Презентация, доклад Письменные источники. Письменность (5 класс)

Содержание

Вспомните, какие источники мы называем письменными?Написанные или напечатанные тексты.летописи и хроники, договоры,деловые документы, научные труды, религиозные записи и книги,эпитафии, письма, дневники и другие

Слайд 1
Письменные источники Письменность.
Введение в историю



Письменные источники Письменность. Введение в историю

Слайд 2Вспомните, какие источники мы называем письменными?
Написанные или напечатанные тексты.
летописи и хроники,


договоры,
деловые документы,
научные труды,
религиозные записи и книги,
эпитафии,
письма,
дневники
и другие
Вспомните, какие источники мы называем письменными?Написанные или напечатанные тексты.летописи и хроники, договоры,деловые документы, научные труды, религиозные записи

Слайд 3Изучает надписи на твёрдых материалах
(надписи обычно современны содержащимся сведениям)
Эпиграфика
Палеография
Дипломатика
Историко-филологическая дисциплина,

изучающая памятники древней письменности.

Изучает документы, грамоты, договоры и др.

Письменные источники изучает несколько наук и в том числе:

Изучает надписи на твёрдых материалах(надписи обычно современны содержащимся сведениям) ЭпиграфикаПалеографияДипломатикаИсторико-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности. Изучает документы,

Слайд 4Письменные источники могут быть..
Рукописными
Напечатанными

Письменные источники могут быть..РукописнымиНапечатанными

Слайд 5Письменные источники могут быть на…
Камне
Бересте
Бумаге
Пергаменте
Папирусе

Письменные источники могут быть на…КамнеБерестеБумагеПергаментеПапирусе

Слайд 6Как изучать письменные источники
Вы должны научиться описывать письменные источники с которыми

познакомитесь на уроках

Запомните!!!

Описание источника нужно делать последующему плану:

1. Определи название источника, его вид, автора, место и время создания.
2. Прочти текст по абзацам, выдели незнакомые слова и названия, выясни их значение.
3. Сформулируй основную идею всего текста (о чем в нем идет речь).
4. Выдели главные мысли текста, определи его план.
5. Извлеки последовательно из текста всю возможную информацию.
6. Оцени, можно ли считать его сведения достоверными. Подумай, как их можно использовать в изучении истории.

Как изучать письменные источникиВы должны научиться описывать письменные источники с которыми познакомитесь на урокахЗапомните!!!Описание источника нужно делать

Слайд 7Как изучать письменные источники
Согласно данному плану попробуйте описать приведенный ниже источник
1.

Определи название источника, его вид, автора, место и время создания.
2. Прочти текст по абзацам, выдели незнакомые слова и названия, выясни их значение.
3. Сформулируй основную идею всего текста (о чем в нем идет речь).
4. Выдели главные мысли текста, определи его план.
5. Извлеки последовательно из текста всю возможную информацию.
6. Оцени, можно ли считать его сведения достоверными. Подумай, как их можно использовать в изучении истории.

ПЕСНЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКА
Войско вернулось благополучно, разорив страну бедуинов, снеся ее крепости, срубив ее смоковницы и виноград-ники, сжигая ее поселки, перебив в ней десятки тысяч людей, захватив в ней множество пленных.
Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

Надпись на гробнице.
Египет. XXVI век до н. э.

Как изучать письменные источникиСогласно данному плану попробуйте описать приведенный ниже источник1. Определи название источника, его вид, автора,

Слайд 8Существование письменных источников было бы невозможно, если бы люди

не придумали...

ПИСЬМЕННОСТЬ

Существование письменных источников   было бы невозможно,   если бы люди не придумали...ПИСЬМЕННОСТЬ

Слайд 9Письменность
знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов закреплять

речь во времени и передавать ее на расстояние.
Письменностьзнаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов закреплять речь во времени и передавать ее

Слайд 10Письменность появилась около 5 тысяч лет назад
Период до появления письменности
Доисторический
Почему?

Письменность появилась около 5 тысяч лет назадПериод до появления письменностиДоисторическийПочему?

Слайд 11При раскопках поселения, существовавшего до появления письменности, были найдены следы говорящие

о том, что оно было уничтожено в ходе сражения.

Как вы думаете можем ли мы ответить на следующие вопросы?

Вспомните, что мы должны знать, чтобы составить полное представление об историческом факте (событии)?

Вывод: при отсутствии письменных источников невозможно получить полное представление о событиях

Давайте рассмотрим следующую ситуацию:

Точная дата сражения?
Почему произошло нападение на поселение?
Имена полководцев (вождей)?
Какие выгоды от уничтожения поселения получили победители?

При раскопках поселения, существовавшего до появления письменности, были найдены следы говорящие о том, что оно было уничтожено

Слайд 12Письменность
Значит если бы письменность так и не придумали…





ПисьменностьЗначит если бы письменность так и не придумали…

Слайд 13Предмет
Предмет, набор предметов используется для передачи сообщений
Появились ещё в каменном веке
Первые

попытки передать сообщение

Рисунок
Пиктограммы

Сообщение в виде рисунка или серии рисунков


Подумайте, познакомившись с приведенной ниже информацией в чем состоят недостатки такого письма?
Можно ли назвать предметное и рисуночное письмо письменностью в современном понимании?

ПредметПредмет, набор предметов используется для передачи сообщенийПоявились ещё в каменном векеПервые попытки передать сообщениеРисунок ПиктограммыСообщение в виде

Слайд 14Вы уже читали сказку Р.

Киплинга «Как появилось первое письмо»
Вспомните сюжет сказки и ответьте на вопросы:
Как выглядело первое письмо?
Что хотела предать девочка в письме?
Как соплеменники девочки истолковали письмо?

Р.Киплинг

Вы уже читали сказку       Р. Киплинга «Как появилось первое письмо» Вспомните

Слайд 15Древнегреческий историк Геродот рассказывал:
«Скифы отправили персам, с которыми воевали, необычные

дары. Это были лягушка, мышь, птица и пять стрел. (Животные и птица были живые, настоящие)»
Персы оказались в затруднении.
Как расшифровать послание ?

Послание скифов персам

Древнегреческий историк Геродот рассказывал: «Скифы отправили персам, с которыми воевали, необычные дары. Это были лягушка, мышь, птица

Слайд 16Персидский царь Дарий I заявил:
«Это знак покорности скифов. Они признают

своё поражение: мышь и лягушка, живут в земле и воде, которые скифы отдают нам во владение. Птица – быстрое бегство противника, а стрелы – отказ от сопротивления».


Персидский царь Дарий I заявил: «Это знак покорности скифов. Они признают своё поражение: мышь и лягушка, живут

Слайд 17Но советник царя перевел послание по иному:
«Если вы, персы, не

научитесь скакать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, как мыши, и летать, как птицы, то вы все погибнете, осыпанные нашими стрелами».


Но советник царя перевел послание по иному: «Если вы, персы, не научитесь скакать по болотам, как лягушки,

Слайд 18Царь не прислушался к предостережениям придворного мудреца и скифы победили персов

в этой войне.

Послание скифов персам

Царь не прислушался к предостережениям придворного мудреца и скифы победили персов в этой войне.Послание скифов персам

Слайд 19Индейцы Северной Америки из раковин и бисера плели разноцветные пояса. Белый

- обозначал благополучие, мир, здоровье, красный или фиолетовый – войну и т.д. Такое предметное «письмо» называлось вампум.

Различные виды предметного «письма» существовали у народов Америки.

Вампум

Индейцы Северной Америки из раковин и бисера плели разноцветные пояса. Белый - обозначал благополучие, мир, здоровье, красный

Слайд 20В Перу (Южная Америка) писали при помощи узелков. Их количество и

форма определяли числа. Цвет верёвок обозначал считаемые предметы: жёлтый – золото, красный – воинов и т.д. Такое письмо называлось кипу. До сих пор ученые спорят как расшифровать эти «записи»

Кипу

Различные виды предметного «письма» существовали у народов Америки.

В Перу (Южная Америка) писали при помощи узелков. Их количество и форма определяли числа. Цвет верёвок обозначал

Слайд 21Нет общепризнанного набора условных знаков для слов речи
Еще не письменность
Предметное
Рисунок,
Пиктограммы
Необходимо толкование
Итак,

вы уже можете ответить на вопросы:
Можно ли назвать предметное и рисуночное письмо письменностью в современном понимании?
В чем состоят недостатки такого письма?
Нет общепризнанного набора условных знаков для слов речиЕще не письменностьПредметноеРисунок,ПиктограммыНеобходимо толкованиеИтак, вы уже можете ответить на вопросы:Можно

Слайд 22Клинопись,
иероглифы
Слово или слог изображаются в виде упрощенного рисунка (значка)
Появилась в

Шумере и Египте в 3 тыс. до н.э., позднее в Китае и Японии (иероглифы)

Письменность

Клинопись, иероглифыСлово или слог изображаются в виде упрощенного рисунка (значка)Появилась в Шумере и Египте в 3 тыс.

Слайд 23В Древнем Египте для передачи сообщений первоначально использовали знаковое письмо, где

один знак-иероглиф обозначал одно или несколько понятий

Египетские иероглифы

«нога», «ходить», «стоять», «приносить»

«вода», «река»

«солнце»


Затем, для удобства письма стали дополнительно использовать иероглифы обозначающие слоги и даже звуки.
С помощью них и стали записывать слова.

