Презентация, доклад на вебинар по истории Развитие понятийного мышления

Содержание

Научить учеников пользоваться учебником и вообще книгой - великая, благодарная и самая необходимая задачаКонстантин Дмитриевич Ушинский

Слайд 1Модуль «Смысловое чтение» Учебник как средство обучения

Модуль  «Смысловое чтение»  Учебник как средство обучения

Слайд 2 Научить учеников пользоваться учебником и вообще книгой - великая,

благодарная и самая необходимая задача
Константин Дмитриевич Ушинский
Научить учеников пользоваться учебником и вообще книгой - великая, благодарная и самая необходимая задачаКонстантин Дмитриевич

Слайд 3Учебник и подготовка к урокам:

учитель, ознакомившись с программой, изучает материал учебника, доступные методические пособия и разработки, стремится собрать как можно больше литературы и наглядности по теме. Порой собирается столько материала, что его хватило бы на добрый десяток уроков, и в результате не хватает времени на обработку и систематизацию этих материалов, на эффективную работу с текстом учебника
Учебник и подготовка к урокам:         учитель, ознакомившись с программой,

Слайд 4Учебник – важнейшее средство обучения
Гирявенко Надежда Анатольевна

Учебник – важнейшее средство обученияГирявенко Надежда Анатольевна

Слайд 5 Учебник – массовая учебная книга, излагающая предметное

содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные программой для обязательного усвоения учащимися с учётом их возрастных особенностей

Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М.:
Просвещение, 1983. – С. 12
Учебник – массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности,

Слайд 6Роль и значение учебника в процессе обучения
Учебник выступает в качестве основного

источника построения всего учебного процесса, в нём определена и запрограммирована деятельность ученика и предполагаемая деятельность учителя

Учебник определяет примерные параметры глубины раскрытия содержания темы, и, содержит ориентиры для организации процесса усвоения знаний, умственного развития учащихся

Формирование умений и навыков работы с учебником должно проводиться систематически. Важно, чтобы у школьников выработался алгоритм такой деятельности

Роль и значение учебника в процессе обученияУчебник выступает в качестве основного источника построения всего учебного процесса, в

Слайд 7Памятки для обучающихся
Памятка по работе с текстом учебника

1. 

Внимательно прочти название параграфа.
2.  Чтобы составить общее представление о теме, прочитай сначала весь параграф.
3.  Проговори (а лучше - кратко запиши в блокнот) вопросы, на которые тебе надо ответить.
4.  Внимательно прочитай еще раз каждый раздел параграфа, но теперь:
А) обращай  внимание на название каждого раздела (в нем содержится  главная мысль)
Б) отмечай простым карандашом готовые ответ на вопрос или те места в тексте, которые помогут на него ответить.
 В) подчеркни  (или выпиши в блокнот) непонятные слова, встречающиеся в тексте.
5.  Выясни при помощи словаря значение непонятных слов.
6.  Устно ответь на заданный вопрос несколько  раз, чтобы почувствовать уверенность в правильности и полноте своего ответа.
7.  Перескажи параграф (раздел).


Памятка по работе с иллюстрацией
учебника

1. Ознакомься с иллюстрацией: определи автора, время и место создания.
2. Определи сюжет произведения, кто или что изображено, передний план, задний, интерьер помещения, пейзаж;
3. Выдели основную идею произведения;
4. Определи степень достоверности изображенного (если есть в этом необходимость).
5. Охарактеризуй средства выражения (объемность, пропорциональность, перспектива изображения, колорит).
6. Определи его соответствие специфике искусства данной страны, исторической эпохе (античность, эллинизм, Возрождение), направлению и стилю в искусстве этого периода (готика, классика, реализм).
7. Укажи цель создания произведения автором, какие чувства и идеи вложил художник в своё творение.
8. Определить историческую ценность изображенного на иллюстрации.

Памятки для обучающихся   Памятка по работе с текстом учебника1.  Внимательно прочти название параграфа.2.  Чтобы составить общее представление

Слайд 8Анализ обучающих возможностей текстов учебника

- Что дано?
- Как это дано?


- Зачем это дано?
- Почему именно так, а не иначе?
- Является ли материал, данный в учебнике, достаточным или требуются дополнения, отступления от текста учебника? Если «да», то в какой мере?
Анализ обучающих возможностей текстов учебника- Что дано? - Как это дано?  - Зачем это дано? -

Слайд 9Виды работы с текстом учебника
анализ содержания текста с нахождением ответов на

заранее поставленные вопросы;
выделение главного в тексте;
сравнение, обобщения, выводы по тексту;
составление по тексту развёрнутого плана рассказа;
нахождение ответов в тексте учебника на вопросы учителя;
составление вопросов к тексту;
выполнение схем, таблиц по тексту учебника;
связный и последовательный пересказ текста учебника;
подготовка сообщения, составление краткого конспекта.
Виды работы с текстом учебникаанализ содержания текста с нахождением ответов на заранее  поставленные вопросы;выделение главного в

Слайд 10 Работа с учебником предполагает также

обязательное обращение к понятиям и терминам, размещённым в тексте учебника. Так, если в изучаемом тексте нет определения незнакомого термина, необходимо обратиться к примечанию или словарю терминов, помещённому, как правило, в конце книги
Работа с учебником предполагает также обязательное обращение к понятиям и терминам,

Слайд 11Возможности работы с иллюстрациями учебника
- использовать иллюстрацию для конкретизации и детализации

