего имя «Майя». Лауреат Императорской Премии Японии (2006).
Слайд 7Театр.
Безусловным прорывом 90-х годов является включение русского театра в международный
контекст.
Уже в начале 90х годов, когда наладился, наконец, прямой диалог с театральным Западом, выяснилось, что большинство людей по ту сторону рухнувшей «стены» представления не имеют о крупных русских режиссерах (Товстоногов, Фоменко).
Соотнести опыт российского театра с опытом европейского, понять, какое место занимает российский театр на театральной карте мира, помог организованный в начале 90-х годов Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова. Главный театральный форум страны изживал ситуацию многолетнего изоляционизма.
Слайд 8Кадры Авиньонского фестиваля в наши дни.
Примерно в то же время Запад
осваивал театральный опыт России. Триумф русской программы на Авиньонском фестивале 1997 года стал вехой в истории отношений с театральным Западом не меньшей, чем Чеховский фестиваль. Зрителей Авиньонского фестиваля пленило простое открытие, что нюансы человеческих отношений и жизнь отдельно взятой личности могут стать предметом театрального искусства наравне с социальными, культурологическими и другими проблемами современного мира.
Слайд 9Опера конца XX — начала XXI веков
После распада Советского Союза современная опера
на некоторое время почти исчезает из репертуаров российских театров. Вместе с тем, после открытия «железного занавеса » некоторые российские композиторы получают возможность ставить оперы за рубежом. Так, в Европе и Америке проходят премьеры опер Р.К.Щедрина, А.Г.Шнитке, В.Г.Тарнопольского, В.И.Мартынова.
С конца 1990х годов за постановку современных опер берутся многие известные театры России — Мариинский, Большой, Пермский, Самарский. Резонанс в прессе и интерес у российской публики вызывают оперы С.М.Слонимского, Р.К.Щедрина, Л.А.Десятникова, В.А.Кобекина, А.В.Чайковского.
С точки зрения формы интересна опера Р.К.Щедрина «Очарованный странник», которая имеет подзаголовок «опера для концертного исполнения» и в жанровом отношении приближается к кантатно-ораториальной музыке.
к новой России вызвал небывалый «постсоветский» бум на Западе.
Русская музыка всех стилей была широко востребована, в самой России гастролировали лучшие музыканты мира (Берлинский симфонический оркестр, театр Ла Скала, немецкие оперные театры). Интерес этот быстро угас и экономические кризисы начала 1990-х годов поставили серьезную музыку на грань полного исчезновения.
Резкое уменьшение масштабов музыкального искусства, массовая эмиграция талантливых композиторов и исполнителей, снижение интереса к получению серьезного музыкального образования и взрывное развитие музыкального шоу-бизнеса в несколько лет «интегрировало» российскую музыкальную культуру в мировую, где подавляющее число музыкальных явлений связано с массовой, легкой, потребительской культурой.
И все же музыка отечественных сочинителей последнего десятилетия прошлого века и нашего времени менее всего зависит от общественной ситуации, это искусство в России стало уделом творчески свободных людей.
Слайд 11Современные композиторы
Тарнопольский В.Г.Опера
«Когда время выходит из берегов»;
Кефалиди И.Л. электронная
музыка«Серые»;
Соколов И.Г.(техника
криптофонии);
Десятников Л.А.опера «Дети
Розенталя»;
Вустин А.К. партитура «Музыка без десяти»;
Екимовский В.А. «В созвездьи Гончих Псов». (Слева - направо)
Слайд 12Кинематограф
Переход от общественной собственности на средства производства к частной, и
от государственного регулирования экономики – к рынку сильно отразился на состоянии российского кинематографа. Крупные студии страны, прежде финансируемые государством, оказались в тяжелом положении.
Провозглашение демократических свобод и отмена всякой цензуры сняли барьеры для проникновения на российский рынок зарубежной кинопродукции. С одной стороны, российский зритель получил возможность познакомиться со многими выдающимися произведениями, созданными за рубежом, но, с другой стороны, на российский экран хлынули фильмы очень низкого уровня – многочисленные боевики, эротические и порнографические фильмы.
Приток зарубежной продукции нанес сильный удар по кинопромышленности страны. Объем производства полнометражных кинофильмов стал падать. Если в 1992 году было выпущено 166 фильмов, то в 1996 году – всего 34 фильма. В 2003 году было выпущено 54 фильма.
Слайд 13 Содержание фильмов, вышедших на экран в первые годы «перестройки» и
последующее время, резко отличалось от того, что было на экранах Советского Союза. Тематика фильмов, вышедших на экраны в 90-е годы, во многом связана с теми настроениями, которые царили в обществе.
Осуждение социалистического периода большей частью было сконцентрировано на периоде сталинского режима, на бесправии одних и цинизме других – тех, кто стоял у власти. Фильмов, снятых на эту тему, было достаточно много, они различны по своему художественному уровню.
Многие режиссеры, желая воспользоваться полной свободой в творчестве и отсутствием запретов, стали создавать фильмы, получившие название «чернухи», в которых они показывали наиболее неприглядные стороны жизни в СССР и в условиях «перестройки».
Как правило, такие фильмы не обладали большими художественными достоинствами, а лишь отражали состояние растерянности и депрессии, желание дистанцироваться от социалистического прошлого.
Подражание зарубежным фильмам и криминальная ситуация в стране способствовали появлению фильмов определенных жанров: боевик, триллер, криминальная драма, детективный триллер, комедия абсурда и т.п.
Слайд 14Выдающиеся картины эпохи «перестройки»
В фильме «Прорва»(1992) И.В.Дыховичного, снятом в жанре иронической
драмы, рассказывается история бывшей дворянки, которая в 30-е годы стала женой сотрудника НКВД. Реалии жизни людей, представляющих собой «верхушку» Госбезопасности, с интригами, радостями, трагедиями и составляют сюжет фильма.
Фильм «Какая чудная игра»(1995) П.Е.Тодоровского рассказывает о студентах ВГИКа послевоенных лет. Невинное разыгрывание друзей оборачивается трагедией. Все участники розыгрыша попадают в КГД, откуда никто из них не вернется.
Слайд 15«Вор» П.Г.Чухрая не рассказывает напрямую об ужасах репрессий, но очень тонко
воссоздает атмосферу того времени.
Фильм «Тоталитарный роман»(1998) Вячеслава Сорокина повествует о 60-х годах. После участия в акции протеста против ввода советских войск в Чехословакию, герой бежит от преследований КГБ в маленький сибирский городок и там встречает свою любовь.
В фильме «Хрусталев, машину!»(1998) А.Германа действие происходит в послевоенное время и связано оно с так называемым «Делом врачей». Рассказ в фильме ведется от лица мальчика, сына главного героя, генерала медицинской службы Юрия Кленского, судьба которого была типичной для того времени.
Слайд 16Тема социальной ответственности человека за подрастающее поколение нашла отражение в фильме
«Кто, если не мы»(1998) В.М.Приемыхова. Решение всех проблем героев в фильме «Все будет хорошо»(1995) Д.Х.Астрахана связано с появлением богатых соотечественников, некогда уехавших из страны.
Жанр комедии в эти годы стал одним из наиболее привлекательных для зрителей и самих кинематографистов. Однако на экраны выходили не бытовые, а более соответствующие духу того времени сатирические комедии с элементами гротеска, «черного» юмора, даже боевика.
Внимание зрителей привлекли фильмы: «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»(1992) Л.Гайдая; «Окно в Париж»(1995) В.Меньшова ; «Особенности национальной охоты»(1995)и «Особенности национальной рыбалки»(1998) А.Рогожкина.
Слайд 17 Лирическая комедия появляется уже во второй половине 90-х годов.
На экраны вышли фильмы «Бедная Саша»(1997), «Президент и его внучка»(1999), «Ландыш серебристый»(2000) Т.Э.Кеосаяна.
В постперестроечное время в значительном количестве на экраны выходят фильмы, снятые в жанре драмы и мелодрамы, которые традиционно пользуются зрительским вниманием. В их числе – фильмы «Ты у меня одна»(1993) Дмитрия Астрахана, «Принцесса на бобах»(1997) Виллена Новака, криминальная мелодрама «Страна глухих»(1998) В.П.Тодоровского.
Слайд 18Изобразительное искусство-многолико, многожанрово, технически и тематически разнообразно.
Постмодернистом может считаться популярный
(скорее даже модный) художник Никас Сафронов, пишущий свои картины на старых иконных досках, на которых кое-где сохранились остатки живописного слоя (тоже своеобразные «цитаты»), проступающие сквозь авторские образы.
Слайд 19Фотография.
Фотографы 90-х – представители новой визуальной культуры, которая позволяет
фотографии выйти за рамки репортажа или портрета. Фотография становится новым видом искусства, сочетающим реалистичность метода с авторским видением.
Появление " свободной" прессы повлекло возникновение новой фотожурналистики -более раскрепощенной и правдивой. В репортажных портретах Виктора Васенина чувствуется коммерсантовская школа, его фотографии Бориса Ельцина и Березовского, Ивана Демидова и Богдана Титомира лаконичны и беспристрастны.
Подведем итоги: русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвей могучего древа мировой общечеловеческой культуры. Её вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть, самое важное,- верность гуманистическим идеалам.