виноградник

работа

В Древнем Египте для передачи сообщений первоначально использовали знаковое письмо, где один знак-иероглиф обозначал одно или несколько

Слайд 24Клинопись
В древнем Двуречье в качестве материала для письма использовали глиняные таблички.

Знаки на них выдавливали заостренными палочками – поэтому такая письменность называется клинописью.

Каждый знак обозначал слово, но были сочетания знаков передающие звуки.

Благодаря тому, что глиняные таблички долговечны в Двуречье сохранилось много исторических документов – например миф о Гильгамеше. Клинописью впервые в истории царем Хамураппи были записаны законы

КлинописьВ древнем Двуречье в качестве материала для письма использовали глиняные таблички. Знаки на них выдавливали заостренными палочками

Слайд 25Клинопись,
иероглифы
Письменность
Иероглифическое письмо в настоящее время используется в Китае и Японии
Но

у данного письма тоже есть недостатки. Подумайте какие?
Клинопись, иероглифыПисьменностьИероглифическое письмо в настоящее время используется в Китае и ЯпонииНо у данного письма тоже есть недостатки.

Слайд 26Клинопись,
иероглифы
Письменность
Основной недостаток иероглифического письма – большое количество знаков, которое необходимо

выучить

Клинопись

Китайские иероглифы

Клинопись, иероглифыПисьменностьОсновной недостаток иероглифического письма – большое количество знаков, которое необходимо выучитьКлинописьКитайские иероглифы

Слайд 27Буквы (алфавит)
Звуки (сочетание звуков) изображаются в виде значков, собранных в алфавит
Появилась

в середине 2 тыс. до н.э. в Финикии (только согласные)

В Греции в 9-8 вв. до н.э. введены буквы для гласных звуков

Письменность

Буквы (алфавит)Звуки (сочетание звуков) изображаются в виде значков, собранных в алфавитПоявилась в середине 2 тыс. до н.э.

Слайд 28Финикийский алфавит
Неудобство иероглифического письма, привело в итоге к созданию алфавита.
Первый алфавит

был создан в Финикии. В нем гласные писались только в начале слова, а согласные, подразумевали любой согласный.

Финикийский алфавитНеудобство иероглифического письма, привело в итоге к созданию алфавита.Первый алфавит был создан в Финикии. В нем

Слайд 29Идею финикийцев подхватили древние греки. Они создали несколько видов письменности, которые

базировались на принципах финикийского алфавита.

Линейное письмо Б.

Идею финикийцев подхватили древние греки. Они создали несколько видов письменности, которые базировались на принципах финикийского алфавита.Линейное письмо

Слайд 30Один знак в этих письменностях уже соответствовал одному звуку.
Постепенно греки добавили

в алфавит буквы означавшие гласные звуки.

Греческий алфавит

Один знак в этих письменностях уже соответствовал одному звуку.Постепенно греки добавили в алфавит буквы означавшие гласные звуки.Греческий

Слайд 31В греческом алфавите каждая буква имела название.
Так как многие науки приобрели

современный вид именно в Древней Греции, то греческие буквы используются в них до сих пор (астрономия, физика и др.)

Греческий алфавит

В греческом алфавите каждая буква имела название.Так как многие науки приобрели современный вид именно в Древней Греции,

Слайд 32Древнегреческий алфавит лег в основу современных алфавитов Европы.

Древнегреческий алфавит лег в основу современных алфавитов Европы.

Слайд 33Славянский алфавит был создан братьями-миссионерами Кириллом и Мефодием.
Кирилл и Мефодий.
В 9

в.они создали моравский алфавит, приспособив для отображения звуков моравского языка греческий алфавит.

Ученики просветителей распространили кириллицу среди всех славянских народов.

Славянский алфавит был создан братьями-миссионерами Кириллом и Мефодием.Кирилл и Мефодий.В 9 в.они создали моравский алфавит, приспособив для

Слайд 34Ученые спорят существовала ли письменность на территории нашей страны до появления

славянского алфавита. Часть ученых считает такой письменностью древние «черты и резы»
Ученые спорят существовала ли письменность на территории нашей страны до появления славянского алфавита. Часть ученых считает такой

Слайд 35С 988 года, с момента крещения Руси славянская письменность утвердилась и

на территории нашей страны

Крещение Руси. Икона

Текст «Жития св. Владимира»

Страница Русской Правды

С 988 года, с момента крещения Руси славянская письменность утвердилась и на территории нашей страныКрещение Руси. ИконаТекст

Слайд 36Буквы (алфавит)
Письменность
В настоящее время данный вид письменности используется в большинстве стран

Буквы (алфавит)ПисьменностьВ настоящее время данный вид письменности используется в большинстве стран

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть