Слайд 1Автор: Смирнова Татьяна Васильевна
учитель истории и обществознания,
I категория, МБОУ СОШ
№9 г.
г. Усть –Илимск,
2014 год
Технология развития критического мышления как средство реализации деятельностного подхода на уроках истории и иобществознания
Слайд 2Цель мастер-класса – осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ)
для реализации деятельностного подхода на уроке.
Методические задачи:
приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
определить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности при реализации деятельностного подхода
Слайд 3Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который
характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Деятельностный подход через реализацию ТРКМ:
- учащиеся сами конструируют процесс обучения (ставят цели, сами отслеживают направления деятельности и определяют результат
формирование критического мышления
навыки работы с информацией в процессе работы с текстом
Слайд 4Какую цель ставит данная технология?
Развитие мыслительных навыков учащихся,
необходимых
не только в учебе, но и в обычной жизни
(умение принимать решения,
работать с информацией, анализировать различные стороны явлений)
Слайд 5 Какие задачи ставит данная технология?
Развитие коммуникативности
Развитие
аналитического, критического мышления.
Формирование культуры чтения, умения ориентироваться в источниках информации
Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности
Слайд 6Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
Высокая мотивация учащихся к образовательному
процессу
Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
Развитие умения анализировать полученную информацию.
Слайд 7Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:
Слайд 8СТАДИЯ ВЫЗОВА:
Ассоциативная карта - подбор слов, по данному слову, предложению.
Приём «Аквариум»
- из класса выходят 3-4 человека, которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Садятся в круг. Их задача ответить на вопросы, предложенные учителем.
Стратегия «Ключевые слова» - по опорным словам составить небольшой рассказ.
Стратегия «Интервью» - ученик «берёт интервью» у других учащихся по определённой теме, при это составляет вопросы сам.
Слайд 9
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ:
Чтение с остановками.
Групповое прогнозирование.
Цветовые ассоциации - дети с помощью цвета,
показывают ассоциацию к данному слову, предложению.
Приём «Авторское кресло» - ребёнок выступает в роли автора и придумывает продолжение рассказа, сидя на стуле.
ДДЗ (дневник двойной записи) - записывается фраза, которая удивила, привлекла внимание и т.д. в виде таблицы.
Слайд 10
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ:
ЭССЕ - это свободное письмо на заданную тему. Если работа
проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут
Приём «Толстые и тонкие вопросы» - демонстрация понимания пройденного. Тонкие вопросы требуют для ответа 1 слово или предложение (где? Как? Когда? Как звали? ...), а толстые вопросы—2-3 предложения (Почему? Как ты думаешь? Что если...? Объясни...).
Приём «Дерево предсказаний»- этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Синквейн – в переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. 1—существительное, 2—2 прилагательных, 3—3 глагола, 4—моё отношение, 5— слово-ассоциация.
Ассоциативная карта
Слайд 13Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу
(«Методика диагностики направленности учебной мотивации» (Дубовицкая
Т.Д.)
Слайд 15Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа
на другой
(тест Гилфорда на определение дивергентности (конвергентности) мышления)
Слайд 16
Результаты диагностики ( учащихся 5-х классов):
Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью
субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Учащийся непосредственно включен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности.
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
Развитие умения анализировать полученную информацию.
Слайд 17Выводы
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и
навыки работы с информацией:
находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации
Слайд 18
«Учение без мысли - напрасный труд».
Конфуций
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Слайд 19Источники
Н.В. Богатенкова Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения
Н.В.Богатенкова // Пособие для учителей – СПб.: СПбГУПМ, 2001
Применение приемов и методов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории // Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления. – СПб.: СПбГУПМ, 1999.
О. Загашев, С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская, «Учим детей мыслить критически», СПб, 2003г., с.156
Технология развития критического мышления на уроке истории http://history-helpmy.blogspot.com/2010/04/blog-post_5385.html
Слайд 20Источники изображений
http://psychology.careeredublogs.com/files/2010/02/school.jpg
http://www.grafamania.net/uploads/posts/2008-08/1219611582_7.jpg
http://88.198.21.149/images/photoframes/2010/6/02/17/55/g2IP8mW0czgiqFNweb.jpg