Слайд 1Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках истории и обществознания через проектную
деятельность.
Подготовила учитель истории и обществознания МОБУ СОШ № 1
р.п. Чунский 2015г.
Густова А.В.
Слайд 2Целью образовательного и воспитательного процесса является
формирование ключевых компетенций у школьников.
Слайд 3Цель: формирование мотивации учения через проектно- исследовательскую деятельность.
Задачи:
Научить учащихся самостоятельно учиться
и добывать необходимые знания.
Учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения.
3. Совершенствовать исследовательские и навыки
Проблема:
- отсутствие у детей любознательности, угасание интереса к познанию нового в процессе учения.
Слайд 4Проектная технология
отличительной особенностью проектной работы является активная позиция ученика в
реализации принципа «учиться, делая»
проект побуждает учащихся проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, способностью к самообразованию и самореализации
Слайд 5Эпиграфом к проектного
обучению может служить следующая китайская пословица: «Скажи мне, и
я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда».
Слайд 6Направленность проектного метода
развитие познавательных навыков учащихся
развитие умений самостоятельно конструировать свои знания
развитие
умений ориентироваться в информационном пространстве
развитие критического мышления
Слайд 7Формирование умений:
- учиться с интересом;
- доверять педагогам;
- проявлять эмоциональную устойчивость при
напряжениях;
-
определять цели учебной деятельности;
- нести ответственность за результаты учебы;
- концентрироваться на учебе;
- делать заключительные выводы;
- проявлять терпимость к другим мнениям и
позициям;
- оказывать помощь другим учащимся;
- сотрудничать с другими учащимися;
- работать в группе;
Слайд 8- умение отыскивать причины явлений;
- самостоятельно выявлять допущенные ошибки;
- самостоятельно выполнять
домашнее задание;
- умение принимать решения в различных ситуациях;
- умение заявлять о своих потребностях и интересах;
- умение находить другие источники информации;
- способность генерировать другие способы решения
проблемы;
- применять знания и умения на практике;
- умение извлекать пользу из полученного опыта;
- навыки самоконтроля и саморазвития;
- желание учиться и самосовершенствоваться дальше
Слайд 9Общеучебные умения
Рефлексивные
Поисковые (исследовательские)
Умения и навыки работы в сотрудничестве
Коммуникативные умения
Презентационные умения и навыки
Слайд 10Словарь понятий:
Проектная деятельность – это та технология, которая развивает умение учиться,
позволяет повысить интерес к предмету, углубить знания по теме, развить учебную мотивацию.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что – то интересное самостоятельно или в группе, это деятельность, направленная на решение интересной проблемы позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, и показать публично достигнутый результат.
Проект с точки зрения с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Слайд 11Классификация проектов
1. По доминирующей деятельности учащихся.
1.Практико-ориентированные проекты.
2. Исследовательские проекты.
3. Информационные проекты.
4.
Творческие проекты.
5. Ролевые проекты.
2. По предметному содержанию.
1. Монопроекты
2. Межпредметные проекты.
3. По продолжительности.
1. Мини проекты
2. Краткосрочные проекты.
3. Недельные проекты.
4. Годичные проекты.
Слайд 12Этапы работы над проектом
Первым необходимым этапом является выбор темы
Затем – работа
над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию. Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации - это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов, изображений, аудио- и видеозаписи, дискеты, компакт-диски и т.д.
Выбор формы продукта проектной деятельности - важная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита - презентабельной и убедительной, а предложенные решения -применимы к выбранной социально значимой проблеме.
Слайд 13Роль учителя
помогать ученикам в поиске нужных источников информации;
самим являться источником информации;
координировать
весь процесс деятельности учащихся;
поощрять учеников;
Слайд 14Виды проектов
мини-сочинение
компьютерная презентация
развернутая схема с привлечением примеров, рисунков, иллюстраций
развернутый план действий с привлечением дополнительного материала, в виде тестов, тренингов
классные часы по выбранной теме
Слайд 15Паспорт проекта
название проекта
руководитель проекта
учебный предмет, в рамках которого проводится
работа
учебные дисциплины, близкие к теме предмета состав учащихся
тип проекта
цели проекта
задачи проекта
вопросы проекта
предполагаемый продукт проекта
ход проекта
Слайд 16Формирование УУД
Познавательные
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Слайд 17Информационный проект
имеет целью сбор, обработку и анализ информации по той
или иной учебной проблеме.
направлен на подготовку у школьников умений и навыков поиска информации, ее обобщения, структурирования и представления в виде рефератов, статей, докладов, логических схем, таблиц, графиков, фото- и видеоматериалов.
Например, при изучении истории России в 10 классе обучающиеся готовили проекты по теме «Быт и занятия восточных славян», «Смутное время», а учащиеся 8 класса при изучении темы «Быт ХIXвека» проекты по теме «Русская изба», «Одежда», «Город в России ХIX века»,
Слайд 19В 5-6-х классах , на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы
проектов:
- прикладной – «Картинная галерея древних» (Наскальная живопись)
- ролево-игровой – «Я – ученик афинской школы»
-информационный – «Семь чудес света», «Рюриковичи – история в портретах»
По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты.
Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности.
Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации, доклады, выставка рисунков и портретов, сценарий игры.
Особенно популярен данный метод на среднем этапе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память.
Слайд 21Творческий проект
создает условия для формирования и развития у учащихся креативных
способностей.
Специфической особенностью такого проекта является форма представления результатов: подготовка сценария школьного праздника, выпуск газеты, подготовка радиопередачи, съемка видеофильма, оформление выставки и т.д.
Например, при изучении темы «Свободное время» в курсе «Обществознания 5 кл. , ребята подготовили выставку своих работ, а при изучении темы «Семья», составляли мини-проект «Моя семья»
Слайд 23По составу участников проекты могут быть индивидуальными и групповыми.
Так, учащиеся 10-х
классов выполнили групповой среднесрочный информационный проект «Русь в период феодальной раздробленности». Поскольку в разработке и изучении истории феодальной раздробленности главная проблема заключается в оценке этого явления, в процессе работы над проектом учащимися изучались различные мнения: древнерусских летописцев, историков Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, Б.А. Рыбакова, А. К. Леонтьева, Л. Н. Гумилева. Изучение характеристик процессов, явлений, объектов, анализ и обобщение выявленных фактов позволили сделать выводы по основной проблеме проекта - «Удельная Русь – феодальная или государственная раздробленность?»
Слайд 25Практико-ориентированный проект
Выполнение проекта связано с необходимостью создания социально значимого продукта,
которым можно было воспользоваться на практике как самим участникам проекта, так и другим людям.
Результатом такого проекта может быть выработка конкретных рекомендаций по реально существующим проблемам , создание вспомогательных средств, в том числе учебных, и т.д.
Слайд 27Примером среднесрочного индивидуального проекта может быть работа над составлением календаря событий
определенного периода истории нашей страны. Например, при изучении периода правления Екатерины II в 10 классе я предлагаю учащимся следующие направления для составления календаря событий:
- развитие экономики
- законотворчество
- внешняя политика
- развитие культуры и другие.
Слайд 29Примером среднесрочного индивидуального проекта может быть работа над составлением календаря событий
определенного периода истории нашей страны. Например, при изучении периода правления Екатерины II в 10 классе я предлагаю учащимся следующие направления для составления календаря событий:
- развитие экономики
- законотворчество
- внешняя политика
- развитие культуры и другие.
Слайд 30Какие бывают типовые проекты?
Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически
на могут быть комбинированные проекты- это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показ моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.)
Слайд 32Как использовать проектную деятельность на уроке?
На уроках по предметам, имеющим основную
цель -получение знаний, целесообразны проекты, направленные на получение знаний(экспериментально-исследовательские), и проекты, направленные на передачу знаний(образовательные). Проекты, направленные на передачу знаний, позволяют школьникам выступать в роли учителей, методистов, авторов учебников, способствуя тем самым закреплению изученного материала.
Слайд 33Уроки проектной деятельности учат детей распределять время и обязанности, в этом
им помогает «Лист продвижения по работе». Результатом урока становится проектный продукт. Презентация продукта – это не только привычная электронная версия, но ещё и рисунки, плакаты, брошюры
Например, нарисовать рисунок по теме «Боги древнего Египта». Учащимся хорошо удаётся защищать свои рисунки. В таких заданиях, как правило, предлагаются тема и форма проекта. Учащиеся же ищут проблемный вопрос, ставят перед собой цели, определяются с продуктом и его презентацией самостоятельно.
Слайд 34В настоящее время проектную деятельность в школе можно рассматривать как перспективное
средство методического развития учебного процесса именно потому, что она является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций, а также полной совокупности компетенций — функциональной грамотности.
Проектная деятельность — это относительно новая педагогическая технология, но за ней большое будущее!!!!