Слайд 1«ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК
УСЛОВИЯ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НОВОГО ТИПА»
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг
Слайд 2
Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях, способных воспроизводить
не только материальный, но и интеллектуальный потенциал России. Выпускник школы должен уметь самостоятельно мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.
Актуальность и перспективность опыта
Слайд 3Цель
Развитие мыслительных умений обучающихся на уроках истории и обществознания через использование
методов активных образовательных технологий.
Слайд 4Приёмы умственной деятельности
Это способы осуществления мыслительной
деятельности (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, конкретизация). За каждым учебным приёмом (составление плана, конспекта, определения географического положения страны и т.д ), стоят приёмы умственной деятельности.
Вывод: необходимо развивать приёмы учебной деятельности, превращать их в навыки, которые перерастут в умения и смогут быть применены в новой ситуации.
Слайд 5Активные методы обучения
Методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической
деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Слайд 6Гипотеза
. В основу моей работы была положена следующая гипотеза:
уровень развития мыслительных умений влияет на успеваемость обучающихся и их социальную адаптацию в будущем.
Слайд 7Технология развития критического мышления
Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку
собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.
Слайд 8
Кластер (графическая организация текста)
Слайд 9
Педагогические приёмы вовлечения обучающихся в урок:
Привлекательная цель.
Вопрос к теме урока.
Решение
проблемной ситуации.
Слайд 10
Вопрос к теме урока
«Кто знал, гадал, что Москве государством быти, кто
знал, гадал, что Москве государством слыти?»
Слайд 11Проблемные задания
Напрасно видишь тут ошибку:
Рука искусства навела
На мрамор этих губ улыбку,
А
гнев на хладный лоск чела.
Не даром лис сей двуязычен.
Таков и был сей властелин:
К противочувствиям привычен.
В лице и в жизни арлекин.
Слайд 12Эвристическая беседа
– диалоговая форма общения учителя и обучающихся, в процессе которой
целостная проблема расчленяется на составные части и решается последовательно, поэтапно, усилиями всего класса под руководством учителя.
Слайд 13Приемы воздействия на эмоциональную сферу учеников
«С трудом узнала в этом оборванце
свою первую любовь Тоня Туманова: «Я не ожидала увидеть тебя таким. Неужели ты у власти ничего не заслужил? Как это неудачно у тебя жизнь сложилась»
Слайд 14 Право – совокупность общеобязательных норм, закрепленных в законе, установленных и
охраняемых государственной властью, регулирующих отношения людей в обществе.
Слайд 15Логическая схема
Не было гвоздя,-
Подкова пропала.
Не было подковы,-
Лошадь захромала.
Лошадь захромала,-
Командир убит.
Конница разбита,
Армия
бежит.
Враг вступает
В город
Пленных не щадя,-
Оттого, что в кузнице
Не было гвоздя!
Слайд 16Вывод
Мы видим, что даже на одном уроке можно
решить множество дидактических задач. Мыслительные умения развиваются комплексно: анализ завершается синтезом, сравнение обобщением в форме выводов, а это тоже синтез. Здесь же мы абстрагируем понятия, выделяя их существенные признаки. Одновременно мы овладеваем учебными умениями- работа с картой, документом, картиной и.т.д. Причём всё это происходит на фоне решения проблемных и познавательных задач, применения активных методов обучения, т.к. обучающиеся многие вопросы решают самостоятельно, практически без помощи учителя. Моя цель- обучить обучающихся учебным умениям синхронно, т.е. они должны одновременно учиться овладевать всем этим методическим инструментарием. Результат- развитие мышления, умение применять изученный способ деятельности в новой ситуации, а это уже творчество.
Слайд 18
Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов
творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микроорганизмов, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы относиться как к самой важной из всех земных профессий.
Ю.Рюриков.
Слайд 19 Каждому я желаю:
«Люби, твори, прощай!»
Анесова А.У.