Слайд 1ТЕМА ПРОЕКТА:
«Метод проектов как форма развития творческих способностей
на уроках истории и
обществознания».
Автор проекта: Магас Марина Сергеевна, учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №1
г.Жердевка
Слайд 2Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.
1.Практико-ориентированный проект.
2.Исследовательский проект.
3.Информационный
проект.
4.Творческий проект.
5.Ролевой проект.
Слайд 3Аннотация проекта:
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, прагматическая направленность на результат.
Слайд 4
Обоснование проекта:
Федеральная правительственная программа “Стратегия модернизации общего
образования” утверждает в качестве главного результата деятельности образовательного учреждения не систему знаний, умений и навыков саму по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах, развитие которых невозможно без формирования творческих способностей. В поисках путей решения этой проблемы и возникла необходимость написания данного проекта для формирования различных творческих навыков, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Слайд 5Проблема проекта: необходимость стимулирования интереса к знаниям, развитие навыков их практического
применения, развитие творческого потенциала обучающихся.
Учебные предметы: история, краеведение, обществознание, экономика, право, информационные технологии.
Участники проекта: обучающиеся 8-х,9-х классов МБОУ Жердевской СОШ №1
Сроки реализации проекта: 1 год.
Слайд 6 Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность, которую учащиеся
выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение проблемы.
Проект – это «пять П »:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Слайд 7 Главная цель проекта :
- формирование и развитие у
обучающихся творческих способностей, учебных и социальных компетенций в сфере самостоятельной деятельности,
с помощью информационных
технологий и
исследовательской
работы.
Слайд 8 Задачи проекта:
1.Формировать у обучающихся устойчивые
познавательные интересы.
2.Выработать умения самостоятельного поиска, анализа и систематизации информации.
3.Совершенствовать умения работы с программой Microsoft Office PowerPoint для оформления результатов.
4.Включить каждого школьника в работу на учебных занятиях в качестве активных участников и организаторов образовательного процесса.
Слайд 95.Сформировать личность, готовую к самоопределению своего места в творческом преобразовании окружающего
мира, к саморазвитию;
6.Усилить влияние школы на социализацию личности школьника, его адаптации к новым экономическим условиям, к самоопределению в отношении будущей профессии.
Слайд 10В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
Менеджер-
ские
Коммуникатив-ные
Сотрудни-чество
Поисковые
Рефлек-сивные
Презента-
ционные
Творческие
Слайд 11Данные диагностики( выявление развития ключевых компетенций обучающихся
9а класса)
Слайд 12 Ожидаемые результаты:
- у обучающихся повысится интерес к предметам
история, обществознание, экономика, право;
- разовьются навыки самостоятельной работы;
работы в парах и группах;
- расширится кругозор и интеллектуальное развитие учащихся;
- разовьются умения анализировать, сравнивать, обобщать, отстаивать свою точку зрения;
Слайд 13 - повысится уровень социализации, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе;
-
сформируется сплоченный коллектив;
- произойдет развитие ключевых компетенций и начальной социальной адаптации;
- повысится мотивация к творческой деятельности в процессе обучения.
Слайд 14Этапы осуществления проекта:
1. Подготовительный: ( сентябрь)
- актуализация темы проекта;
-
определение целей и задач;
- формирование рабочих групп,
распределение обязанностей;
- анкетирование.
Слайд 152. Исследовательский этап:( октябрь – декабрь)
- внеурочная работа:
- работа
с литературным, краеведческим, методическим материалом;
- работа с Интернет- ресурсами;
- краеведческая работа;
- тестовые исследования.
3.Внедренческий этап: (январь-март)
- проведение уроков с использованием проектной технологии;
- участие в семинарах, тематических неделях, конкурсах;
- защита проектов и презентаций обучающихся.
Слайд 16 4.Аналитический ( май)
- анализ проделанной работы по проекту;
-
выявление наиболее эффективных методов и приёмов работы;
- обобщение опыта работы над проектом.
Слайд 17Учебно-методический
пакет
Проекты
и презентации
детей
Разработки
уроков
Дидактические
материалы
анкета
Диагностика
результатов
Слайд 18Продукты проекта:
Проекты учащихся:
1.Рынок труда в г.Жердевка.
2.Как подросткам найти работу.
3.Экскурсия по Тамбову
3.Экскурсия по Тамбову XIX 3.Экскурсия по Тамбову XIX века для иностранных туристов.
4.Нарушение прав человека.
5.Курская дуга.
6.Что гуманнее пожизненное заключение или смертная казнь.
7.История германского фашизма.
Слайд 19Презентации учащихся:
1.Музыка серебряного века.
2.Оружие Второй мировой войны.
3.Мировые религии3.Мировые религии.
4.Высшая мера наказания
в РФ.
5.Постмодернизм.
6.Серебряный век в русской культуре.
7. « Жертвы войны».
Дидактические материалы.
Таблицы, схемы, тесты к урокамТаблицы, схемы, тесты к урокам.
Слайд 20
Разработки уроков с использованием ИКТ:
1.Урок-презентация по истории « Кризис развитого социализма»,
9класс.
2.Конспект урока истории « Религия Древнего Египта», 5 класс. 2.Конспект урока истории « Религия Древнего Египта», 5 класс. Слайды к уроку.
3.Конспект урока обществознания « Деньги», 9 класс.
4.Конспект урока «Походы Александра Македонского на Восток», 5 класс.
5. Урок- презентация «Внутренняя политика Александра5. Урок- презентация «Внутренняя политика Александра I5. Урок- презентация «Внутренняя политика Александра I», 8 класс.
6.Модульный урок «Гуситские войны в Чехии»,6 класс.
Слайд 21Положительная динамика проекта
1.У обучающихся повысился интерес к предметам, развились навыки самостоятельной
работы, работы в парах и группах;
2.Ребята научились анализировать, сравнивать, обобщать, отстаивать свою точку зрения;
3. Заметно возрос уровень социализации, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе;
4. Произошло развитие ключевых компетенций и творческих навыков работы и обучения.
Слайд 22Результативность :
В результате реализации проекта и последующих исследований были получены следующие
наиболее значимые результаты:
Слайд 23Анкета, проведенная в начале проекта
Слайд 24Анкета, проведенная в конце проекта
Слайд 25Сравнительный анализ анкет до начала работы над проектом и после
Слайд 26По результатам исследований социализации наблюдается позитивная динамика изменения отношения
43%
66%
68%
57%
59%
68%
К
обществу 38%
К семье 45%
К миру 46%
К культуре 38%
К предмету 46%
Между сверстниками 49%
НАЧАЛЬНЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ
КОНЕЧНЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ
Слайд 28Социологический опрос «Отношение к проектной деятельности»
НА НАЧАЛО ПРОЕКТА
В КОНЦЕ ПРОЕКТА
Слайд 29Влияние проекта на психические особенности подростков
8-Е КЛАССЫ
9 КЛАСС
Слайд 30Динамика изменения отношения к предметам история, обществознание, экономика
Слайд 31Карта компетенций для выпускников 9-х классов
Слайд 32Вывод:
Ожидаемые результаты подтвердились.
У детей повысился интерес к предметам история,
обществознание, экономика, краеведение. Произошёл рост уровня социализации, повысилась эмоциональная устойчивость, уверенность в собственных силах с помощью метода проектов, который, предполагая выделение проблемы и чёткую этапность в её решении, позволил понять детям что, для чего и как они будут делать.
Слайд 33 Метод проектов позволил формировать группы детей с учётом психологической совместимости,
разных способностей и талантов. У каждого в проекте была своя роль и свой участок работы.
В процессе работы над проектами и презентациями дети знали, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, это стало хорошей мотивацией к деятельности, к познанию, к новым открытиям.
Подготовка проектов и презентаций позволила развить у детей самостоятельность, творчество, активность в достижении поставленной цели, заинтересованность в конечном результате.
Слайд 34 Можно с уверенностью говорить о формировании личности, готовой к самоопределению
своего места в обществе, к саморазвитию, к адаптации в новых экономических условиях, к самоопределению в отношении будущей профессии.
Цель- формирование у обучающихся учебных и социальных компетенций, вживание ребёнка в социум, достигнута.
Слайд 35Ресурсы:
1.Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 года №13-51-08/13 “О
гражданском образовании учащихся Российской Федерации” //Вестник Образования России.2003, №7
2.Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование №4, 2004г. – с.136-137.
3.Журавлева О.Н. Формирование навыков компьютерного пользователя в системе повышения квалификации учителей истории. // Преподавание истории и обществознания в школе №5, 2003г. – с.66-69.
4.Лазукова Н.Н. Формирование учебных умений на уроках истории. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2002г. №1 – с.34-41.
Слайд 365.Селевко Г. Компетентность и их классификация. // Народное образование №4, 2004г.–
с.138-145.
6.Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование №2, 2003г. – с.58-65.
7.Сергев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2003г. – 80с.
8.Шапалов В.Н. Формирование социально-личностной компетенции учащихся старших классов. Тюмень: ТОГИРРО, 2003г. – 44с.
9. Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования. // Народное образование №5, 2003г. – с.5-62.
10.Программа “Правовое воспитание в школе”// Школьное планирование. 2005, №2.
Слайд 37Ресурсы:
1.festival@1september.ru
2.http://historydoc.edu.ru/
3.http://www.edu.ru/
4.http://www.1september.ru/
5.http://www.naukapro.ru/konf_doc/r_5/009.htm