Презентация, доклад Культура древней Руси

Содержание

Культура Древней РусиIX- XI вв900igr.net

Слайд 1Презентация на тему: Культура Руси IX-начала XII века.
Выполнила учитель истории
ГОУ СОШ №519

г.Москвы
Садыхова Н.В.

Презентация на тему: Культура Руси IX-начала XII века.Выполнила учитель истории ГОУ СОШ №519 г.МосквыСадыхова Н.В.

Слайд 2Культура Древней Руси
IX- XI вв
900igr.net

Культура Древней РусиIX- XI вв900igr.net

Слайд 3СОВОКУПНОСТЬ СОЗДАННЫХ ОБЩЕСТВОМ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ


КУЛЬТУРА

СОВОКУПНОСТЬ СОЗДАННЫХ ОБЩЕСТВОМ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙКУЛЬТУРА

Слайд 41.Особенности культуры Древней Руси

Древнерусская культура

Наследие восточных славян

Культура неславянских народов и соседей

Культура

Византии

Патриотизм – любовь к Родине , преданность своему Отечеству и народу

1.Особенности культуры Древней РусиДревнерусская культураНаследие восточных славянКультура неславянских народов и соседейКультура ВизантииПатриотизм – любовь к Родине ,

Слайд 5Устное народное творчество
Былины – это поэтическое сказание о прошлом, в которых

прославлялись подвиги русских богатырей

Главная идея: Освобождение Руси и ее защита от врагов
Устное народное творчествоБылины – это поэтическое сказание о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырейГлавная идея: Освобождение

Слайд 6Былинные герои

Былинные герои

Слайд 7Письменность и грамотность
Письменность у славянских племён зародилась ещё до принятия Христианства.

Византийские монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, в основе которой лежала азбука, существовавшая у восточных, южных и западных славян до их Христианизации. Об этом свидетельствует глиняный сосуд, обнаруженный археологами под Смоленском . На нем написано ГОРУШНА, т.е. сосуд для пряностей. Сохранились сведения и о том, что буквы на Руси в глубокой древности вырезали на деревянных дощечках и называли их РЕЗАМИ. Письменность созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IX века, в X веке проникла на Русь.

Кирилла и Мефодий

Письменность и грамотностьПисьменность у славянских племён зародилась ещё до принятия Христианства. Византийские монахи Кирилл и Мефодий создали

Слайд 8Материал для письма:
1.Береста.
2.Деревянные дощечки.
3. Пергамен – материал, изготовленной из специально выделанной

телячьей кожи.

Берестяная грамота

Материал для письма:1.Береста.2.Деревянные дощечки.3. Пергамен – материал, изготовленной из специально выделанной телячьей кожи.Берестяная грамота

Слайд 9Каждая буква была выписана по строгим правилам – уставу. Книги украшались

миниатюрами.
Русские книги были рукописными и очень дорогими.

Писало. 11 век.

Евангелист Лука. Миниатюра 12 век.

Каждая буква была выписана по строгим правилам – уставу. Книги украшались миниатюрами.Русские книги были рукописными и очень

Слайд 10Свидетельством развития грамотности являются и сохранившиеся на стенах надписи – ГРАФФИТИ.

Молодому Владимиру Мономаху принадлежит короткая надпись на стене Софийского собора в Киеве. Юный князь вывел: «Ох, тяжко мне!» – и подписался своим христианским именем: Василий.

Записи-граффити на стене Софийского собора в Киеве о смерти «цесаря нашего» Ярослава Мудрого 20 февраля 1054 г.

Свидетельством развития грамотности являются и сохранившиеся на стенах надписи – ГРАФФИТИ. Молодому Владимиру Мономаху принадлежит короткая надпись

Слайд 12Славянская азбука

Славянская азбука

Слайд 13Образование
Школы открывались при церквах и монастырях. Обучение велось на родном языке.

В школах учили чтению, письму, основам христианского вероучения, счету.

Киево-Печерский монастырь. Современный вид.

ОбразованиеШколы открывались при церквах и монастырях. Обучение велось на родном языке. В школах учили чтению, письму, основам

Слайд 14С 11 века в богатых семьях стали учить грамоте не только

мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девушек.

Киевская глаголическая рукопись.

С 11 века в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира

Слайд 15Литература
Первыми литературными
произведениями были
Летописи. Древнейшей
из дошедших до нас
Летописей была
«Повесть

временных лет».
Она была создана
около1113 года
монахом Киево-Печерского
монастыря
Нестором.

Нестор-летописец

ЛитератураПервыми литературными произведениями былиЛетописи. Древнейшей из дошедших до насЛетописей была «Повесть временных лет».Она была создана около1113 года

Слайд 16«Повесть временных лет». Начальный лист.

«Повесть временных лет». Начальный лист.

Слайд 17Крупным литератором Древней Руси был Иларион, первый киевский митрополит –уроженец Руси.

Он создал целый ряд произведений в жанре слова – торжественного и поучающего обращения. Наиболее известным является его «Слово о законе и благодати». В нем он изложил свой взгляд на историю Руси, на выдающуюся роль христианства в ее становлении и роль Владимира и Ярослава Мудрого в судьбах Русского государства.

«Слово о законе и благодати». Список 16 века.

Крупным литератором Древней Руси был Иларион, первый киевский митрополит –уроженец Руси. Он создал целый ряд произведений в

Слайд 18Во второй половине 11 века появилось литературно-публицистическое произведение «Памяти и похвале

Владимира», «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси», «Сказание о Борисе и Глебе», монаха Иакова, посвященные истории раннего христианства, которое круто изменило жизнь страны, и судьбам первых христиан.

«Сказание о Борисе и Глебе». Миниатюра. 15 век.

Во второй половине 11 века появилось литературно-публицистическое произведение «Памяти и похвале Владимира», «Сказание о первоначальном распространении христианства

Слайд 19Нестор был одним из первых создателей житий – литературных описаний жизни

людей, причисленных православной церковью к лику святых. Нестор написал одно из первых житий Бориса и Глеба.

Борис и Глеб. Фрагмент иконы.

Нестор был одним из первых создателей житий – литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику

Слайд 20В 12 веке появились первые отечественные мемуары. Это прежде всего знаменитое

«Поучение» Владимира Мономаха.

Основные политические идеи «Поучения» во всех трех частях его - те же, что и во всей деятельности Владимира Мономаха. Князь проповедует необходимость сохранять разделение Русской земли между князьями, но одновременно быть объединенными взаимными договорными обязательствами для совместных походов на степь. Простейший пример такого объединения В. В. М. в своем «Поучении» видит в птицах. Птицы весной прилетают из рая, и каждая находит свое, принадлежащее ей место: и «худые» птицы, и сильные. Ни одна не пытается согнать другую и занять лучшее место, но каждая довольствуется своим уделом. Затем В. В. М. проповедует умеренность во всем: в отношении к подчиненным, зависимым, слабейшим. Взаимная уступчивость, трудолюбие, неустанные совместные походы, осторожность, «послушание» и «покорение» старшим, уважение прав младших, - вот, что является идеалом людей княжеского положения и что должно являться основой политического единства Руси.

В 12 веке появились первые отечественные мемуары. Это прежде всего знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха.Основные политические идеи «Поучения»

Слайд 21В это же время появилось «Хождение игумена Даниила в святые места».

Богомольный русский человек подробно описал свой путь в Иерусалим, к гробу Господню, рассказал о многих своих интересных встречах, в том числе и с крестоносцами.

«Хождение игумена Даниила». Миниатюра.

В это же время появилось «Хождение игумена Даниила в святые места». Богомольный русский человек подробно описал свой

Слайд 22Зодчество. Деревянное строительство

Зодчество. Деревянное строительство

Слайд 23Зодчество. Деревянное строительство

Зодчество. Деревянное строительство

Слайд 24Сооружена между 986г.. и 996г. в Киеве в честь пресвятой Богородицы

в эпоху княжения Владимира Великого, который
выделил на возведение и поддержание
церкви десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. В источниках Десятинную церковь, однако, нередко называют церковью Богородицы. Она представляла собой крестово-купольный шестиярусный каменный храм. В начале. Десятинная церковь была богато украшена мозаиками, фресками, резными плитами. Иконы, кресты и посуда были привезены из Корсуня в 1007г. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, а затем и сам Владимир.


Сооружена между 986г.. и 996г. в Киеве в честь пресвятой Богородицы в эпоху княжения Владимира Великого, который

Слайд 25Софийский собор 11 век.
В г. Киеве

Интерьер Софийского
Собора
Зодчество.

Софийский собор 11 век.В г. КиевеИнтерьер СофийскогоСобораЗодчество.

Слайд 26Пятницкая церковь
в Чернигове 12 век.
Интерьер Пятницкой
церкви

Пятницкая церковь в Чернигове 12 век.Интерьер Пятницкой церкви

Слайд 28Дмитровский собор во Владимире. 12 век.
Борисоглебский собор в Чернигове. 12 век.

Дмитровский собор во Владимире. 12 век.Борисоглебский собор в Чернигове. 12 век.

Слайд 29софия киевская

софия киевская

Слайд 30


Софийский собор – главный храм Киевской Руси.

Предисловие
Софийский собор – главный храм Киевской Руси.

Слайд 31 В истории известны три знаменитых Собора с

именем «СОФИЯ».
Самая древняя София - Константинопольская в столице Византии, а сейчас в Стамбуле в Турции.
А также Софийский Собор в Древнем Новгороде и София Киевская.

Предисловие

В истории  известны три знаменитых Собора с именем «СОФИЯ».   Самая древняя

Слайд 32Софийский Собор в Древнем Новгороде и София Киевская.

Предисловие
Софийский Собор в Древнем Новгороде и София Киевская.         Предисловие

Слайд 33
Храм Святой Софии

в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. В ряду всемирно известных храмов он занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам.
Путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII век – в не самые лучшие для нее времена, – сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять».

Предисловие

Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху

Слайд 34
Нет общепринятой

датировки строительства церкви.

Согласно летописям, в 1036 году Ярослав Мудрый находился в Новгороде Великом, когда к нему дошла весть о том, что печенеги «без числа» подступают к Киеву.

История

Нет общепринятой датировки строительства церкви.

Слайд 35
Ярослав

собрал дружину из варяг и новгородцев и выступил к Киеву. «На поле вне граде» сошлись печенеги и киевские дружины.

Целый день бились противники, и только к вечеру одолел Ярослав печенегов.

История

Ярослав собрал дружину из варяг и новгородцев и

Слайд 36 На месте своей победы над печенегами он

заложил храм.
Место под строительство было выбрано там, где сходились все четыре дороги ведущие в Киев.
В строительстве участвовали и византийские, и русские мастера.

История

На месте своей победы над печенегами он заложил храм.

Слайд 37 В течение веков церковь претерпела

многие изменения. При разгроме Киева Батыем в 1240 году она была разграблена.
Разрушения, причиненные собору в течение XVI в., были столь велики, что некогда величавый собор стоял в это время уже без кровли.

История

В течение веков церковь претерпела многие изменения. При разгроме Киева Батыем

Слайд 38 Храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался

«починкам» и переделкам.
Интерьер Софии Киевской в меньшей степени подвергся искажениям и сохранил часть своего первичного убранства.

История

Храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался «починкам» и переделкам.

Слайд 39 В Древнерусском государстве получила распространение крестово-купольная композиция

в строительстве каменных храмов.
Прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма .

Архитектура

В Древнерусском государстве получила распространение крестово-купольная композиция в строительстве каменных храмов.

Слайд 40 Над храмовым зданием сооружали главный купол, с которым могло соседствовать

от четырёх до двенадцати меньших куполов. Эту центральную «главу» поддерживал барабан со световыми окнами, опиравшийся на четыре главных столба, находящихся внутри храма.

Архитектура

Над храмовым зданием сооружали главный купол, с которым могло соседствовать от четырёх до двенадцати меньших куполов.

Слайд 41В XI в. Софийский собор был тринадцатикупольным.
Число глав (куполов) было глубоко

символично. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Архитектура

В XI в. Софийский собор был тринадцатикупольным.Число глав (куполов) было глубоко символично. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа

Слайд 42

Переступив порог храма, зритель попадает во внутреннее пространство – высокое, торжественное, где среди причудливой игры света и тени мерцают древние мозаики и переливаются многоцветные фрески.

Интерьер

Переступив порог храма, зритель попадает во

Слайд 43 Пространство под сенью главного купола представляет собой описанный

арками огромный крест.
В зените центрального купола Святой Софии Киевской, в медальоне,— огромное поясное изображение Христа-Вседержителя (Пантократор)
Христос - Вседержитель расположен в куполе горнего Неба, словно в необъятной дали.

Интерьер

Пространство под сенью главного купола представляет собой описанный арками огромный крест.

Слайд 45
Прямо навстречу входящему

в храм (на стене центральной апсиды), из полумрака выходит Богоматерь в ярко-голубых одеждах, в мягком золотом мерцании, с воздетыми руками – «Богоматерь Нерушимая Стена».
Её руки вознесены высоко вверх в непрестанном молении.

Интерьер

Прямо навстречу входящему в храм (на стене центральной апсиды),

Слайд 47Какое отличие византийских храмов от русских?
Храм св.Софии в Константинополе. 6 век.

Какое отличие византийских храмов от русских?Храм св.Софии в Константинополе. 6 век.

Слайд 48Изобразительное искусство



Фрески
мозаика
икона

Резьба по камню

Изобразительное искусствоФрескимозаикаиконаРезьба по камню

Слайд 49фреска

Картина , написанная водяными красками по сырой штукатурке
мозаика

Картина из вдавленных в

штукатурку стекловидных камешков
фрескаКартина , написанная водяными красками по сырой штукатуркемозаикаКартина из вдавленных в штукатурку стекловидных камешков

Слайд 506. Художественное ремесло.
ювелиры

Мастера по тонкой обработке драгоценных металлов и камней
зернь

Напаивание узора

из мельчайших шариков-зернышек

скань


Нанесение рисунка на металлическую поверхность тонкой золотой ( серебряной) проволокой

6. Художественное ремесло.ювелирыМастера по тонкой обработке драгоценных металлов и камнейзерньНапаивание узора из мельчайших шариков-зернышексканьНанесение рисунка на металлическую

Слайд 51Художественное ремесло. Оружейники.

Художественное ремесло. Оружейники.

Слайд 52Художественное ремесло. Ювелиры

Художественное ремесло. Ювелиры

Слайд 53Архангел. Резьба по камню. 12 век.
Плитка с рельефом. Галич.12 век.

Архангел. Резьба по камню. 12 век.Плитка с рельефом. Галич.12 век.

Слайд 54

Дмитрий Солунский . Икона. 13 век.

Дмитрий Солунский . Икона. 13 век.

Слайд 55Икона «Знамение». 12 век.
Предположительно киевского происхождения.

Икона «Знамение». 12 век.Предположительно киевского происхождения.

Слайд 56Икона св.Георгия.12 век.

Икона св.Георгия.12 век.

Слайд 57Пророк. Мозаика Софийского собора в Киеве. 11 век.
Иисус Христос. Мозаика из

Софийского собора в Киеве
Пророк. Мозаика Софийского собора в Киеве. 11 век.Иисус Христос. Мозаика из Софийского собора в Киеве

Слайд 58Христос, причащающий апостолов. Мозаика Софийского собора в Киеве. 11 век.

Христос, причащающий апостолов. Мозаика Софийского собора в Киеве. 11 век.

Слайд 59Страшный суд. Фреска Дмитриевского собора.

Страшный суд. Фреска Дмитриевского собора.

Слайд 61


Ювелирное изделие «Колт с эмалью»

Художественное ремесло.
Серебряный колт и серебряная лунница

с зернью и сканью.
Ювелирное изделие «Колт с эмалью» Художественное ремесло.Серебряный колт и серебряная лунница с зернью и сканью.

Слайд 63Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При

этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.

Памятник Кириллу и Мефодию в Москве. Скульптор В.М.Клыков.

Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть