Слайд 1ОЛИГАРХИЧЕСКАЯ СПАРТА
ЛЕВИНА Т.П. – учитель истории и обществознания высшей
квалификационной категории
Слайд 2Актуализация знаний
1. Он написал про Илион и Одиссея,
И греки его чтят,
любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя.
Слайд 3Актуализация знаний
1. Он написал про Илион и Одиссея,
И греки его чтят,
любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя. (Гомер)
Слайд 4Актуализация знаний
2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять.
Слайд 5Актуализация знаний
2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. (Демос)
Слайд 6Актуализация знаний
3. Для всех свободных афинян –
И не только для крестьян
–
В государстве есть удел –
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти.
Слайд 7Актуализация знаний
3. Для всех свободных афинян –
И не только для крестьян
–
В государстве есть удел –
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти. (Народное собрание)
Слайд 8Актуализация знаний
4. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот,
кого он выбирал,
Перед людьми отчет держал?
Слайд 9Актуализация знаний
4. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот,
кого он выбирал,
Перед людьми отчет держал? (Демократия)
Слайд 10Актуализация знаний
5. Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю
вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ.
Слайд 11Актуализация знаний
5. Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю
вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ. (Ареопаг)
Слайд 12Актуализация знаний
6. Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился
–
Зерно не отдано сполна.
Слайд 13Актуализация знаний
6. Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился
–
Зерно не отдано сполна. (Долговой камень)
Слайд 14Актуализация знаний
7. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и
честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил.
Слайд 15Актуализация знаний
7. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и
честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил. (Солон)
Слайд 16ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ – РАСШИФРУЙТЕ,
ЧТО ЗДЕСЬ НАПИСАНО
Слайд 17 Задание:
Сформулируйте вопросы, на которые мы должны получить ответы в ходе
урока.
Слайд 18ТЕМА УРОКА: ОЛИГАРХИЧЕСКАЯ СПАРТА
Слайд 19Цели урока:
1)познакомиться с особенностями образования и развития
Спартанского государства,
2)изучить особенности воспитания спартанцев;
3) развивать аналитические навыки и образное мышление; извлекать необходимую информацию; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, готовность к сотрудничеству и коллективной работе с соучениками;
4) стремиться к познанию наследия древних народов, осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
Слайд 20ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СПАРТАНСКОГО ГОСУДАРСТВА.
2. ЗАКОНЫ ЛИКУРГА.
3. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
И МОЛОДЕЖИ.
4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ.
5. СПАРТАНСКАЯ АРМИЯ.
Слайд 21ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
ЧТО
СДЕРЖИВАЛО РАЗВИТИЕ СПАРТЫ?
Слайд 221.ВОЗНИКНОВЕНИЕ СПАРТАНСКОГО ГОСУДАРСТВА
Найдите на карте, где располагалась Древняя Спарта.
Слайд 23 НАСЕЛЕНИЕ СПАРТЫ
Всё население Спарты делилось на:
СПАРТАНЦЫ
ПЕРИЭКИ
ИЛОТЫ
СВОБОДНОЕ НАСЕЛЕНИЕ
РЕМЕСЛЕННИКИ И ТОР-ГОВЦЫ,
НЕ ИМЕЛИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
РАБЫ
Слайд 24Граждане - спартиаты
Мужчины, родившиеся в Спарте.
Служили в армии.
Участвовали в Народном собрании.
Владели землей и рабами.
Слайд 25Периэки – «живущие вокруг»
Неполноправные граждане.
Приезжие.
Занимались ремеслом и торговлей.
Слайд 26Илоты - рабы
По-гречески «захваченные»
Потомки коренных жителей Мессении и Лаконики были рабами.
Обрабатывали
землю.
Часть урожая отдавали хозяевам.
Слайд 27Вопрос:
Как вы думаете, в чем была опасность того, что рабов
было больше, чем спартиатов?
Слайд 29 Сведения о Ликурге настолько противоречивы, что ученые даже
склонны считать его вымышленным лицом.
Согласно преданию, Ликург был сыном царя, жил в IX–VIII вв. до н. э. Его законы устанавливали равенство всех спартанцев, суровые обычаи жизни и воспитания. Недовольные преобразованиями спартанцы, которые потеряли свое богатство, однажды жестоко избили правителя, и Ликург ослеп на один глаз. Однажды спартанцы спросили: «Как сделать, чтобы соседние страны не нападали на нас?»
Ликург отвечал: «Оставайтесь бедными и не будьте ни в чем богаче соседей».
Ликург считал, что даже смерть общественного деятеля должна быть полезна государству. Когда законы были претворены в жизнь, Ликург отправился к Дельфийскому оракулу, взяв со спартанцев слово ничего не менять в законодательстве до его возвращения. В Дельфах законодатель покончил жизнь самоубийством, завещав сжечь свое тело, а пепел развеять, чтобы даже мертвым не вернуться в Спарту. Спартанцы, верные данному обещанию, много веков ничего не меняли в законах Ликурга.
Ликург
Слайд 302.ЗАКОНЫ ЛИКУРГА
Все спартиаты – члены общины равных.
Вся земля в Спарте –
у общины равных.
Каждой семье спартиатов – равный участок земли.
Слайд 312.ЗАКОНЫ ЛИКУРГА
Все спартиаты с 20 до 60 лет служат в армии.
Они
не должны заниматься чем-либо другим, только военным делом.
Слайд 323.ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
ЗАДАНИЕ:
1. КАК ВОСПИТЫВАЛИ ВОИНА-СПАРТАНЦА.
2. ЧТО БЫЛО
ОБЩЕГО В ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В СПАРТЕ?
Слайд 33Спартанцы женились в 30 лет.
Семью навещали лишь изредка.
В собственном доме разрешалось
жить только старикам.
Слайд 34В Спарте большое значение придавалось физическому здоровью.
Новорожденного осматривали должностные лица.
Больного и
слабого ребенка умертвляли.
Слайд 35Воспитание мальчиков
С 7 лет мальчики жили в казарме под присмотром учителей.
Слайд 37Обучение в Спарте
Главными предметами были атлетика, танцы и упражнения с оружием.
С
учениками занимались музыкой и патриотическими песнями.
Изучали спартанские законы.
Слайд 38Они слушали, участвовали в спорах.
Оказывали абсолютное уважение старшим и абсолютную готовность
к подчинению.
Мальчикам разрешалось присутствовать в казармах, когда мужчины ели.
Слайд 39Спартанские женщины
Чтобы дети рождались здоровыми, женщины занимались спортом.
Между ними устраивались спортивные
состязания.
Слайд 41Два царя
Народное собрание
Не выступали
с речами
Утверждали
законы
Совет
старейшин
Командовали
армией
Наблюдали
за пользо-
ванием землей
Вершили суд
Руководили
общиной
равных
Избирался пожизненно
народным собранием
Слайд 42Народное собрание - аппела
Состояло из мужчин старше 30 лет.
Утверждало законы, не
обсуждая их.
Голосовали криками «да» или «нет».
Слайд 43Цари
В Спарте было 2 царских рода.
Два царя всегда правили вместе.
Они возглавляли
армию на войне.
Слайд 44Эфоры
Народное собрание ежегодно избирало 5 эфоров (надзирателей).
Они занимались повседневными государственными делами.
Наблюдали
за царями.
Слайд 45Герусия – совет старейшин
Состав: 2 царя и 28 советников (старше 60
лет)
Избирались Народным собранием.
Создавали законы и судили спартиатов.
Могли отменять решения Народного собрания.
Руководили военными, финансовыми делами.
Слайд 46Олигархия -
Власть немногих, таким был государственный строй в Спарте, где власть
принадлежала совету старейшин – герусии.
Слайд 48Чтобы удерживать местное население под контролем и защищаться от вторжения извне,
спартанцы создали сильную армию.
Бронзовая фигурка спартанского воина V в. до н.э.
Слайд 49Все мужчины служили в армии.
Они жили в казармах в суровых условиях.
Слайд 50Задание: Опишите по рисункам оружие и доспехи спартанцев.
Спартанский гоплит.
V
в. до н.э.
Слайд 51Спартанский воин в колеснице. Древнее изображение на доспехе.
Спартанский шлем
Слайд 53Спартанка, отправив в бой своих пятерых сыновей, стояла на окраине города,
ожидая исхода битвы. Подошедший к городу человек на ее вопрос рассказал, что все ее сыновья погибли. "Не об этом я тебя спрашивала, - закричала женщина, - а о нашей родине". И когда тот сообщил, что спартанцы одержали победу, она воскликнула: "Раз так, я с радостью принимаю весть о смерти моих сыновей".
Слайд 54ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Выберите правильный ответ :
Спартанцы:
а)
были коренными жителями Лаконики;
б) по приглашению коренных жителей
пришли в Лаконику;
в) завоевали Лаконику и подчинили своей
власти ее коренных жителей.
Слайд 55ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
2.Выберите неправильный ответ:
В греческих государствах Спарта славилась
как страна, в которой:
а) процветали искусство и наука;
б) все жители подчинялись почти военной дисциплине и строгому порядку;
в) младенцев, признанных старейшинами недостаточно здоровыми, сбрасывали с горного обрыва в пропасть.
Слайд 56ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
3.Назовите понятие:
Государственный строй в Древней Спарте
я и х р а г и ло
Слайд 57Объясни значение выражения:
Лаконичная речь
Пифагор Регийский Мальчик, вынимающий занозу. V в. до
н. э.
Бегунья
Древнегреческая скульптура.
V в. до н. э.
Слайд 58Лаконичная речь
Однажды спартанка, вручая сыну щит, внушала ему: "Или с ним,
сын мой, или на нем».
Ксеркс, царь Персии прислал к Фермопилам гонца с двумя словами: «Сложи оружие». Леонид ответил тоже двумя словами: «Приди, возьми».
Слайд 59Назови жителей Спарты. Какое положение они занимали в обществе?
Слайд 60Назови жителей Спарты. Какое положение они занимали в обществе?
Спартиаты
Илоты
Периэки
Слайд 61РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА
ЧТО
СДЕРЖИВАЛО РАЗВИТИЕ СПАРТЫ?
Слайд 62РЕФЛЕКСИЯ
Какую задачу ставили?
Удалось ли решить?
Какие результаты?
Что нужно ещё сделать?
Слайд 63Домашнее задание
Параграф 34.
Тетрадь-тренажер – стр.63. №1.