Презентация, доклад М. Т. Каченовский и “Скептическая школа“ в историографии.

Содержание

"Клеветник без дарованья, Палок ищет он чутьем, А дневного пропитанья Ежемесячным враньем". (Пушкин А.С.)

Слайд 1Учитель истории и обществознания МБОУ Верхнесоленовская СОШ
Болдырева Татьяна Викторовна
М. Т.

Каченовский и “Скептическая школа“ в историографии.
Учитель истории и обществознания МБОУ Верхнесоленовская СОШБолдырева Татьяна Викторовна М. Т. Каченовский и “Скептическая школа“ в историографии.

Слайд 2"Клеветник без дарованья, Палок ищет он чутьем, А дневного пропитанья Ежемесячным

враньем". (Пушкин А.С.)

Слайд 3Михаи́л Трофи́мович Качено́вский —профессор Московского университета, глава «скептической» школы русской, историографии

- человек эпохи Просвещения. Свои занятия историей он сочетал с общественно-, литературной деятельностью: М.Т. Каченовский (1775 - 1842 гг.) был редактором самого популярного общественно-политического журнала первых десятилетий XIX в. «Вестника Европы».

Биография

Скептическая школа

Фотоальбом

Список литературы

>>>

Первые работы

Михаи́л Трофи́мович Качено́вский —профессор Московского университета, глава «скептической» школы русской, историографии - человек эпохи Просвещения. Свои занятия

Слайд 4В сочетании исторической и журнально-литературной деятельности, как и во многом другом,

он являлся прямым продолжателем традиции Н.М. Карамзина. В то же время, происходя из разночинской среды, М.Т. Каченовский представлял тип ученого-недворянина, ученого-профессора, который, в отличие от профессоров ушедшего XVIII в., стремился вывести науку и проповедуемые ею ценности из стен университетов на широкую общественную арену. Личная карьера Каченовского как чиновника представляет собой пример дальнейшего развития социально-бюрократического аппарата Российской империи.

<<<

Биография

Скептическая школа

Фотоальбом

Список литературы

В сочетании исторической и журнально-литературной деятельности, как и во многом другом, он являлся прямым продолжателем традиции Н.М.

Слайд 5Каченовский (Михаил Трофимович) - журналист и профессор, родился 1 ноября 1775

г. в Харькове. Отец его, Трофим Демьянович Качони, был грек, выселившийся из Балаклавы и приписавшийся к мещанскому обществу города Харькова. Происходит из незнатной и небогатой семьи Харьковского мещанина, виноторговца грека Трофима Демьяновича Качони. До четырнадцатилетнего возраста учился латинскому и греческому языкам в Харьковском коллегиуме (где и изменил фамилию на Каченовский). После смерти отца был вынужден оставить учебу и в 1788 г. вступил в Екатеринославское казачье ополчение урядником.

|1|

|2|

|3|

Биография

|5|

|4|

Скептическая школа

Каченовский (Михаил Трофимович) - журналист и профессор, родился 1 ноября 1775 г. в Харькове. Отец его, Трофим

Слайд 6 Через пять лет М.Т.Каченовский оставил военную службу и поступил в Харьковский

губернский магистрат канцеляристом. Через два года снова попал на военную службу – был определен сержантом в Таврический гренадерский полк, затем переведен в Ярославский пехотный полк, где в 1798 г. произведен в полковые квартирмейстеры, Каченовский попал под суд по обвинению в недочете казенного пороха, но был оправдан. В это время происходит знакомство с графом Алексеем Кирилловичем Разумовским (1748-1822). В 1801 г. вторично оставил службу и поступил на должность библиотекаря к графу А.К.Разумовскому, в дальнейшем попечителю Московского учебного округа.     

|1 |

|2|

|3|

|4|

|5|

Биография

Скептическая школа

 Через пять лет М.Т.Каченовский оставил военную службу и поступил в Харьковский губернский магистрат канцеляристом. Через два года

Слайд 7На новом поприще М.Т.Каченовский усиленно занимался самообразованием и уже в 1805

г. получил степень магистра философии при Московском университете, а в сентябре1806 г. – степень доктора философии и изящных наук. С 1805 г. по 1830 г. с небольшими перерывами он издавал журнал “Вестник Европы”. До 1810 г. М.Т.Каченовский управлял делами в канцелярии попечителя Московского учебного округа, затем был избран Советом университета в ординарные профессоры (по теории изящных наук, искусств и археологии). После Московского пожара 1812 г. он входил в комитет по восстановлению университета.

|1|

|2|

|3|

|4|

|5|

Биография

Скептическая школа

На новом поприще М.Т.Каченовский усиленно занимался самообразованием и уже в 1805 г. получил степень магистра философии при

Слайд 8В 1819 г. его избрали членом Российской академии (научного центра по

изучению русского языка и словесности в Петербурге, существовавшего в 1783-1841, затем преобразованного во 2-е отделение АН, затем в Отделение русского языка и словесности– членом-корреспондентом Петербургской академии наук, а в 1841 г. он стал академиком.     В 1821 г. его ученые занятия были приведены в большее соответствие с призванием: ему поручают кафедру истории, статистики и географии государства Российского. В 1830 г. М.Т.Каченовский был утвержден директором Педагогического института при университете, в том же году находился в составе университетского комитета по “охранению от холеры”.

|1|

|2|

|3|

|4|

|5|

Биография

Скептическая школа

В 1819 г. его избрали членом Российской академии (научного центра по изучению русского языка и словесности в

Слайд 9В 1835 г. в соответствии с новым уставом М.Т.Каченовскому присвоено звание

заслуженного профессора с поручением ему кафедры истории и литературы славянских наречий. Некоторое время он был ученым секретарем университетского Совета, заведовал типографией, был цензором при Московском цензурном комитете, с 1813 г. по 1836 г. несколько раз деканом Отделения словесных наук, затем 1-го отделения философского факультета.     На посту ректора М.Т.Каченовский пробыл в течение пяти с половиной лет вплоть до своей внезапной кончины. Каченовский умер 19 апреля 1842 года в Москве.


|1|

|2|

|3|

|4|

|5|

Биография

Скептическая школа


В 1835 г. в соответствии с новым уставом М.Т.Каченовскому присвоено звание заслуженного профессора с поручением ему кафедры

Слайд 10 Первые работы
В 1808-1809 гг. появляются статьи Каченовского как по

вопросам славянского языкознания, так и на историческую тематику: 1)"Исторические замечания о древностях великого Новгорода", 2)"Об источниках для русской истории’’.
Первая из них является извлечением из сочинений митрополита Евгения: исторические разговоры о древностях Великого Новгорода. Эти разговоры были сочинены учениками духовного училища, учрежденного при Новгородском митрополичьем доме в 1807 г. М.Каченовский избрал для публикации два разговора - о многолюдстве древнего Новгорода и о древнем богопочитании славян Новгородских.

|1|1|

|2|

|3|

|4|

|5|

Первые работы В 1808-1809 гг. появляются статьи Каченовского как по вопросам славянского языкознания, так и на

Слайд 11Первые работы
«Вестник Европы». 1820 год.
Вторая статья была посвящена вопросам славянского

языкознания, в том числе их историческому аспекту. Одна из главных идей, которую проповедует Каченовский в этой и целом ряде других статей по данной тематике, - это существование древнего праславянского языка, который в ходе своего развития разделился (под воздействием различных факторов) на ряд славянских наречий, существующих и изменяющихся по своим правилам и имеющих свои особые свойства. Эти славянские наречия были уже до великого переселения народов, но окончательно оформились к моменту образования национальных государств в IХ в

|1|

|2|

|3|

|4|

|5|

Первые работы «Вестник Европы». 1820 год.Вторая статья была посвящена вопросам славянского языкознания, в том числе их историческому

Слайд 12Первые работы
В статье “О старинных названиях в России денег металлических в

смысле ходячей монеты“ Каченовский сопоставлял названия русских монет и монет других славянских народов, пользуясь известными к тому времени данными, находящимися, в том числе, и в работе польского историка И.Лелевеля. Сначала средством обмена служили золото и серебро. Каченовский разбирает происхождение и значение таких названий, как гроши, гривна, рубль, и проч. Окончание статьи посвящено подробному разбору древних кожаных денег, в существовании которых автор сомневается.

«Вестник Европы».

|2|

|3|

|4|

|5|

|1|

Первые работыВ статье “О старинных названиях в России денег металлических в смысле ходячей монеты“ Каченовский сопоставлял названия

Слайд 13Первые работы
Работа конца 1820-х годов.
В статье "О кожаных деньгах", написанной в

период развития теории Каченовского о "баснословном периоде" русской истории (об этом ниже) автор отстаивает мнение, что денежные знаки, упоминаемые в разобранных им источниках, проникли на Русь из более цивилизованной Ганзы только в ХШ в. Отсюда он делает вывод, что и сами источники поэтому возникли не ранее этого времени.

|2|

|3|

|4|

|5|

|1|

Первые работыРабота конца 1820-х годов.В статье

Слайд 14

Первые работы
Рассуждение Каченовского о «Русской правде». Каченовский последовательно анализирует термины, институты

Русской Правды. И далее широко сопоставляет их с аналогичными явлениями у других народов, а именно гражданское устройство Новгорода и германских городов. Пришел к выводу, что Новгород во время княжения Ярослава еще не достиг высокой степени общественного развития, чтобы иметь письменное законодательство. Русская Правда в целом возникла, по Каченовскому, в поздний период установления сношений с Ганзой на основе понятий, занесенных через Новгород ганзейскими купцами.
В работах конца1820-1830-х гг. М. Т. Каченовский сформулировал свои требования критики древнейших русских памятников. Он обратил внимание не только на восстановление подлинного текста летописей, но главное- на выяснение истинности сообщаемых в источнике исторических фактов, то есть “ высшей критики”.

|2|

|3|

|4|

|5|

|1|


Первые работыРассуждение Каченовского о «Русской правде». Каченовский последовательно анализирует термины, институты Русской Правды. И далее широко сопоставляет

Слайд 15

Скептическая школа
Предпосылки
появления скептического направления
Традиции глубокого интереса к источникам были

заложены во второй половине XVIII-начале XIX. Широкой публикацией исторических материалов.
В своем отношении к источнику М. Т. Каченовский опирался на критику текстов летописи Г. Ф. Миллера и особенно А. Л. Шлецера, который, отмечал он, заложил фундамент здания исторической критики, но при этом оставил в летописях много «сомнительных происшествий», что сделало необходимым новые разыскания.

|1|1 |1 |

|2|

|3|

|4|

|5|

|6|

|7|

Скептическая школаПредпосылки появления скептического направленияТрадиции глубокого интереса к источникам были заложены во второй половине XVIII-начале XIX.

Слайд 16Свои взгляды на древние русские памятники и содержание русской истории Каченовский

излагал в лекциях, читаемых им в Московском университете. Плодом этих чтений было несколько исторических сочинений, написанных его слушателями. В 1830 г. В «Вестнике Европы» появилась первая статья, написанная молодым ученым В. Виноградовым- “О скудности и сомнительности происшествий первого века нашей древней истории от основания государства до смерти Игоря.
Исходным положением статьи было утверждение, что «каждое царство и каждый народ до развития сил гражданских, имеет свой век Баснословный».

Влияние взглядов
Каченовского на его
учеников

Скептическая школа

|2|

|3|

|4|

|1 |

|5|

|6|

|7|

Свои взгляды на древние русские памятники и содержание русской истории Каченовский излагал в лекциях, читаемых им в

Слайд 17
Направление в русской исторической науке 1-Й пол. 19 в., развившее критическое

("скептическое") отношение к историческим источникам. Основатель школы - М. Т. Каченовский. «Скептическая школа» выступила с требованием отнестись к истории как к науке, а не как к нравоучительному повествованию и подвергла критике источниковедческие основы "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина. Исходя из представления о том, что каждый народ переживал "баснословный период" своей истории,

Скептическая школа

Скептическая школа

|2|

|3|

|4|

|1 |

|5|

|6|

|7|

Направление в русской исторической науке 1-Й пол. 19 в., развившее критическое (

Слайд 18Скептическая школа
В начале 1830-х гг. последовали публикации в «Ученых записках Московского

университета» под заголовком «От профессора Каченовского» появился ряд статей его учеников С. Строева, В. Шеншина, Н. Стрекалова, которые развили идеи своего учителя. Они выразили мнение о том, что на место «слепого доверия» летописям придет новый взгляд на русскую историю, откроется «истинное представление о минувших судьбах нашего отечества».

|2|

|3|

|4|

|1 |

|5|

|6|

|7|

Скептическая школаВ начале 1830-х гг. последовали публикации в «Ученых записках Московского университета» под заголовком «От профессора Каченовского»

Слайд 19За своим учителем они восприняли идею «философского подхода к истории». Цель

изучения прошлого видели в поиске законов и открытии в них «истин бытия», полезных для государства. Они считали, что все части должны быть связаны между собой, так как «тайна бытия» заключается в общих законах, каждое частное событие отражает « жизнь всего человечества». Широкое применение сравнительно-исторического метода, который предусматривал в работе с источником рассмотрение его самого и сведений, в нем содержащихся, в контексте времени создания.

Скептическая школа

|2|

|3|

|4|

|1 |

||5|5|

|6|

|7|

За своим учителем они восприняли идею «философского подхода к истории». Цель изучения прошлого видели в поиске законов

Слайд 20"скептики" безосновательно подвергли сомнению достоверность многих известий "Повести временных лет’’ и

Русской правды, происхождение которых они связывали исключительно с влиянием иноземной письменности и права. Выступая против норманистов, «Скептическая школа» разделяла взгляды И. Эверса о хазарском происхождении Руси и считала варягов прибалтийскими славянами. Эти выводы "Скептической школы" дали возможность её противникам (М. П. Погодин, П. Г. Бутков ) подвергнуть резкой критике построения "Скептическая школа" в целом и отрицать её значение в исторической науке.

Скептическая школа

Скептическая школа

|2|

|4|

|3|

|1 |

|5|

||6|6|

|7|


Слайд 21Однако, несмотря на ошибочность многих суждений "Скептическая школа" о Киевской Руси,

она сыграла определённую роль в развитии русской исторической науки и подорвала авторитет офиц.-монархической историографии. Деятельность "Скептической школы" явилась одним из этапов формирования буржуазной историографии в России.

Скептическая школа

Скептическая школа

|2|

|3|

|4|

|1 |

|5|

|6|

||7|7|


Однако, несмотря на ошибочность многих суждений

Слайд 22М. П. Погодин
С опровержением выводов скептиков выступил Погодин. После появления

студенческих работ он выступил со статьей «О достоверности русской истории».
В заключительной лекции о Несторе студентам Московского университета в 1837 году он подчеркивал, что недоверие к летописи «предосудительно для нашего народного чувства» и призывал студентов учиться любви к отечеству у Нестора. Основная полемика разгорелась по вопросам о времени написания летописи, авторстве Нестора, к довериям сообщаемым им известиям.


М. П. Погодин С опровержением выводов скептиков выступил Погодин. После появления студенческих работ он выступил со статьей

Слайд 23 П. Г. Бутков
В 1840 году вышла книга П. Г.

Буткова «Оборона летописей русских от «навета» скептиков». Автор поставил перед собой задачу защитить «достоинство древнего нашего летописания». Основанием для ее решения Буткову служили данные древних писателей, в том числе византийских. Он высказал сожаление по поводу разрушения всех прежних представлений и опасался угрозы «отнять у нас целых четыре века истории»


П. Г. Бутков В 1840 году вышла книга П. Г. Буткова «Оборона летописей русских от «навета»

Слайд 24Заключение
Своей постановкой вопроса о необходимости критического рассмотрения древних русских памятников

М. Т. Каченовский заставил не только современников, но и последующие поколения историков думать над ними, «рыться в иностранных и отечественных летописях и архивах».
Предложенные им принципы анализа источников в целом были правильными, но заключения относительно древнейших русских памятников и состояния русской истории в IX-XIV в. Были несостоятельны и отвергались как их современниками, так и последующими поколениями историков. Скептицизм сыграл свою роль как разрушитель старого, отжившего в науке и стимулировал развитие исторического знания на базе нового отношения к источнику.

Заключение Своей постановкой вопроса о необходимости критического рассмотрения древних русских памятников М. Т. Каченовский заставил не только

Слайд 29Список литературы
Каченовский М. Т. О баснословном времени в Российской истории//Ученые

записки Московского университета. 1833. № 12.

Каченовский М. Т. Два рассуждения: о кожаных деньгах и о «Русской Правде». М., 1849.

Наумова Г. Р. Историография истории России. М., 2008.



Список литературы Каченовский М. Т. О баснословном времени в Российской истории//Ученые записки Московского университета. 1833. № 12.Каченовский

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть