Слайд 1Обряды и традиции славянских свадеб
Свадьба — это «экватор» жизни между
рождением и смертью, это точка кульминации жизненных сил — творческих, созидательных, детородных — которые переходят из возможного в воплощаемое. Поэтому каждое действие, совершённое в этот узловой момент, может влиять на дальнейшую судьбу новой семьи.
Слайд 2Вступление в брак издавна сопровождалось соблюдением различных обрядов. Большинство из них
были связаны с религиозными представлениями и имели магический смысл - защитить молодых от злых духов и порчи. У многих народов свадьба включала драматизированный переезд невесты в дом жениха, обмен подарками, пир и т. д. Мы обратились к родной славянской, культуре. Ведь никакие китайские «лягушки удачи» не дадут нам такого благополучия и лада, какой даёт Родная Земля, тысячелетиями носившая наших предков и вдохновившая их древние и мудрые традиции
Слайд 3Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа.
Это влечёт за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. Такой переход был сродни смерти в своём и рождению в другом роду. Например, вытие — это то же, что и причитание по покойнику. На девичнике поход в баню — омытие мёртвого. В церковь невесту часто ведут под руки, символизируя тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходит уже сама. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался. Когда невесту сватали, то одевали в красный сарафан и говорили: «У вас товар — у нас купец».
Слайд 4Сговор окончательно закреплял согласие родителей и молодых на брак.
Сватали обычно
родственники жениха — отец, брат и т. д., реже — мать, хотя сватом мог быть и не родственник.
Брачный союз у славян начинался со сватовства, сговора и заканчивался свадьбой. Во время сватовства происходил предварительный договор сватов с родителями невесты.
Слайд 5Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил
некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Это делалось для того, чтобы уберечь обряд от действий нечистой силы. Текст мог быть таким:
У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек?
— Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли в вашем доме гусочка? — Есть у нас гусочка, но она ещё молоденька.
Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать.
После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствие девушки.
Слайд 6Через несколько дней после сватовства родители невесты (либо родные, если невеста —
сирота) приходили в дом жениха смотреть его хозяйство. Эта часть свадьбы была более «утилитарной», чем все другие, и не предполагала специальных обрядов.
От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды.
Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху.
Слайд 7Рукобитие (помолвка)
именно с этого дня начиналась собственно свадьба, а девушка с
парнем становятся «женихом и невестой». После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты). Обещание жениться часто подкреплялось задатками и залогами. Отказ от обручения считался делом бесчестным, долженствующим навлечь на виновного как небесную, так и земную кару, в виде взыскания расходов, даров, платы за бесчестье, а иногда — и уголовного наказания. Объявление о помолвке происходило обычно за столом. О помолвке гостям объявлял отец девушки. После его речи молодые выходили к гостям. Первыми пару благословляли родители, затем свои поздравления приносили гости, после чего пир продолжался.
Слайд 8Подготовка к свадебному дню
Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» В
это время готовилось приданое. В северных традициях невеста постоянно причитала. В южных — каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки» и т. д.), пели и плясали.
На «неделе» жених должен был приехать с подарками. В северной традиции все действия на «неделе» сопровождаются причетами невесты, в том числе и приезд жениха.
Слайд 9Накануне и утром свадебного дня невеста должна была совершить ряд обрядовых
действий. Их набор не фиксирован (например, в некоторых регионах невеста должна была посетить кладбище), но есть обязательные обряды, присущие большинству региональных традиций. Хождение невесты в баню могло происходить как накануне свадебного дня, так в сам свадебный день утром. Обычно невеста ходила в баню не одна, с подругами или с родителями.
Слайд 10Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя
их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами.
На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») —расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты.
Слайд 11Первый день
В первый день свадьбы обычно происходит следующее: приезд жениха,
отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.
Слайд 12Дружка
Дружка— один из главнейших участников обряда.
Дружка должен отлично знать обряд,
например, в какой момент нужно произносить свадебные приговоры и т. п. Часто дружку ритуально хулят и ругают, и он должен уметь достойно ответить на подобные шутки в свой адрес. Жених же — почти пассивная фигура, он в свадебный день не говорит обрядовых слов.
Обычно дружка — родственник жениха или близкий друг. Его атрибут — вышитое полотенце повязанное через плечо.
В некоторых традициях может быть не один дружка, а два или даже три. Но всё равно один из них главенствует над другими.
Слайд 13Приезд жениха
Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде
и сидеть в красном углу. Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т. п. Выкупать может как сам жених, так и дружка.
Слайд 14Элементы магических действий в этой части обряда особенно важны. Распространено подметание
дороги. Это делается для того, чтобы под ноги молодым не бросили предмет, на который могла быть наведена порча . дружка и другие гости тщательно следили, чтобы никто не нарушил чистоту дороги за такое нарушение виновного могли жестоко избить. С языческих же времен сохранился обычай делать подношение местному колдуну или знахарке .чтобы те не навредили свадебному поезду. При этом колдун мог нарочно прийти к поезду и стоять там, пока не получит достаточный подарок.
Слайд 15Существенная деталь обряда, сохранившаяся и в городских условиях — непосредственный выкуп невесты. Выкупать
невесту могут или у подружек, или у родителей.
Иногда имел место ритуальный обман жениха. Невесту выводили к нему, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или даже старуху. В таком случае жених либо должен был идти искать невесту, или выкупать её ещё раз.
Слайд 16Венчание
Перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Перед венчанием невесте
расплетали девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором .Иногда это происходило уже на свадебном пиру, но у старообрядцев две косы заплетали и повойник надевали либо между обручением и венчанием, либо даже перед обручением.
Слайд 17Приезд в дом жениха
После венца жених везёт невесту в свой дом.
Здесь их должны благословить родители. Здесь также имеет место сочетание христианских элементов с языческими. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу. Шкура животного выполняет функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте. Этому хлебу также приписывалось магическое действие. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.
Слайд 18Свадебный пир
После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается
радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправляются за подарками в дом невесты.
Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир.
Во время пира поют величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку.
Пир мог длиться два или три дня. На второй день обязательно перемещение всех в дом невесты, пир продолжается там. Если пируют три дня, на третий снова возвращаются к жениху.
Слайд 19Обережные обряды
Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали
окольными дорогами.
Защитой от нечистой силы считался звон бубенцов, сопровождавший свадебный поезд на всем пути к церкви.
Чтоб закружить голову нечистику и отправить его куда подальше, молодых обводили вокруг столба или дерева.
Чтобы домовой принял молодую в новую семью — необходимо было невесту внести в дом на руках, не наступив на порог.
От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды.
Слайд 20Пословицы и поговорки.
Свадьба и смерть — сёстры.
Не страшно жениться, страшно к тому
делу приступиться (страшно к попу приступиться).
Страшно видится: стерпится — слюбится.
Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет.
Тошно жить без милого, а с немилым тошнее.
Не купи у попа лошади, не бери у вдовы дочери!
Жениться — не лапоть надеть.
Добрая женитьба к дому приучает, худая от дому отлучает.
Слайд 21Современность
Современные свадьбы регистрируются в ЗАГСЕ или во Дворце Бракосочетаний государственными служащими в зале
под торжественную музыку в собрании приглашенных гостей c выдачей свидетельства. Свадьбе предшествует помолвка, когда желающие вступить в брак объявляют о своем намерении, после чего они считаются женихом и невестой. Ещё ранее мужчина делает своей избраннице «предложение руки и сердца» .Практика сватовства к настоящему моменту практически утрачена. Между помолвкой и свадьбой проходит в среднем от 1 до 3 месяцев. К свадьбе готовят кольца, которые надевают во время церемонии бракосочетания. Невеста обыкновенно облачается в белое свадебное платье и фату, жених в торжественный костюм.
Слайд 22Во Дворце бракосочетаний жениха и невесту знакомят с юридической стороной регистрации
брака, предстоящим свадебным ритуалом, рассказывают о значении в жизни молодоженов светлого праздника создания новой семьи.
Слайд 23После церемонии регистрации брака жених и невеста считаются молодоженами (новобрачные, молодые). Они принимают поздравления,
пьют шампанское и нередко бьют бокалы «на счастье». При выходе с места церемонии молодоженам кидают под ноги монеты. а молодая жена выбрасывает букет невесты.