понятия, расширения его внешних признаков;
- поставить ряд логических заданий по содержанию иллюстрации;
- предложить учащимся описать иллюстрацию, составить небольшой рассказ по иллюстрации, (при этом затрагивается не только сфера мышления учащихся, но и сфера чувств при восприятии прошлого);
предложить учащимся объяснить факты, составляющие сюжет; перерисовать несложные рисунки, воспроизвести диаграммы и картограммы; сопоставить иллюстрации
орудий труда, вооружения у разных народов в разные эпохи…
Возможности работы с иллюстрациями учебника- использовать иллюстрацию для конкретизации и детализации понятия, расширения его внешних признаков;- поставить

Слайд 12Спасибо за внимание!
Будем признательны за советы и замечания,

которые будут содействовать эффективному решению затронутой проблемы

nikagir@ mail.ru
Спасибо за внимание!   Будем признательны за советы и замечания, которые будут содействовать эффективному решению затронутой

Слайд 13 Развитие понятийного мышления
Сезонова Лилия Викторовна

Развитие понятийного мышления  Сезонова Лилия Викторовна

Слайд 14МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД к формированию понятий
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики

дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности
Метапредметы соединяют в себе идею надпредметности
Ученик сам узнаёт способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД  к формированию понятийМетапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к

Слайд 15МЕТАПРЕДМЕТ «ЗАДАЧА»
«Задача» - ученики осваивают обобщенные способы решения различных типов

задач в различных предметных дисциплинах
- создаются проблемные ситуации, требующие личностного самоуправления

МЕТАПРЕДМЕТ «ЗАДАЧА» «Задача» - ученики осваивают обобщенные способы решения различных типов задач в различных предметных дисциплинах

Слайд 16КРИЗИС
упадок
дефицит
нехватка
голод
переворот
перебои
сокращение
безработица
АССОЦИИРОВАННЫЙ КУСТ

КРИЗИСупадокдефицитнехваткаголодпереворотперебоисокращениебезработицаАССОЦИИРОВАННЫЙ КУСТ

Слайд 17Метод «Термин трижды»
Работа над понятийным аппаратом с применением метода «Термин трижды»

- способствует активизации у школьников ассоциативного мышления, ведь они уже знают общую терминологию темы.


Метод «Термин трижды»Работа над понятийным аппаратом с применением метода «Термин трижды» - способствует активизации у школьников ассоциативного

Слайд 18Ассоциативное мышление
Как вы считаете, что означает термин кризис в теме?

Где и

в каком контексте вы встречали этот термин?

В каком государстве впервые произошел экономический кризис?
Ассоциативное мышлениеКак вы считаете, что означает термин кризис в теме?Где и в каком контексте вы встречали этот

Слайд 19Определение понятий из разных источников

Определение понятий из разных источников

Слайд 20МЕТАПРЕДМЕТ «ЗНАК»
реализует основную цель - обучение детей технологии схематизации, пониманию, построению

и употреблению знаков и символов

МЕТАПРЕДМЕТ «ЗНАК»реализует основную цель - обучение детей технологии схематизации, пониманию, построению и употреблению знаков и символов

Слайд 21Прием «Фишбоун» («Рыбная кость»)

Прием «Фишбоун» («Рыбная кость»)

Слайд 22Прием «Фишбоун» («Рыбная кость») Тема «НЭП» (10 класс)


НЭП
Голод
Кронштадское восстание


Концессии
Денежная реформа

Прием «Фишбоун» («Рыбная кость») Тема «НЭП» (10 класс)НЭПГолод Кронштадское восстаниеКонцессииДенежная реформа

Слайд 23Прием «Фишбоун»(«Рыбная кость») Тема «Новые независимые государства (11 класс)


Сепаратизм

23 ноября 2003 г.

– отставка
Э. Шеварднадзе
Прием «Фишбоун»(«Рыбная кость») Тема «Новые независимые государства (11 класс)Сепаратизм23 ноября 2003 г. – отставка Э. Шеварднадзе

Слайд 24 АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

Слайд 25Синквейн к понятию «НЭП»
- политика
- новая, экономическая
- восстановить, перестроить,

увеличить
- НЭП способствовал восстановлению народного хозяйства, перестройки общества, увеличению объёма производства
- перестройка
Синквейн к понятию «НЭП»  - политика- новая, экономическая- восстановить, перестроить, увеличить- НЭП способствовал восстановлению народного хозяйства,

Слайд 26Задания на сравнение понятий
способствуют лучшему пониманию сущности исторических явлений и событий
Например,

сравнить понятия:
«революция» - «реформа»,
«контрибуции» - «репарации»,
«военный коммунизм» - «нэп»,
«Народный фронт во Франции» - «Народный фронт в Испании».
Задания на сравнение понятийспособствуют лучшему пониманию сущности исторических явлений и событийНапример, сравнить понятия: «революция» - «реформа», «контрибуции»

Слайд 27Сравнительная таблица

Сравнительная таблица

Слайд 28Плакаты 20х годов

Плакаты 20х годов

Слайд 29Плакаты 20х годов

Плакаты 20х годов

Слайд 30Алгоритм работы с понятиями
1.Прослушайте определение понятия, данное учителем, или прочтите его

в  учебнике (по заданию учителя).
2.Установите, с какими ранее известными вам понятиями связано данное.

3.Выделите существенные (главные) признаки, которые отличают данное понятие от других, родственных ему. Эти существенные признаки входят в определение понятия.
4.Проговорите полностью определение понятия, запишите его в тетрадь.

Алгоритм работы с понятиями1.Прослушайте определение понятия, данное учителем, или прочтите его в  учебнике (по заданию учителя).2.Установите, с какими

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть