Скань (филигрань)- (от древнерусского скать - свивать) - вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в "веревочки".
Мозаика Киевского Собора Святой Софии XI в.
Древний глас - Мозаика (икона)
святителя Иоанна Златоуста. Фрагмент
Св. Лаврентий Римский.
Мозаика
Софийского собора, Киев, XI в.
Иоа́нн Златоу́ст (ок. 347 — 14 сентября 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.
Лаврентий Римский: архидиакон римской христианской общины, казнённый во время гонений, устроенных императором Валерианом.
Особую ценность среди фресок Софийского собора составляет групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Композиция находилась на северной, западной и южной стенах главного нефа. О центральной части этой композиции, размещенной на западной стене, которая не сохранилась, известно из рисунка Абрагама 1651 года. На рисунке изображены Ярослав Мудрый с макетом Софийского собора в руке, жена Ярослава княгиня Ирина. Они идут к фигуре Христа, у которого, возможно, стояли князь Владимир и Ольга - основоположники христианства на Руси. За Ярославом и Ириной в торжественной процессии шли сыновья и дочери. От этой большой композиции сохранились четыре фигуры на южной стене центрального нефа и две на северной.
Древнейшая икона из собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи.
Характерной особенностью этой иконографии являются волосы Ангела, выполненные в технике «асиста» сусальным золотом, отчего эта иконография и получила такое название. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото символизирует на иконе неземное, божественное начало.
Золотые волосы - символ величия и бессмертия богов, живших на Олимпе.
А́ссист (лат. assist — присутствующий) — в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, — символизирует присутствие Божественного света, заменяя пробела.
Традиционно ассистом расписываются, прежде всего, одежды Христа, когда oн изображается во славе.
Сам термин «сусальное золото» происходит от слова «сусаль» – лицо, лицевая поверхность. Сусаль - тончайшие металлические листы золотистого цвета, применяемые преимущественно для декоративной отделки как металлических, так и неметаллических изделий
Десятинная церковь (Успения Пресвятой Богородицы)
в Киеве
В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным»
Некоторые ученые считают, что церковь имела посвящение празднику Успения Пресвятой Богородицы. В ней хранились мощи святого священномученика Климента, погибшего в Корсуни. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского.
В 1169 году церковь разграбили войска князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, в 1203 году — войска Рюрика Ростиславича. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом забравшегося на своды народа, пытавшегося спастись от монголов, однако Ю. С. Асеевым высказывалось предположение, что здание рухнуло после применения осаждающими стенобитных орудий.
*Плинфа (от греч. πλίνθος — «плита») — характерный для древнерусского домонгольского зодчества тонкий обожжённый кирпич, ширина которого примерно равнялась длине. Применялась в строительстве Византии и Древней Руси.
Софийский собор в Киеве. Реконструкция
Сооруженв в 1037 году в честь разгрома печенегов.
Собор строился константинопольскими зодчими, хотя ему нет прямых аналогов в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были меньшими, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что местной властью перед византийцами была поставлена задача создания великолепного собора для торжественных церемоний, главного, наибольшего храма Руси(Великой Руси), которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления световых (прорезанных окнами) барабанов глав для их освещения. Роскошные залитые светом хоры дворцового типа, где во время служб находился князь и его окружение, – тоже результат заказа киевского правителя.
В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.
Орнаментальный мозаичный пояс апсиды Софийского собора в Киеве (1040-е гг.), отделяющий "Евхаристию" от "Святительского чина", состоит из чередующихся четырехконечных крестов и так называемых "гамматических крестов" – свастик.
Существует легенда, что эти мозаичные свастики спасли храм от разрушения во время немецкой оккупации Киева в период Великой Отечественной войны. Эту историю рассказал немецкий искусствовед Отто Кляйн, ныне покойный, в беседе с кандидатом исторических наук Алексеем Аникиным.
Отто Кляйн во время войны был на Украине экспертом по русской культуре и искусству, подчиняясь непосредственно самому рейхслейтеру Альфреду Розенбергу, главе Имперского министерства по делам оккупированных восточных территорий. Когда немцы под натиском Красной Армии оставляли Киев, они заминировали Софию Киевскую, приготовив ее к уничтожению. В ночь перед взрывом О. Кляйну удалось добиться отмены этого решения. Причем его главным доводом были свастики в апсиде собора.
*ЕВХАРИСТИЯ (греч. eucharistia - благодарение), главное христианское таинство
*Оранта - (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.
Золотые
ворота
в Киеве
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть