Слайд 1
Тема: «Патриотическое воспитание на уроках истории
средствами
краеведения»
Выполнила: Иванова И. Н.
Учитель истории и обществознания
ГБОУ ООШ пос.Верхняя Подстепновка
М. р. Волжский
2015г.
Слайд 2Актуальность
Работы продиктована тем, что современный период в российской истории
и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90‑е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на уровень мировоззренческой, политической, правовой и духовной культуры молодежи.
У обучающихся произошло смещение базовых ценностных ориентиров, что заставляет совершенствовать систему педагогической
работы по истории.
Слайд 3В связи с происходящими изменениями все образовательные учреждения России перешли на
новый ФГОС. Перед учителем поставлены задачи:
Воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности с учетом отечественного исторического опыта и традиций.
Обеспечение исторической преемственности поколений.
Сохранение, распространение и развитие национальной культуры.
Формирование основ гражданской самоидентификации личности и усвоение основных национальных ценностей современного российского общества.
Слайд 4Противоречия
С одной стороны, глобальность задач перед образованием - воспитание личности, разделяющей
гражданские, демократические и национальные ценности, социализация молодежи, а с другой стороны, невозможность их реализации в полной мере из-за недостаточного количества часов, отведенных на изучение истории (2 часа в неделю)и отсутствия УМК по краеведению ( условия).
В новых ФГОС поставлена цель формирования у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине, ответственности за свою страну и общество, начиная со своей малой родины. Но в школе отсутствует системное краеведческое образование, которое бы способствовало воспитанию российской гражданской идентичности идентичности.
Слайд 5В молодежной среде наблюдается распространение равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения
к истории нашей страны (содержание).
Программы по истории ориентируют на приобретение обучающимися социального опыта активного освоения исторического и культурного наследия России через знание культуры и истории своего народа и родного края.
А многие учащиеся не знают истории Самарского края и своего поселка, не
интересуются происхождением
своей фамилии
и историей семьи. ( результаты).
Слайд 6Проблема
В условиях новых ФГОС и существующей образовательной программы по истории возникает
необходимость уделять большее и системное внимание работе с краеведческим материалом на уроках и факультативах по истории, который послужит средством формирования основ
гражданской,
этнонациональной,
культурной самоидентификации
и патриотизма
у обучающихся.
Слайд 7Цель:
начать создавать систему
работы по применению
краеведческого
материала
в учебно-воспитательном
педагогическом
процессе
патриотического направления
Слайд 8Задачи
Изучить материалы государственных документов в контексте патриотического воспитания –
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
«Национальная доктрина образования Российской Федерации»
«Программа развития образования Самарской области на 2011-2015 г.»
«Наша новая школа»
Начать разработку системы внедрения краеведческих материалов в уроки истории и внеурочную деятельность.
Начать апробировать систему в работе.
грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.
Расширение представления детей об истории родного города.
Активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и ОУ.
Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.
Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.
Слайд 9Конкретизировать задачи работы учителя в данном направлении:
Воспитание патриотизма, любви к
Родине, семье, городу.
Формирование гражданской активности в социально значимых проектах.
Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
Развитие умений самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.
Сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей, т.е. участи в научной и исследовательской деятельности.
Расширение представления детей об истории семьи, поселка, родного города.
Активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.
Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном крае.
Ожидаемые результаты
Согласно ФГОС личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося;
осмысление им опыта российской истории как части мировой истории;
усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: малая родина.
Ожидаемые результаты
Применение на практике разрабатываемой системы работы с использованием краеведения позволит :
сформировать у обучающихся базовые национальные ценности и гражданскую самоидентификацию;
повысить количество и качество социально-личностных достижений :
участие в социально-значимых проектах, акциях, научно-практических конференциях, конкурсах патриотической направленности;
Активизировать деятельность кружка «Юный краевед»;
Слайд 12Ожидаемые результаты
увеличить количество проектных исследовательских работ, содержащих местный краеведческий материал;
Активизировать деятельность учеников, родителей и общественности в пополнении школьного краеведческого музея новыми ценными историческими и культурными материалами.
содержание
Краеведение - это не школьная дисциплина, не наука, это комплекс наук, изучающий малую территорию.
Это один из способов воспитания патриотических и гражданских позиций учащихся.
Краеведение – это связующая нить, тянущаяся от прошлого через настоящее к будущему.
Слайд 14Развитие краеведения – это задача федерального масштаба. «Воспитание краеведением подразумевает не
только распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение всегда и краелюбие. Оно воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких соседей и во многом определяет представление о месте своего родного «края» в регионе, в России в целом».
Слайд 15Воспитание патриотизма через краеведение предполагает выстраивание педагогического процесса по цепочке: представления
– знания – умения – деятельность.
Представления и понятия:
Родина как место, где человек родился,
природа родины;
родной язык;
традиции, нравы, обычаи Родины;
история;
понятие соотечественника;
национальные особенности жизни людей;
особенности жизни многонационального общества;
интернационализм как нравственное качество человека;
патриотизм как отношение к Отечеству;
патриотические чувства;
деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека.
Слайд 16знания:
в ходе коллективной и индивидуальной работы
учащемуся необходимо усвоить ,
что такое
«Родина», «Отчизна», «Отечество»,
необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края,
своей родословной,
на самоанализ и определение своего отношения
к Родине,
труду,
окружающим людям;
умения:
воспитанник учится анализировать,
вдумчиво читать,
собирать по крупицам материал, работать в архивах,
приобретать навыки экскурсовода,
навыки работы в школьном музее;
Слайд 17Деятельность
подразделяется на:
массовую,
групповую
и индивидуальную.
Формы её различны : поход,
поездки,
экскурсии,
экспедиции,
соревнования, слёты, акции.
Формы краеведческой работы можно распределить по возрастам участников, учитывать индивидуально- психологические особенности школьников.
Использование многообразия форм и возможностей краеведческой работы помогает в формировании ценностных ориентаций и убеждений учащихся, поддерживает интерес к исторической и военной тематике.
Слайд 18Деятельность
Использование многообразия форм и возможностей краеведческой работы помогает
в формировании ценностных ориентаций и убеждений учащихся, поддерживает интерес к исторической и военной тематике.
На уроках истории при прохождении курса отечественной истории проводить проекцию на развитие России и города, как составляющую часть нашей Родины. Изучать вклад каждого жителя и города в целом в судьбу нашего Отечества. В этом поможет технология ученического научно-практического исследования и проектная деятельность учащихся.
Слайд 19Вывод
Системная, целенаправленная и осознанная работа с краеведческим материалом на уроках истории
и факультативах способна:
сформировать основы гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации и патриотические чувства у современной молодежи;
расширить знания об истории родного поселка, города, а следовательно любви и уважения к малой родине, стране;
научить работать с информацией;
приобрести опыт публичных выступлений, самореализации учащихся.
Слайд 20Список используемой литературы:
1.ФГОС НОО / М-во образования и науки Рос. Федерации.
– М. :
Просвещение, 2010. – 31 С.
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. М.: Просвещение, 2009
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования : проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. —М. : Просвещение, 2009 .
4. Конституция Российской Федерации М.: центральная избирательная комиссия, 2003
5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / РАО ; Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2010. – 39 с.
6.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2011. — 67 с.