Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Слайд 2
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Слайд 3
Какие УУД можно формировать средствами предметов «история» и «обществознание»? Исходя из
содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения?
На мой взгляд, нужно, во-первых, провести отбор содержания материала по темам; во-вторых, чтобы ученики смогли освоить универсальные способы действий, необходимо разнообразить формы, методы их достижения. В-третьих, должна быть системная организация учебного процесса: подготовка к ГИА должна начинаться не в 9 классе, а как минимум с 5 класса (или раньше). Если на уроках истории, обществознания, других гуманитарных предметах ученики до девятого класса не работали с источниками, не составляли планы, характеристики и т. д., то качественно выполнить часть С на экзамене очень трудно.
Слайд 4
Мне хотелось бы остановиться на формировании познавательных УУД. Познавательные учебные действия включают умение
анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.
Слайд 6
Таблица 1 указывает, что для того чтобы сформировать умения, учитель должен
знать какие действия они в себя включают. Она является руководством к действию учителя, который в ходе систематической работы должен получить сформированные познавательные универсальные учебные действия, характеризующиеся конкретными умениями. Это своеобразный инструментарий для проведения диагностики перечисленных умений и их критериев, которая определяет пути развития и реализации этих составляющих УУД.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя три основных вида действий: общеучебные, логические, постановка и решение проблем. Каждое действие включает в себя конкретные приемы деятельности, которыми должен овладеть обучающийся. В таблице 2 представлены приемы познавательных УУД и их операциональные характеристики.
Слайд 9
УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой
информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации;
УУД: извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний.
Слайд 10
4. Контролирующее задание:
закончите предложения, используя текст параграфа;
соотнести определения с изученными
терминами и понятиями;
УУД: структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
Слайд 11
Разрабатывая план урока, нужно выделить основные виды деятельности ученика (на уровне
учебных действий). Например, при подготовке темы «Борьба Руси против экспансии с Запада» в 6 классе, я отмечаю следующие виды деятельности школьников:
- рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;
- умение извлекать информацию из источника;
- описание объекта по схеме
- составление характеристики исторического деятеля.
Слайд 12
Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом.
На своих уроках я использую следующие формы и методы:
- Составление вопросов к тексту, ответы на них
- Комментированное чтение текста
- Составление простого и сложного плана
- Составление сравнительных, хронологических таблиц
- Составление кластера
- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу
- Составление логической схемы, цепочки
Слайд 13ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД В 5 – 6 КЛАССАХ:
Определи личность или
событие
Создай кроссворд ( ребус, шараду)
Текст с ошибками
Определи лишнее звено в логической цепочке
Слайд 14ОПРЕДЕЛИ ИСТОРИЧЕСКУЮ ЛИЧНОСТЬ
Внук Ивана Калиты.
Не подчинялся ханской воле и заявлял, что
на великое княжение никого не пустит. Хан был вынужден оставить у него ярлык.
Высказал открытое неподчинение Орде и выступил против врага.
Под его руководством объединялись княжеские дружины и ополчения большинства русских земель.
«И вознес Бог нашего князя на победу над иноплеменниками»
(Дмитрий Донской)
Слайд 151 подсказка – земли, пожалованные за воинскую службу.
2 подсказка- две последних
буквы слова «отдал»
Общее - владелец земельного участка в средневековье.
. феодал
Создай шараду
Слайд 16ЛИШНЕЕ ЗВЕНО
1) Папа Римский - рыцарь - епископ- аббат- священник -
монах.
2) Король- сеньор- сюзерен- вассал - крестьяне.
Рыцарь.
Крестьяне.
Слайд 20РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Личностное развитие – развитие индивидуальных, нравственных и эмоциональных качеств
Социальное развитие
– воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений
Интеллектуальное развитие – развитие индивидуальных качеств личности
Успешное участие учащихся в олимпиадах и различных конкурсах муниципального и краевого уровня
Высокий результат ГИА и ЕГЭ