Презентация, доклад Культурная жизнь УССР 1960-1980

Период хрущевской оттепели – это условное название периода в истории, длившегося с середины 1950-х годов по середину 1960-х годов. Особенностью периода было частичное отступление от тоталитарной политики сталинской эпохи. Февраль 1956 года ознаменовал начало новой эпохи,

Слайд 1Культурная Жизнь в УССР в бредне 1960-1980гг.

Культурная Жизнь в УССР в бредне 1960-1980гг.

Слайд 2Период хрущевской оттепели – это условное название периода в истории, длившегося

с середины 1950-х годов по середину 1960-х годов. Особенностью периода было частичное отступление от тоталитарной политики сталинской эпохи. Февраль 1956 года ознаменовал начало новой эпохи, которая ставила своей задачей изменение общественно-политической жизни, изменение внутренней и внешней политики государства.

«Оттепель»

Период хрущевской оттепели – это условное название периода в истории, длившегося с середины 1950-х годов по середину

Слайд 3В конце 50-х — начале 60-х годов расцветает талант одного из

самых ярких украинских поэтов, «рыцаря украинского возрождения» Василия Симоненко. Уроженец Полтавщины, В. Симоненко начал писать стихи, еще учась на факультете журналистики Киевского университета. В 1962 г. увидела свет первая творческая ласточка — его поэтический сборник стихов «Тишина и гром». После вышел в свет сборник «Земное притяжение». В 1965 и 1973 гг в Мюнхене опубликованы другие произведения автора.

Василий Симоненко

В конце 50-х — начале 60-х годов расцветает талант одного из самых ярких украинских поэтов, «рыцаря украинского

Слайд 4Одна из самых одаренных представительниц «шестидесятников»-Лина Костенко. На заре своей карьеры

поэтесса выпускает два, сразу замоченных критикой, сборника стихов — «Лучи земли» и «Странствующий сердце». Лина Костенко обращается к вечным проблемам духовности украинского народа, исторического прошлого государства. Стихи поэтессы отличала неординарность, пространственность размышлений, критические оценки многих событий. Но настоящим шедевром стал напечатанный в 1980 г. стихотворный роман Лины Костенко «Маруся Чурай». Он получил единодушную приверженность у читателей и отмечен высшей наградой Украины — Шевченковской премией.

Лина Костенко

Одна из самых одаренных представительниц «шестидесятников»-Лина Костенко. На заре своей карьеры поэтесса выпускает два, сразу замоченных критикой,

Слайд 5После освобождения Хрущева в октябре 1964 г.: «оттепель» окончательно прекратилась. На

смену ей пришла реакция, начались преследования деятелей культуры. В августе-сентябре 1965 г. в нескольких городах Украины были арестованы около трех десятков человек из круга шестидесятников, почти все — представители творческой и научной интеллигенции. Это вызвало сопротивление со стороны известных в республике людей. С запросом о судьбе арестованных к первому секретарю ЦК Компартии Украины П. Ю. Шелеста обратились авиаконструктор Олег Антонов, писатели Иван Драч, Лина Костенко, Андрей Малышко, Михаил Стельмах, композиторы Георгий и Платон Майбороды, кинорежиссер Сергей Параджанов.

С 1969 г. власти ужесточили идеологическое давление на интеллигенцию. Писателей, художников, ученых ругали в прессе и на собраниях творческих союзов за «аполитичность», «идейную незрелость», «формализм», «национализм», «отход от партийной линии», «идеализацию прошлого», «смакования национальной самобытности». Против инакомыслящих снова начались политические репрессии, достигшие апогея в 1972 г.. Процесс реабилитации многих незаконно осужденных людей, возвращение их честного имени было прекращено

Начиная с 1977 г., объектом, преследований и репрессий стали члены Украинского Хельсинского Союза. Среди них — известный писатель, автор популярных романов «Ветер в лицо» и «Последняя сабля» Николай Руденко и писатель-фантаст Олесь Бердник. Четыре члена группы — Василий Стус, Олекса Тихий, Юрий Литвин и Валерий Марченко — погибли в лагерях. Для них не было разрыва: если ты художник, ты — гражданин, человек.

После освобождения Хрущева в октябре 1964 г.: «оттепель» окончательно прекратилась. На смену ей пришла реакция, начались преследования

Слайд 6«Застой» - период истории СССР, который начался с приходом к власти

Л.Брежнева и длившийся с 60-х по 80-е годы 20 века,и который характеризуется консервированием старого коммунистического режима.

Период «застоя»

«Застой» - период истории СССР, который начался с приходом к власти Л.Брежнева и длившийся с 60-х по

Слайд 7Тяжелыми были 60-80-е гг жизни Ивана Гончара, выдающегося украинского скульптора, живописца,

этнографа, заслуженного деятеля искусств УССР, лауреата Государственной премии УССР им. Т. Шевченко. Он автор памятников М. Горькому в Ялте, Т. Шевченко в Яготине, народной художницы Екатерине Билокур в селе Богдановне на Киевщине. Так и не был открыт при жизни этого талантливого скульптора музей его творчества, хотя И. Гончаром было собрано колоссальный этнографический материал — уникальную в истории человечества частную коллекцию редких фотографий, изданий, народной одежды, полотенец, ковров, писанок, произведений живописи, казацких, доспехов, икон.

Иван Гончар

Памятник М.Горькому, Ялта.

Тяжелыми были 60-80-е гг жизни Ивана Гончара, выдающегося украинского скульптора, живописца, этнографа, заслуженного деятеля искусств УССР, лауреата

Слайд 8Внутри 50-х годов в украинское кино пришло новое поколение молодых кинематографистов,

увеличился выпуск картин.Находит дальнейшее развитие биографический жанр — фильмы «Иван Франко», «Григорий Сковорода», проблемы современности нашли воплощение в фильмах «Судьба Марины», «Весна на Заречной улице», «Два Федора» и др.. В картинах 60-х годов наблюдается обращение к внутреннему миру героя. Одно из центральных мест занимает победы советского народа в Великой Отечественной войне. Внимание кинематографистов снова привлекают произведения украинской классики («Лесная песня»,, «Вечер накануне Ивана Купала», «Каменный крест») растет интерес жанром комедии («За двумя зайцами», «Катя-Катюша»,), создаются фильмы для детей и юношества.


Кинематограф

Внутри 50-х годов в украинское кино пришло новое поколение молодых кинематографистов, увеличился выпуск картин.Находит дальнейшее развитие биографический

Слайд 9«Григорий Сковорода» (реж. И. Кавалеридзе)
«Вечер накануне Ивана Купала» (реж. Ю. Ильенко)
«За

двумя зайцами» (реж. В. Иванов)

«Весна на Заречной улице» (реж. Ф. Миронер и М. Хуциев)

«Григорий Сковорода» (реж. И. Кавалеридзе)«Вечер накануне Ивана Купала» (реж. Ю. Ильенко)«За двумя зайцами» (реж. В. Иванов)«Весна на

Слайд 10На рубеже 60-70-х гг в условиях застоя, который начинает определять характер

общественной жизни, утверждалось пренебрежительное, нигилистическое отношение к языку, истории, литературе, искусству, в частности, в сужении сферы функционирования родного языка, в запрете некоторых художественных произведений, связанных со страницами борьбы за национальное достоинство, преследовании деятелей культуры. Эта горькая чаша не миновала выдающегося современного скульптора, живописца, этнографа И. Гончара, художников А. Горской, Л. Семыкина, О. Заливахи, Г. Севрук. По-варварски были уничтожены шестиметровый витраж работы А. Горской, Л. Семыкиной, А. Заливахи в Киевском университете. А. Горская погибла при неизвестных обстоятельствах. В активе художницы-керамиста Г. Севрук были произведения, принадлежавшие к «Казацкого цикла», но в период застоя эта оказалась запретной и талантливого художника исключили из Союза художников Украины, ее творчество вполне игнорировалась

Витраж работы А. Горской, Л. Семыкиной, А. Заливахи в Киевском университете.

На рубеже 60-70-х гг в условиях застоя, который начинает определять характер общественной жизни, утверждалось пренебрежительное, нигилистическое отношение

Слайд 11Годы «застоя» стали временем командно-директивного вмешательства в творческий процесс, судьбы художников.

Политизация искусства, чрезмерная идеологизация оценок были укоренены в трагических 30-х гг и приводили к подобным последствиям. После 1972 г. многие представителей украинской культуры оказались за решеткой или в эмиграции. Трагичной была судьба одного из талантливейших поэтов 60-70-х гг Василия Стуса. В 1979 г. он вернулся в Киев после заключения в Мордовии и Колымского ссылки и сразу снова был осужден на 15 лет. В спецлагере для политзаключенных на Урале он и умер в 1985 г.
Годы «застоя» стали временем командно-директивного вмешательства в творческий процесс, судьбы художников. Политизация искусства, чрезмерная идеологизация оценок были

Слайд 12Годы «застоя» характеризовались нарастанием негативных тенденций и явлению общественно-культурном развитии республики,

официально внедряемый курс на «слияния наций» фактически превратился в русификации образования, прессы, книгоиздания, театра. Монополизация материальных и организационных условий художественно-творческой деятельности руководством творческих союзов не давала возможности найти место в художественной жизни ярким представителям творческой молодежи. Роли потребительской «элиты» в пользовании культурными ценностями приводило к появлению произведений, угождать этим незамысловатым вкусам. Некомпетентность руководства сферой культуры проявлялась в запрете выставок, театральных постановок, игнорировании народных культурных инициатив. Так, в частности, с «идейным соображениям» было уничтожено Шевченковский витраж в Киевском университете, запрещены собрания возле памятника Т. Шевченко в Киеве на годовщину поэта т. д.. Следствием неразумной культурной политики стал упадок многих плодотворных традиций народной культуры, поощрения псевдонародные этнографизма и «шароварщины», формализация и дегуманизация культурно-просветительной работы. Попытки оживить культурную жизнь через принятие многочисленных постановлений, проведение фестивалей самодеятельного творчества были мало результативными, потому что в культурном развитии было приглушенно возможности проявления инициативы «снизу»
Годы «застоя» характеризовались нарастанием негативных тенденций и явлению общественно-культурном развитии республики, официально внедряемый курс на «слияния наций»

Слайд 13Как результат пренебрежения национальной культуры, невнимание к его потребностям развивалась «массовая

культура» коммерческого окраски или официозная псевдокультура, к образцам которым можно отнести комплекс Музея истории Отечественной войны в Киеве (1982 г.) или монумент в честь провозглашения советской власти в Харькове (1975 г.). Упадок уровень образования и профессиональной подготовки, развивались безответственность исполнителей и некомпетентность руководителей. Поэтому Чернобыльская катастрофа 1986 г. была не просто трагической с последствиями производственной аварией, но и символом духовной катастрофы, которая нависла над украинским народом и его культурой, свидетельством неотложности, неотложности коренных общественно-экономических и культурных изменений в УССР.
Как результат пренебрежения национальной культуры, невнимание к его потребностям развивалась «массовая культура» коммерческого окраски или официозная псевдокультура,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть