Презентация, доклад Культура Древней Руси

Содержание

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВОЗернь - старинная ювелирная техника, представляющая собой мелкие золотые, платиновые или серебряные шарики диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Скань (филигрань)- (от

Слайд 1КУЛЬТУРА
ДРЕВНЕЙ
РУСИ
Постникова О.Ю., учитель истории и общественных дисциплин высшей категории

МАОУ ДСОШ №5 Дятьковского района Брянской области
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИПостникова О.Ю., учитель истории и общественных дисциплин высшей категории МАОУ ДСОШ №5 Дятьковского района Брянской

Слайд 2ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО
Зернь - старинная ювелирная техника, представляющая собой мелкие золотые, платиновые

или серебряные шарики диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени.

Скань (филигрань)- (от древнерусского скать - свивать) - вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в "веревочки".

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВОЗернь - старинная ювелирная техника, представляющая собой мелкие золотые, платиновые или серебряные шарики диаметром от 0,4

Слайд 3ЖИВОПИСЬ
Мозаика
Орнаментальный пояс. Мозаика Софийского собора в Киеве .
1040-е гг. Фрагмент


Мозаика Киевского Собора Святой Софии XI в.

Древний глас - Мозаика (икона)
святителя Иоанна Златоуста. Фрагмент

Св. Лаврентий Римский.
Мозаика
Софийского собора, Киев, XI в.

Иоа́нн Златоу́ст (ок. 347 — 14 сентября 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.

Лаврентий Римский: архидиакон римской христианской общины, казнённый во время гонений, устроенных императором Валерианом.

ЖИВОПИСЬМозаикаОрнаментальный пояс. Мозаика Софийского собора в Киеве . 1040-е гг. Фрагмент Мозаика Киевского Собора Святой Софии XI

Слайд 4Фрески
Семья Ярослава Мудрого.
Фреска. Софийский собор в Киеве.
Фрески - росписи

водяными красками по сырой штукатурке
Фрески украшали в древности все боковые стены Софийского собора, галереи, башни и хоры. В XVII веке первоначальная живопись во время ремонта частично обновлялась клеевой краской. На рубеже XVII-XVIII веков древние фрески Софийского собора в Киеве, в то время поврежденные, были оштукатурены и забелены. В XVIII веке на первоначальной стенописи были сделаны новые масляные изображения, которые отвечали требованиям эпохи. В середине XIX века фрески были расчищены из-под росписи XVIII века и снова закрыты масляной живописью, которая не отличалась художественной ценностью, хотя сюжеты её в основном повторяли иконографическую схему древних фресок, сохранившихся к тому времени.

Особую ценность среди фресок Софийского собора составляет групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Композиция находилась на северной, западной и южной стенах главного нефа. О центральной части этой композиции, размещенной на западной стене, которая не сохранилась, известно из рисунка Абрагама 1651 года. На рисунке изображены Ярослав Мудрый с макетом Софийского собора в руке, жена Ярослава княгиня Ирина. Они идут к фигуре Христа, у которого, возможно, стояли князь Владимир и Ольга - основоположники христианства на Руси. За Ярославом и Ириной в торжественной процессии шли сыновья и дочери. От этой большой композиции сохранились четыре фигуры на южной стене центрального нефа и две на северной.

ФрескиСемья Ярослава Мудрого. Фреска. Софийский собор в Киеве. Фрески - росписи водяными красками по сырой штукатуркеФрески украшали

Слайд 5Иконопись-
произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение
Ангел Златые власы
– архангел

Гавриил

Древнейшая икона из собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи.
Характерной особенностью этой иконографии являются волосы Ангела, выполненные в технике «асиста» сусальным золотом, отчего эта иконография и получила такое название. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото символизирует на иконе неземное, божественное начало.
Золотые волосы - символ величия и бессмертия богов, живших на Олимпе.
А́ссист (лат. assist — присутствующий) — в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, — символизирует присутствие Божественного света, заменяя пробела.
Традиционно ассистом расписываются, прежде всего, одежды Христа, когда oн изображается во славе.
Сам термин «сусальное золото» происходит от слова «сусаль» – лицо, лицевая поверхность. Сусаль - тончайшие металлические листы золотистого цвета, применяемые преимущественно для декоративной отделки как металлических, так и неметаллических изделий

Иконопись-произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение Ангел Златые власы – архангел Гавриил    Древнейшая икона

Слайд 6Архитектурные термины, характерные для храмового зодчества Древней Руси

Архитектурные термины, характерные для храмового зодчества Древней Руси

Слайд 7Архитектурные термины, характерные для храмового зодчества Древней Руси

Архитектурные термины, характерные для храмового зодчества Древней Руси

Слайд 8Архитектурные термины, характерные для храмового зодчества Древней Руси
Глава - наружная часть

купольного перекрытия барабана в форме шлема, луковицы, конуса
Архитектурные термины, характерные для храмового зодчества Древней РусиГлава - наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема,

Слайд 9Архитектурные термины, характерные для храмового зодчества Древней Руси

Архитектурные термины, характерные для храмового зодчества Древней Руси

Слайд 10Архитектурные термины, характерные для храмового зодчества Древней Руси

Архитектурные термины, характерные для храмового зодчества Древней Руси

Слайд 11Архитектурные термины, характерные для храмового зодчества Древней Руси
Часовня - небольшое храмовое


здание с иконами, но без алтаря
Архитектурные термины, характерные для храмового зодчества Древней РусиЧасовня - небольшое храмовое здание с иконами, но без алтаря

Слайд 12АРХИТЕКТУРА
Десяти́нная це́рковь в Киеве — первая каменная церковь

Древнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна.
Начало строительства Десятинной церкви относят к 989 году, о чём в летописи сообщалось:
В лето 6497 … Володимер помысли создати церковь Пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от Грек.
— «Повесть временных лет» В иных летописных списках годом заложения церкви называют также 990 и 991 годы. Строительство было окончено в 996 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора.
Князь Владимир Святославич, правивший в то время, выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом.

Десятинная церковь (Успения Пресвятой Богородицы)
в Киеве

В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным»
Некоторые ученые считают, что церковь имела посвящение празднику Успения Пресвятой Богородицы. В ней хранились мощи святого священномученика Климента, погибшего в Корсуни. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского.
В 1169 году церковь разграбили войска князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, в 1203 году — войска Рюрика Ростиславича. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом забравшегося на своды народа, пытавшегося спастись от монголов, однако Ю. С. Асеевым высказывалось предположение, что здание рухнуло после применения осаждающими стенобитных орудий.

АРХИТЕКТУРА   Десяти́нная це́рковь в Киеве — первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром

Слайд 13 Софийский собор в Киеве
XI ВЕК, Ярослав Мудрый
Раскрытая от штукатурки плинфяная

кладка Софийского собора в Киеве

*Плинфа (от греч. πλίνθος — «плита») — характерный для древнерусского домонгольского зодчества тонкий обожжённый кирпич, ширина которого примерно равнялась длине. Применялась в строительстве Византии и Древней Руси.

Софийский собор в Киеве. Реконструкция

Сооруженв в 1037 году в честь разгрома печенегов.
Собор строился константинопольскими зодчими, хотя ему нет прямых аналогов в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были меньшими, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что местной властью перед византийцами была поставлена задача создания великолепного собора для торжественных церемоний, главного, наибольшего храма Руси(Великой Руси), которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления световых (прорезанных окнами) барабанов глав для их освещения. Роскошные залитые светом хоры дворцового типа, где во время служб находился князь и его окружение, – тоже результат заказа киевского правителя.
В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

Софийский собор в КиевеXI ВЕК, Ярослав МудрыйРаскрытая от штукатурки плинфяная кладка Софийского собора в Киеве*Плинфа (от

Слайд 14АРХИТЕКТУРА
Апсида Софийского собора в Киеве. 1040-е гг. Мозаики "Оранта" и "Евхаристия",

ниже - орнаментальный пояс и "Святительский чин".

Орнаментальный мозаичный пояс апсиды Софийского собора в Киеве (1040-е гг.), отделяющий "Евхаристию" от "Святительского чина", состоит из чередующихся четырехконечных крестов и так называемых "гамматических крестов" – свастик.
Существует легенда, что эти мозаичные свастики спасли храм от разрушения во время немецкой оккупации Киева в период Великой Отечественной войны. Эту историю рассказал немецкий искусствовед Отто Кляйн, ныне покойный, в беседе с кандидатом исторических наук Алексеем Аникиным.
Отто Кляйн во время войны был на Украине экспертом по русской культуре и искусству, подчиняясь непосредственно самому рейхслейтеру Альфреду Розенбергу, главе Имперского министерства по делам оккупированных восточных территорий. Когда немцы под натиском Красной Армии оставляли Киев, они заминировали Софию Киевскую, приготовив ее к уничтожению. В ночь перед взрывом О. Кляйну удалось добиться отмены этого решения. Причем его главным доводом были свастики в апсиде собора.

*ЕВХАРИСТИЯ (греч. eucharistia - благодарение), главное христианское таинство
*Оранта - (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

АРХИТЕКТУРААпсида Софийского собора в Киеве. 1040-е гг. Мозаики

Слайд 15Реконструкция Золотых ворот
Своё название киевские Золотые Ворота получили от Золотых ворот

Константинополя. Вероятно, это было своеобразное соперничество с великой Византийской империей.
Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким (до 7,5 м) проездом. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые опирались арки свода. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. Ворота были каменными, в силу того, что этому сооружению придавалось особенное значение. Строили их в технике смешанной кладки, известной ещё со времен Древнего Рима: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы. Декоративные особенности кладки хорошо читаются на лицевой поверхности стен.
Венчала Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. Надвратная церковь в ходе реставрационных работ воссоздана как четырёхстолпный одноглавый храм с утопленными в толще стены апсидами, не выступающими из общего объёма фасада. В качестве архитектурного декора применены орнаменты из кирпича, характерные для искусства того периода. В ходе археологических исследований Золотых Ворот были обнаружены кубики смальты, фрагменты фресковой штукатурки, что свидетельствует о том, что древняя церковь была украшена фресковой росписью и мозаиками.
Ворота предназначались для церемониального въезда в столицу и располагались в южной части города. Это — главные ворота города, одни из трёх крупных городских ворот, сооружённых при Ярославе Мудром. Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров. Следы этого рва читаются сейчас в перепаде уровня Золотоворотского проезда.
Строительство ворот вместе с Софийским собором упоминается в летописи под 1037 годом. В 1240 году ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя.

Золотые
ворота
в Киеве

Реконструкция Золотых воротСвоё название киевские Золотые Ворота получили от Золотых ворот Константинополя. Вероятно, это было своеобразное соперничество

Слайд 16Киево-Печёрский монастырь
Ки́ево-Пече́рская Ла́вра (укр. Ки́єво-Пече́рська Ла́вра) —

один из первых по времени основания монастырей в Древнерусском государстве. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.
Киево-Печёрский монастырь     Ки́ево-Пече́рская Ла́вра (укр. Ки́єво-Пече́рська Ла́вра) — один из первых по времени основания

Слайд 17 Софийский собор в Новгороде
В 1046 году

великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.
Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке.
У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи.
Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.
Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы. В некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует.
Софийский собор в Новгороде    В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня

Слайд 18Георгиевская церковь

Георгиевская церковь

Слайд 19РУССКАЯ КУЛЬТУРА
О
ДРЕВНЕЙ РУСИ

РУССКАЯ КУЛЬТУРА О ДРЕВНЕЙ РУСИ

Слайд 20Благоверная княгиня Ирина – жена князя Ярослава Мудрого.
Одним из ценнейших «приобретений»

Новгорода была замечательная женщина, родившаяся около тысячи лет назад, шведская принцесса Ингигерд. Ей было суждено, совместив в себе лучшие дары культур Скандинавии и Руси, стать супругой Ярослава Мудрого, матерью благоверного князя Владимира - основателя Софийского собора в Новгороде и сыграть значительную роль в истории всего Северно-Европейского региона.
Благоверная княгиня Ирина – жена князя Ярослава Мудрого.Одним из ценнейших «приобретений» Новгорода была замечательная женщина, родившаяся около

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть