Слайд 1Культура Беларуси
в первой половине
XIX в.
Слайд 2После присоединения белорусских земель к Российской империи школы белорусских губерний были
включены в состав Виленского учебного округа.
Центром образования являлся Виленский университет, в который в 1803 г. была реорганизована Главная Виленская школа. Преподавание в университете велось на польском языке.
Слайд 3Однако в 1832 г. Виленский университет был закрыт, так как каждый
третий его студент принимал участие в восстании 1830—1831 гг.
Образование начало строиться на принципе «православие, самодержавие, народность», что означало воспитание и обучение в духе верности русской православной церкви и преданности российскому самодержавию. Преподавание во всех типах учебных заведений было переведено на русский язык, а сам он вводился в качестве обязательного предмета. Польский язык был исключен из учебных программ.
Слайд 4В 1819 г. в Гомеле была открыта первая в Российской империи
ланкастерская школа взаимного обучения.
В таких школах детей и взрослых обучали более подготовленные ученики под руководством учителя, и предназначались они для быстрого и дешевого получения элементарного образования.
Слайд 5В соответствии с реформой П. Д. Киселева были открыты начальные школы
для государственных крестьян, учителями в которых чаще всего были местные священники ( церковно-приходские ).
Среднее образование можно было получить в гимназиях, а также иезуитских коллегиумах.
Высоким уровнем обучения выделялся Полоцкий коллегиум, преобразованный в иезуитскую академию, действовавшую в 1812—1820 гг.
Слайд 6Потребности развития сельского хозяйства привели к открытию в 1848 г. в
Горы-Горках Могилевской губернии земледельческого института — первого в России высшего учебного заведения агрономического профиля.
Слайд 7Становление научных знаний о Беларуси и белорусском народе было связано с
возникновением белорусоведения. Одним из первых исследователей нашей истории, устного народного творчества и языка стал автор очерков «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю» Павел Шпилевский.
Слайд 8Одним из первых собирателей и исследователей белорусского фольклора был участник Общества
филоматов Виленского университета поэт Ян Чечот. Он издал 6 фольклорных песенных сборников (преимущественно в переводе на польский язык). Считается, что в белорусских текстах Яна Чечота впервые появилась буква «ў» (у краткое).
Слайд 9Значительный вклад в развитие белорусоведения внесли братья Евстафий и Константин Тышкевичи.
По их инициативе в 1842 г. в Логойске был создан первый в Беларуси музей древностей. Позже, в 1855 г., благодаря усилиям Евстафия основан Вилеиский музей древностей, в который Евстафий передал собрание собственных археологических материалов. Таким образом, было положено начало музейному делу в Беларуси.
Слайд 10В первой половине XIX в. проводились крупномасштабные измерения от Северного Ледовитого
океана до Черного моря по так называемой Дуге Струве, в т. ч. и на территории Беларуси. Это позволило определить точные размеры и форму Земли. Дуга Струве включена в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Слайд 11Плодотворно использовал в своем литературном творчестве белорусский фольклор польский поэт белорусского
происхождения Адам Мицкевич. Вынужденный навсегда покинуть Отчизну после приговора по делу Общества филоматов, поэт выразил тоску по Родине на страницах романтической поэмы «Деды».
Слайд 12Образцом романтической прозы является польскоязычное произведение Яна Борщевского «Шляхтич Завальня или
Беларусь в фантастических рассказах», где широко использованы белорусские сказки и предания.
Первым классиком новой белорусской литературы стал Винцент Дунин-Марцинкевич. В своей двуязычной комедии-опере «Идиллия» он воплотил реалии той жизни, когда мужики говорили по-белорусски, а паны — по-польски.
Слайд 13Одним из ближайших соратников В. Дунина-Марцинкевича стал автор музыки к его
сценическим произведениям, уроженец Беларуси, польский композитор Станислав Монюшко. Его музыкальная деятельность начиналась в Минске. Двенадцать песен композитор написал на стихи Я. Чечота.
Слайд 14Крестьянская тематика зазвучала в стихах Владислава Сырокомли (Людвика Кондратовича), устами которого
белорусский крестьянин заявлял: «Я край мой кармлю адвеку i маю права звацца чалавекам». Стихотворение Сырокомли «Почтальон» в переводе на русский язык стало известной песней «Когда я на почте служил ямщиком».
Слайд 15Особое место в литературе первой половины XIX в. занимает творческое наследие
крестьянского поэта Павлюка Багрима. В условиях крепостного права его талант не смог проявиться полностью. За переписывание запрещенных литературных произведений и участие в крестьянском выступлении он был отправлен на рекрутскую службу в царскую армию. Из трех тетрадей стихов молодого поэта до нас дошел только один — «Зайграй, заиграй, хлопча малы...».
Слайд 16Творчество А. Мицкевича, В. Сырокомли, Я. Борщевского, В. Дунина-Марцинкевича стало свидетельством
распространения романтизма. Это художественное направление опиралось на национальные чувства и поэтизировало героических личностей, обращалось к внутреннему миру человека и идеализировало природу.
Слайд 17В изобразительном искусстве в историческом жанре работал портретист Валентин Ванькович. Он
создал картины «Наполеон у костра», «Мицкевич на скале Аю-Даг», портрет А. Пушкина и др.
Немало полотен на исторические сюжеты создал Ян Дамель, среди которых «Смерть магистра крестоносцев Ульриха фон Юнгингена в битве под Грюнвальдом», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.».
Слайд 18Развитие жанра натюрморта в белорусской живописи связано с именем уроженца Витебщины
Ивана Хруцкого. Прославился он и как выдающийся портретист. Среди его произведений — «Портрет жены с цветами и фруктами» и др.
Слайд 19Композитор Антон Абрамович, родившийся на Витебщине, писал свои музыкальные произведения на
основе белорусских народных песен и танцев.
В своем поместье Залесье на Сморгонщине сочинял полонезы, в т. ч. «Прощание с Родиной», Михал Клеофас Огинский — автор так и не реализованного проекта возрождения ВКЛ.
Слайд 20В архитектуре царил стиль классицизм, памятниками которого являются дворец Румянцевых-Паскевичей и
собор Святых Петра и Павла в Гомеле.
Удачи!