Презентация, доклад по башкирскому языку Башкирская культура

Содержание

Башкирский народ в древние времена вел кочевой образ жизни. Мужчины были ловкими охотниками и отличными наездниками, смелыми воинами, а женщины – рукодельницами, обладали редкой музыкальностью и пластикой.Традиционная одежда башкир

Слайд 1Башкирская культура

Башкирская культура

Слайд 2Башкирский народ в древние времена вел кочевой образ жизни. Мужчины были

ловкими охотниками и отличными наездниками, смелыми воинами, а женщины – рукодельницами, обладали редкой музыкальностью и пластикой.

Традиционная одежда башкир

Башкирский народ в древние времена вел кочевой образ жизни. Мужчины были ловкими охотниками и отличными наездниками, смелыми

Слайд 3 Женский головной убор
Головной убор играл особую

роль в костюме. Он свидетельствовал о материальном и семейном положении человека, а нашитые на него монеты, камни и другие предметы служили оберегом.
Женские головные уборы отличались особым разнообразием и наиболее ярко отражали этнический колорит. В южных районах замужние женщины носили кашмау - шапочку с отверстием на макушке, украшенную кораллами, монетами и подвесками. На спину от кашмау спускалась длинная лента - койрок (в переводе "хвост"), расшитая бисером, с бахромой на конце. Только состоятельные семьи могли позволить себе такой шикарный головной убор.
Замужние женщины восточного Зауралья наряжались в башкейем (он же кэлэпуш). Этот головной убор представлял собой высокую округлую шапочку, к которой прикреплялась накидка, закрывающая затылок, уши и плечи. Башкейем, как и кашмау, украшался монетами и кораллами, впереди у него была сеточка, спадающая на глаза.
В северных деревнях можно было встретить такыя - полусферические шапочки, расшитые монетами и бляхами, с бахромой из бисера.

Женский головной уборГоловной убор играл особую роль в костюме. Он свидетельствовал о

Слайд 4Национальный костюм башкирских женщин формировался на протяжении многих веков и продолжает

формироваться до сих пор. Его отделка, как и любого элемента женского костюма, отличалась богатством и роскошью.
Основу составляло платье кулдэк с оборками, украшенное вышивкой. В начале ХХ века на кулдэке появляются манжеты и защипы на груди. Особенностью таких платьев были широкие проймы, большие квадратные ластовицы и отложной воротник. Вырез на груди стягивался шнурком.
Поверх выреза женщины носили нагрудники (селтэр, яра), служившие защитой от проникновения злых духов. В зависимости от местности форма нагрудника могла быть разной: треугольной или округлой, короткой или длинной.
Под платье надевали шаровары (ыштан), а сверху - расшитый позументом и серебряными монетами приталенный камзол. Отделывали его по-разному, в зависимости от региона.
В северных районах был распространен фартук (алъяпкыс). Изначально его носили во время выполнения работы по дому, но позже он стал нарядным элементом национального костюма.
Распашные халаты бишмэты (на севере) и елэны (на юге) выполнялись из однотонного сукна и украшались монетами, позументом и аппликациями, позже - эполетами. Елэн и бишмэт похожи по крою, но елэн более длинный и расклешенный по подолу. праздничные расшивали красными узорами и аппликациями.

Женский костюм

Национальный костюм башкирских женщин формировался на протяжении многих веков и продолжает формироваться до сих пор. Его отделка,

Слайд 5 Мужские головные уборы не так многочисленны. Повседневной была тюбетейка, а в

скотоводческих районах - меховая шапка.
 По мусульманским обычаям мужчине не следовало появляться на людях с непокрытой головой, поэтому тюбетейку мальчики начинали носить еще в раннем детстве. Пожилые мужчины отдавали предпочтение головным уборам черного цвета, а молодые - светлого. Праздничные тюбетейки молодых обшивались бисером и галуном.
Меховые шапки имели вытянутую форму, покрывались сверху бархатом или сукном. У южных и восточных башкир традиционным головным убором был малахай. По спине от него спускался кусок ткани, который защищал шею и верхнюю часть туловища от ветра.

Мужские головные убор

 Мужские головные уборы не так многочисленны. Повседневной была тюбетейка, а в скотоводческих районах - меховая шапка. По мусульманским

Слайд 6Мужской костюм, как и головные уборы, отличался от женского меньшим разнообразием

и сдержанностью. Он состоял из свободной туникообразной рубахи, нешироких штанов, поверх которых надевали камзол или легкий халат. На юге Урала рубахи шили без воротника, а от горловины по косой спускался разрез, который скреплялся шнурком. В северных районах у рубах был отложной воротничок и разрез был прямым.
Верхней одеждой служили суконные чекмени, халаты темного цвета, отделанные позументом, и расклешенные кафтаны кэзэки со стоячим воротником и глухой застежкой. Малообеспеченные башкиры носили халаты из домотканых материалов.
Зимой мужчины надевали овчинные шубы (билле тун) и тулупы (тире тун).
Исключительно мужской деталью костюма был пояс. Их было несколько видов: шерстяные, ременные, матерчатые или кушаки с пряжками. Справа всегда привешивали прямоугольную кожаную суму каптыргу или калту, а слева – ножны.
Как и женщины, мужчины могли носить чулки, либо выбирали портянки. Обувью служили сапоги итек, сарык с суконным голенищем, башмаки ката. В торжественных случаях обували сапожки ичиги, а поверх них – калоши. Это считалось особенностью башкир. При входе в помещение калоши оставляли у порога.

Мужской костюм

Мужской костюм, как и головные уборы, отличался от женского меньшим разнообразием и сдержанностью. Он состоял из свободной

Слайд 7У башкир издавна известен

музыкальный инструмент – курай. Этот инструмент считается одним из национальных символов башкирского народа. Стилизованное соцветие курая, состоящего из семи лепестков, изображено на гербе и флаге Республики Башкортостан. В Краткой энциклопедии Башкортостана приводятся такие сведения: «КУРАЙ (kурай), башкирский духовой музыкальный инструмент типа открытой продольной флейты. С древних времен курай изготавливали из стебля зонтичного растения с одноименным названием. Биологическое название – Реброплодник уральский (Pleurospermum uralense). Стебель курая прямой, высотой около 2-х метров»2

КУРАЙ

Музыкальные инструменты

У башкир издавна известен

Слайд 8В Башкортостане наиболее распространен самозвучащий (идиофонический) вариант инструмента. Это -  "Агас-кубыз" –

деревянный кубыз (башк. агас – дерево) и "Тимер-кубыз" – железный кубыз (башк. тимер – железо). По Хорнбостелю-Заксу агас-кубыз – идиоглоттический маультроммель с индексом 121.21., а тимер-кубыз – гетероглоттический маультроммель с индексом 121.22. Данные музыкальные орудия под различными названиями распространены во всем мире.На Тимер-кубызе в Республике играют повсеместно. 

Деревянный кубыз

В Башкортостане наиболее распространен самозвучащий (идиофонический) вариант инструмента. Это -  

Слайд 9По Хорнбостелю-Заксу агас-кубыз – идиоглоттический маультроммель с индексом 121.21., а тимер-кубыз –

гетероглоттический маультроммель с индексом 121.22. Данные музыкальные орудия под различными названиями распространены во всем мире.На Тимер-кубызе в Республике играют повсеместно. И хотя считается, что это детский и женский инструмент, лучше всего на нем играют мужчины. Это подтверждается легендами и преданиями, сохраняющими имена талантливых мастеров-исполнителей на кубызах. Сегодня в Башкирии пользуются популярностью инструменты мастеров и исполнителей Р.Загретдинова из Уфы, М.Давлетбаева из Салавата, З.Халилова из Кумертау и др.

железный кубыз

По Хорнбостелю-Заксу агас-кубыз – идиоглоттический маультроммель с индексом 121.21., а тимер-кубыз – гетероглоттический маультроммель с индексом 121.22. Данные

Слайд 10Первые упоминания о гармони относятся к концу XIX века. Региональное название инструмента самое различное: "русская"

или "гармонь русского строя", тальянка (тальян-гармун), минорка (минёрка), "батская" ("Вятская") гармонь, "Бараксин" (гармони династии казанских  мастеров Вараксиных), бирская тальянка (инструменты бирских мастеров) и так далее.
В фольклорных экспедициях были выявлены два типа диатонических гармоней, имеющих наибольшее распространение: "Русская" – типа саратовской, и тальянка (тальян-гармун) – инструмент вятского типа (кировские гармони). Появление гармоник среди традиционных башкирских инструментов произвело настоящую революцию как в этноинструментарии, так и в этнорепертуаре.

Гармонь  и баян.

Первые упоминания о гармони относятся к концу XIX века. Региональное название инструмента самое различное:

Слайд 11     Из струнных музыкальных инструментов наибольшее распространение в Республике имеютмандолина и скрипка. Они используются башкирскими музыкантами

в их классической форме,квинтовом строе и названии. По Хорнбостелю-Заксу мандолина относится к чашечным шейковым лютням (индекс - 321.321), а скрипка – к коробчато-шейковым лютням (индекс – 321.322).
          Мандолина и скрипка являются неотъемлемой частью башкирского этномузицирования. На нихиграют повсеместно: на праздниках, в быту, на самодеятельной сцене и даже на уроках музыки в национальных средних школах. Профессионального обучения на мандолине нет, данный инструмент – яркий представитель устного инструментального творчества. Мандолина и  скрипка в Башкирии – инструменты сольной традиции, но на них не редкость игра в ансамбле с  кураем, кубызом, баяном, 

Мандолина и скрипка

     Из струнных музыкальных инструментов наибольшее распространение в Республике имеютмандолина и скрипка. Они используются башкирскими музыкантами в их классической форме,квинтовом строе и

Слайд 12Сегодня курай – не только национальный музыкальный инструмент, но и своеобразная

визитная карточка Башкортостана. Символ цветка одноименного растения изображен на государственном гербе и флаге республики.

Сегодня курай – не только национальный музыкальный инструмент, но и своеобразная визитная карточка Башкортостана. Символ цветка одноименного

Слайд 13Традиционные башкирские блюда – это бишбармак (разрезанная на кусочки вареная конина

или баранина, приправленная лапшой с мясным бульоном), вяленая колбаса из конины, корот - особый вид пастилы из ягод, кумыс. Кумыс является национальным напитком башкир, традиция его производства уходит корнями в далекое прошлое. Умение делать вкусный кумыс издавна ценилось и передавалось от поколения к поколению

Традиционные башкирские блюда

Традиционные башкирские блюда – это бишбармак (разрезанная на кусочки вареная конина или баранина, приправленная лапшой с мясным

Слайд 14Башкортостан издавна славится своим мёдом. Республика – единственное место в России,

где люди по-прежнему занимаются старинным промыслом – бортничеством. Это древняя форма пчеловодства – дикий башкирский мед собирают не на пасеке, а на деревьях. Пчел при этом содержат в сосновых дуплах, которые называются «борть». Отсюда и необычное название промысла «Бортничество». По своим целебным и вкусовым качествам, а также по уникальному составу микроэлементов этот мед не имеет аналогов в мире.

Мёд

Башкортостан издавна славится своим мёдом. Республика – единственное место в России, где люди по-прежнему занимаются старинным промыслом

Слайд 15Ежегодно в Башкортостане с широким размахом отмечается национальный праздник Сабантуй –

праздник плуга.
Он возник еще в языческие времена, тогда его смысл заключался в задабривании многочисленных богов и духов природы, от милости которых зависела жизнь людей. Традиционно Сабантуй отмечается в начале лета

Сабантуй

Ежегодно в Башкортостане с широким размахом отмечается национальный праздник Сабантуй – праздник плуга.Он возник еще в языческие

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть