Слайд 1Презентация по теме
«Народные промыслы России»
для изучения на уроках истории
Слайд 2Народные промыслы России
Развитие всевозможных ремесел в России было связано
с тем, что не во всех местах земля была пригодной для земледелия. Поэтому наблюдается специализация районов (земледельческие, скотоводческие районы и районы ремесленные). Это позволяло вырабатывать на месте все необходимые вещи: хозяйственную утварь, посуду, орудия труда, средства передвижения и др.
Русские крестьянки изо льна и конопли ткали холсты, из шерстяной пряжи – сукна, шили одежду, вязали и занимались рукоделием. В каждой деревне были свои портные и сапожники, мастера по выделке овчин. Развивалась мелкая кустарная промышленность, которая зависела от природных ресурсов и традиций. Развит был гончарный промысел, где вырабатывалась черная посуда без глазури.
Существовало несколько центров, где изготавливали железную кухонную посуду, а так же процветали токарно–посудный и бондарный промысел. Занимались кузнечным и плотницким делом, выполняли тонкие отделочные работы, украшая постройки деревянным “кружевом”, изготовляли модную “гнутую” мебель, которую плели из черемухи.
Слайд 4Основной материал,
используемый в изготовлении изделий:
Дерево (береста, лыко, лоза)
Глина
Камень
Металл (железо,
серебро, золото)
Шерсть
Слайд 5Русская матрёшка
Матрешка – наиболее известный
и любимый всеми российский сувенир, явление мирового масштаба. Первая русская матрешка появилась в конце XIX века.
Матрешка – символ русского народного искусства. Как правило, матрешки изготавливают из древесины таких лиственных пород деревьев, как липа, береза, ольха, осина. Самым благодатным материалом для матрешки является липа. Первая русская матрешка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за основной матрешкой – девочкой с черным петухом – следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки-матрешки отличались друг от друга, а последняя, восьмая матрешка изображала спеленатого младенца. В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание.
Роспись матрешки вбирает в себя все яркое, свежее, связанное с обновлением общества. Матрешка – это произведение и скульптурное и живописное, это образ и душа России.
Русская матрешка стала модным сувениром. Красиво расписанные и дорогие матрешки продаются иностранцам как своеобразный символ России, как типичный русский сувенир. За этим увлечением мы забыли, что матрешка – не только украшение или сувенир, но что она – прежде всего игрушка для детей. Причем очень полезная игрушка. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это, конечно же, способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей.
Слайд 6Сувениры из дерева - Матрёшка
Слайд 7Расписные шкатулки
Искусство русской лаковой миниатюры (росписи шкатулок,
панно, подносов) известно во всем мире благодаря деятельности четырех старинных промыслов: Федоскина, где в первой половине 19 века, развивая традиции восточного и западноевропейского лакового искусства, широко развернули работу мастерские семейства Вишняковых и фабрика Лукутина, а также старинных иконописных центров – Палеха, Мстеры и Холуя, в которых лаковая миниатюрная живопись сформировалась как вид искусства, можно сказать под давлением обстоятельств, поскольку в 1920-е годы мастера-иконописцы вынуждены были искать применение своему таланту, что, впрочем, не мешало им достичь больших высот в новом для себя виде творчества – росписи.
Слайд 8Шкатулки и роспись Федоскино
Село Федоскино расположено в 23 км от
Москвы. В конце XVIII века в Федоскино
возникло искусство художественной
лаковой миниатюры (росписи
поверхностей, в том числе шкатулок)
на папье- маше.
Федоскинская роспись реалистична.
Предметы, растения, фигуры сохраняют
реальные формы, пропорции, окраску.
Лаковая миниатюра из Федоскино – это
не просто сувенир, а произведение
искусства.
Слайд 9Шкатулки из Палеха
Палехские художники используют
для росписи шкатулок старинные
рецепты приготовления красок,
дошедшие до нас из времен
Византии и древней Руси. Палехскую
лаковую миниатюру (расписную
шкатулку) знают и ценят во всем
мире. По всему свету разошлись и
продолжают расходиться сегодня,
прекрасные в своей изысканности и
утонченности ларцы и шкатулки,
панно и футляры, броши и пудреницы,
портсигары и коробочки.
Слайд 10Шкатулки Холуй
Холуй –всемирно известный
центр лаковой миниатюры
на папье-маше.
После 1917
года
иконописцы
переквалифицировались
на роспись не на иконной
доске либо холсте,
а на папье-маше.
Слайд 11История хохломской росписи
Хохлома – один из самых ярких
и наиболее популярных промыслов современного искусства России, возникший в XIIV веке в Заволжье (село Семино Нижегородской губернии). Изготавливают хохломские изделия из древесины местных лиственных пород – липы, осины, березы.
Слайд 12Шкатулки и хохломская роспись
Традиционная хохлома – это сочные
красные ягоды земляники и рябины. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки. Традиционная черно-золотая гамма хохломской росписи в сочетании с изящной росписью витиевато-ажурного рисунка считается настоящим русским вкладом в мировой культуре прикладного искусства.
Слайд 14 Классическая хохлома
Ассортимент хохломских изделий сформировался
давно. Классика хохломы – резные ложкарные изделия и токарная посуда: чашки, миски, поставцы, бочата, солоницы. В последние десятилетия были созданы новые формы бытовых вещей: комплекты посудных изделий для компота, ухи, салата, ягод, блинов и меда, наборы для кухни – подставки с полками, а также крупные декоративные изделия – декоративные блюда, панно, шкатулки.
Слайд 18Шкатулки Фаберже
Шкатулки Фаберже –
яркое продолжение
пасхальной традиции подарочных яиц. Каждая из выполненных в той же технике шкатулок являются настоящим произведением ювелирного искусства.
Слайд 20Резьба по дереву
традиционно считается одним из древнейших видов деятельности человека
Слайд 21 Береста
Береста –
это чудо-материал, который сочетает в себе положительные качества: пластичность, прочность, малый вес, простоту в эксплуатации, устойчивость к гниению. Береста – мощный антисептик, природный абсорбент: выводит яды, очищает продукты. Берестяной туесок лучше всякого термоса. Благодаря положительным свойствам, береста издавна применяется в народном быту. Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы, хлебницы. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы.
Слайд 24Иван Пастуганов – единственный человек в Саратовской области, умеющий плести лапти.
Проживает в селе Калмантай Вольского района. В День проведения праздника славянской письменности на Саратовской земле – май 2009 г.
Слайд 25Ла́пти
Ла́пти (ед. ч. — ла́поть) — низкая обувь) — низкая обувь, распространённая на Руси) —
низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х) — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая) — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка) — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие) или бересты. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.
Одно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных летОдно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет» (XII векОдно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет» (XII век). Лапти были распространены также у белорусовОдно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет» (XII век). Лапти были распространены также у белорусов, кареловОдно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет» (XII век). Лапти были распространены также у белорусов, карелов, финновОдно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет» (XII век). Лапти были распространены также у белорусов, карелов, финнов, мордвыОдно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет» (XII век). Лапти были распространены также у белорусов, карелов, финнов, мордвы, чувашейОдно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет» (XII век). Лапти были распространены также у белорусов, карелов, финнов, мордвы, чувашей,татар, украинцев.
Сходный вид обуви применяли североамериканские индейцыСходный вид обуви применяли североамериканские индейцы и даже австралийские аборигены.
Бьёркебенеры, участники гражданских войн в Норвегии во 2-й половине 12 — начале 13 вв., главным образом обедневшие крестьяне-бонды, часто носили обувь из бересты, откуда их прозвище (Б. -буквально берёзовоногие, лапотники).
Слайд 26Ды́мковская игрушка
Ды́мковская игрушка, вя́тская игрушка, ки́ровская игрушка — один
из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе ДымковоДымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова).
Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е годы 20 в. и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А.Мезрину, Е.Пенкину, Е.Кошкину, Д.Протопопову, А.Замалутдинову не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».
Позднее расширился круг тем, за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.
Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента, росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого.
Слайд 28Гжель
Гжель - это название живописного подмосковного региона, что в
60-и километрах от Москвы. Слово «гжель» сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красота, гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами.
Слайд 29Ваза,панно, кувшин цветочный,подставка под яйца
Слайд 30Блинница,сахарница,самовар, молочник
Слайд 32В XIX в. на рудниках в Меднорудянске и Гумишевске ежегодно добывали
до 80 т прекрасного камня от светло-зеленой до атласной темно-зеленой окраски..
В 1835 г. была обнаружена огромная глыба малахита массой 250 т, а в 1913 г. — массой более 100 т.
В Государственном Эрмитаже есть малахитовый зал, в котором экспонируется более сотни разнообразных изделий из этого драгоценного минерала: огромные вазы, чаши, столы, мощные колонны кажутся изготовленными из целого куска малахита, настолько точно подобран рисунок узоров камня.
Малахит — это и сырьё, и минерал, и красивый поделочный камень. Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить.П. Бажов, 1936
Слайд 33Жостовские подносы
Жостовская фабрика стала известна на
весь мир из-за, казалось бы, обычного в быту предмета – металлического подноса. Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят поистине замечательные произведения искусства – расписные жостовские подносы. Этот промысел возник в начале 19 века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу.
В настоящее время это деревня в Мытищинском р-не Московской обл. С конца XIX - начала XX в. Жостово – центр народно-художественного промысла – декоративной живописи маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком, родина жостовского расписного подноса.
Жостовская роспись может выполняться на черном, красном, желтом и синем фоне, но самый распространенный, "классический" – это черный. Обычно на расписном жостовском подносе в центре располагают крупные цветы, написанные яркими красками. Мелкие рисуют по краям жостовского подноса, они делаются слегка затемненными и словно сливаются с темным фоном. В результате такой росписи и цветы и листья словно выступают из глубины. В этом разделе представлены лакированные железные жостовские подносы с сюжетной и цветочной росписью, выполняемой масляными красками. Визитная карточка жостовской росписи – букет. Жостовская роспись на подносах выполняется исключительно вручную.
Слайд 36Финифть
Финифть -это древнерусское
название эмали, а произошло оно от греческого финифтис, что означает блестящий. Эмаль (от франц. email) - прочное стекловидное покрытие, нанесённое на металлическую основу (стальной, медный, серебряный, золотой лист), выполненное специальными красками на основе стекла с добавлением различных окислов металлов и закрепленное обжигом при температуре 780-900 градусов.Художественная эмаль во все времена ценилась на уровне драгоценных камней, а на сегодняшний день признана ведущими искусствоведами как живопись XXI века. Ростовская финифть считается лучшей в России. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается, подобно другим видам живописи, воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение. Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придает оправа, она изготавливается ювелиром мастером скани. Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.Современные мастера фабрики "Ростовская финифть", изготавливающие широкий ассортимент изделий (броши, серьги, кулоны, браслеты, туалетные коробочки, шкатулки, другие сувениры...) довели свои изделия до лучших художественных образцов мирового уровня.
Слайд 38Русские платки
Русские пуховые и шерстяные платки – это
национальное достояние и гордость России. Недаром лучшим подарком иностранцу считается преподнесение пухового или шерстяного платка, сотканного вручную. Павлово-Посад по праву считается лидером в этой области и доносит до нас древнее искусство и русские традиции. Потомственные мастера с легкостью воплощают любой сюжет.
Слайд 39Павлопосадские платки
Павлопосадские набивные, шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным
красочным набивным орнаментом, возникли в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-80-х гг.
В настоящее время каждый платок - уникален, его оформляют лучшие декораторы. Наверное, потому-то слава о русских платках и шалях гремит по всему миру.rnВы можете купить в нашем интренет-магазине понравившиеся Вам платки из шерсти, пуховые платки, платки из шелка, платки из хлопка, палантины.
Слайд 42Оренбургский пуховый платок
Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром,
матрешкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом – один из символов России, классический русский сувенир и отличный подарок. Даже в звучании этих слов чувствуется необъяснимая прелесть, теплота, певучесть. Вряд ли найдется в России человек, который бы никогда не слышал об этом уникальном рукотворном изделии. Оренбургский пуховой платок – своеобразный символ, «визитная карточка» Оренбуржья.
Слайд 43Секрет оренбургского
пухового платка
Оренбургский пуховый платок – название собирательное: это теплая
шаль, ажурный платок, «паутинка» и ажурный палантин. В их в удивительном согласии соединились уникальные качества пуха местной породы коз и народное понимание красоты, гармонии и порядка. Всемирное признание оренбургские пуховые платки получили на выставках в Париже, Чикаго, Брюсселе и других городах мира. Посетителей неизменно восхищали белые ажурные паутинки, которые умещались в скорлупе гусиного яйца, свободно проходили через обручальное кольцо, весили 250-300 граммов и грели не хуже свитера. В настоящих оренбургских пуховых платках пуховая нитка, предварительно отдельно спряденная, ссучивается с шелковой. Поэтому пуховые завиточки умело закрепляются шелком, что и позволяет носить такие платки по многу лет.
Слайд 45
Вот и закончилась
встреча
с русской сказкой.
Теперь вы лучше знаете свой народ, приобщились к его культуре.
Спасибо за внимание.