Слайд 1Районный конкурс декоративно-прикладного технического творчества «Славься! Славься Тихий Дон!
«Образ женщины казачки!»
Педагог-организатор
МБОУ ДО ДДТ Ерошенко Н.В.
Станица Тацинская
2017 г.
Слайд 2ТЕМА ЗАНЯТИЯ
«ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ КАЗАЧКИ»
Цель занятия:
отношение к женщине-матери, уважение к женщине
(матери, сестре, жене).
привитие любви к родному краю, труду, традициям казаков.
Слайд 3ЗАНЯТИЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ ТРАДИЦИЯМ, СВЯЗАННЫМ С ЖЕНЩИНОЙ-КАЗАЧКОЙ.
Слайд 4 КАЗАК НЕ МОЖЕТ СЧИТАТЬ СЕБЯ КАЗАКОМ, ЕСЛИ НЕ ЗНАЕТ И НЕ
СОБЛЮДАЕТ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КАЗАКОВ.
Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей.
Слайд 5не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй
другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.
Слайд 6КАЗАЧЬИ ДОМАШНИЕ ЗАКОНЫ:
1. Уважительное отношение к старшим.
2. Уважение к
женщине (матери, сестре, жене).
Слайд 7ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ
Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре
обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко.
Слайд 8ВОЙНА И ЖЕНА-КАЗАЧКА
.
Перед отъездом казака на войну, когда конь уже
под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье.
Слайд 9И ОСУЖДЕННОГО МОГЛА СОХРАНИТЬ
За великое воровство или как бы сегодня сказали
хищение в особо крупных размерах, виновных ждала шибеница- виселица. От шибеницы можно было избавиться только в том случае, если какая-нибудь женщина или девушка изъявит желание выйти замуж за осужденного.
Слайд 10ВОСПИТАНИЕ КАЗАЧЕК
Рождение девочки в казачьей семье не праздновалось так широко и
торжественно, как рождение мальчика, но тоже было радостью − тихой, домашней, овеянной легендами и молитвами. Народная культура обладает большим потенциалом в воспитании девочки как будущей благородной женщины. Традиции и обряды казачества обеспечивали духовно-нравственное воспитание девочки, дочки, внучки. Они создавали определенные ситуации, где девочка совершала женские поступки, которые формировали привычки и создавали настоящий женский характер, от которого зависело ее семейное счастье и счастье ее будущих детей. Ведь каждая девочка мать будущих детей.
Слайд 11
Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту
и ласку. Поэтому от самого рождения её воспитывали иначе, чем мальчика, стараясь развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Родители и близкие при рождении девочки молились о её счастье. Если мальчика постоянно обучали быть первым, находиться на людях, состязаться с другими мальчиками, то девочке, наоборот, внушалось, что самое главное в жизни − это крепкая семья и достаток.
Слайд 12ИНТЕРЕСНЫЙ ОБЫЧАЙ
Тем не менее, жизнь казачки была полна
великих тревог, а трудов и страданий у неё было не меньше, чем в жизни казака. Первые «женские» обычаи были шутливыми, не жестокими, весёлыми. Например, «смывали с дочурки заботы». Обычай этот состоял в том, что родная и крёстная матери, тётки, няньки (как правило, старшие дочери) первый раз с песнями и добрыми пожеланиями мыли девочку. Отец был единственным мужчиной, кто допускался на этот праздник. Пока девочку мыли, отец ел «отцовскую кашу». Её готовили специально. Она была горелая, пересоленная, политая горчицей, т.е. совершенно несъедобная. Отец должен был съесть всё полностью, не поморщившись, чтобы «дочери меньше в жизни горького досталось».
Слайд 13ПРАЗДНИКИ МАЛЕНКОЙ КАЗАЧКИ
Все женские праздники отмечались в узком женском кругу, на
женской половине дома. Приглашались только родственники. Праздники для маленькой девочки сопровождались подарками, угощениями, песнями, танцами. Праздновали «первый шаг», дарили ленточки на первый бантик, гребёнку на «косу», платок в церковь ходить» и т.д. В раннем возрасте подарки на девочку буквально сыпались потоком. Этим самым в ней формировали ласку, спокойствие, доброту. Девочку не поднимали до тех пор, пока она не выспится. Вместе с тем, в казачьей семье маленькой девочке не всё было позволено, её капризам не потакали.
Слайд 14ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Трудовое воспитание девочек начиналось рано. Они «хвостиком» ходили по дому
за матерью, участвовали во всех домашних работах. Но была и особая работа − нянчить младших. Трёхлетнего брата могла нянчить и пятилетняя девочка, годовалого − трёхлетняя. Её потом называли няней, обращаясь к ней на «вы» в том случае, если она была старше на пять лет и больше. (инсценировка)
Слайд 15 Девочка должна была к выданью сделать не менее двухсот
предметов приданого, большое количество хусточек, которые служили пригласительными открытками на свадьбу. Когда у девочки было готово приданое и она созревала физиологически, дедуля-казак по отцовской или материнской линии одевал ей на левую руку серебряное колечко, как знак того, что внученька стала даренкой, выданкой. На Крещение ребята выбирали самую благочестивую женщину. Девушки – выданки надевали на себя многое из того, что они сделали своими руками, и вставали около крещенской проруби или ограды храма. Благочестивая женщина поднимала подолы шубеек, фартуков, платьев, юбок до юбки в синюю полоску. Она показывала будущим мужьям, на что способны девочки. После Крещения наступал период сватовства. В народе говорили: «Сватовство на Крещение – к счастью семейной жизни».
Слайд 16Свадьбой начиналась новая жизнь, новая семья, продолжение рода: «Сотворение нового человека,
нового мира должно быть чисто и свято. Свадьба для того и вела молодых через столько обрядов, через столько песен и плачей, через такую немыслимую красоту, чтобы они, молодые , поняли это», и что особенно характерно – нравственный урок, который молодым преподносила свадьба не сводился к напутствию и поздравлениям.
Слайд 18ПОХОРОНЫ В КАЗАЧЬЕЙ СЕМЬЕ
Умершую в девичьи года девушку-казачку несли на
кладбище только девушки, а не женщины и тем более не мужчины. Так отдавалась дань уважения целомудрию и непорочности. Покойника несли на кладбище на носилках, гроб покрывали темным покрывалом, а девицы – белым. Могилы копались глубокие. Сбоку от могилы выкапывалась (оборудовалась) ниша. Туда и устанавливали гроб два, а то и три казака.
Слайд 19ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, бесспорной для казаков всех времен и регионов остается непреходящая
роль семьи в воспитании достойной смены. Семья являлась источником крепкого духа, стойкости и выносливости, жизнелюбия казачества. Она была основным фактором в приобщении подрастающего поколения к народной культуре.
Слайд 20 Тот, кто не уважает обычаи своего народа
не хранит их в
своем сердце, тот позорит
не только свой народ, но прежде всего
не уважает самого себя, свой род,
своих древних предков.