Презентация, доклад Культура 16-17 веков

Содержание

ПисьменностьВ XVI в., как и прежде, книги писали гусиным пером, используя чернила и киноварь, а также растворенное золото и серебро для украшения текстов.Но если раньше книги писали преимущественно на пергамене, то

Слайд 1 Культура России 16-17 веков
Выполнил студент 911 группы
Лянгузов Глеб

Культура России   16-17 вековВыполнил студент 911 группыЛянгузов Глеб

Слайд 2Письменность
В XVI в., как и прежде, книги писали гусиным пером, используя

чернила и киноварь, а также растворенное золото и серебро для украшения текстов.
Но если раньше книги писали преимущественно на пергамене, то в XVI в. – в основном на бумаге (итальянской, французской и немецкой).

Евангелие рукописное XVI в. Полуустав.
Мордовский краеведческий музей, Саранск.

ПисьменностьВ XVI в., как и прежде,  книги писали гусиным пером, используя  чернила и киноварь,

Слайд 3Начало книгопечатания
Первая типография в 1553г. В 1563 г. на средства казны

в Москве была основана новая типография. Во главе ее встал дьякон одной из кремлевских церквей Иван Фёдоров, скорее всего, уроженец Белоруссии или Южной Польши, учившийся в Краковском университете. Его помощником был Пётр Мстиславец.
В 1564 г. был отпечатан «Апостол», в 1565 г. – «Часословец».
Издания Ивана Фёдорова отличались высочайшим уровнем полиграфии.
В настоящее время в мире известны около 70 экз. «Апостола» 1564 г. Треть из них – в России.

«Апостол» Ивана Федорова. Москва, 1564 г.

Начало книгопечатанияПервая типография в 1553г. В 1563 г. на средства казны в Москве была основана новая типография.

Слайд 4Просвещение
Рост грамотности
среди дворян и посадских людей
Оживление торгово-промышленной деятельности
Рост государственного аппарата
Домашнее
обучение
Школы при
церквях

и
монастырях

1665 г. – школа грамматического
учения при Заиконоспасском монастыре
(Симеон Полоцкий)

1687 г. – Славяно-греко-латинское
училище (академия)
(С.Полоцкий, С.Медведев, братья Лихуды)

Учебные
пособия

1634 г. – «Букварь» (Василий Бурцев)
1648 г. – «Грамматика» (Мелетий Смотрицкий)
1674 г.. – «Синопсис» (Иннокентий Гизель)
1694 г. – «Большой букварь» и «Полис» (Карион Истомин)

ПросвещениеРост грамотностисреди дворян и посадских людейОживление торгово-промышленной деятельностиРост государственного аппаратаДомашнееобучениеШколы прицерквях имонастырях 1665 г. – школа грамматическогоучения

Слайд 5Литература

Литература

Слайд 7Архитектура
Новый этап развития русского зодчества наступил в конце XV в., когда

в связи с браком Ивана III и Софьи Палеолог Москва стала претендовать на роль центра мирового православия.
По распоряжению Ивана III обветшавшие постройки времен Ивана Калиты были разобраны. В 1472 г. началось строительство нового Успенского собора.
Но в 1474 г. уже подведенные под своды стены неожиданно рухнули.
Тогда великий князь пригласил в Москву итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти.

Успенский собор Московского Кремля.1479г.
Арх. Аристотель Фиораванти.

АрхитектураНовый этап развития русского зодчества наступил в конце XV в., когда в связи с браком Ивана III

Слайд 8Архитектура
В архитектуре XVI в. как никогда раньше проявилось стремление ввысь, к

вертикали.
Самым ярким его выражением стала первый на Руси каменный шатровый храм – церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1532 г.
В одном летописном сообщении говорилось, что шатровые церкви строили «на деревянное дело», т.е. по образцу традиционных деревянных шатровых храмов.
Декоративность храму придавало сочетание красного и белого цветов.

Церковь Вознесения в Коломенском.

АрхитектураВ архитектуре XVI в.  как никогда раньше проявилось стремление ввысь, к вертикали.Самым ярким его выражением

Слайд 9Архитектура
Собор Покрова что на Рву был построен в честь взятия Казани

в 1555–1561 гг.
Зодчие – Барма и Постник Яковлев.
(По другой версии, один человек – псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма).
Храм девятиглавый, вокруг шатра расположены восемь приделов: четыре больших расположены по концам креста, еще четыре меньших – по диагоноальному кресту.
Собор как бы объединяет в единое целое девять церквей.

Храм Покрова что на Рву.
(Собор Василия Блаженного).

АрхитектураСобор Покрова что на Рву  был построен в честь взятия Казани  в 1555–1561 гг.Зодчие –

Слайд 10Архитектура
Успенский собор Троице-Сергиева монастыря был построен в 1559–1588 г. на вклад

Ивана IV.
Также явно подражает ставшему каноническим Успенскому собору Московского Кремля, но отличается от него тяжеловесной массивностью.

Отделка собора совершалась при Федоре Ивановиче.

Успенский собор Троице-Сергиевого монастыря.

АрхитектураУспенский собор Троице-Сергиева монастыря был построен  в 1559–1588 г. на вклад Ивана IV. Также явно подражает

Слайд 11Архитектура
В 1585–1593 г. знаменитый мастер Федор Савельев (Конь ) возвел укрепления

Белого города: 9 км стен, 29 башен, 11 проездных ворот.
Белокаменные стены были обложены кирпичом и оштукатурены.


Почему Белый город так назывался?

Мясницкие ворота Белого города.
Худ. А.М. Васнецов.

?

АрхитектураВ 1585–1593 г. знаменитый мастер Федор Савельев (Конь ) возвел укрепления   Белого города:  9

Слайд 12Архитектура
Продолжает развиваться деревянное зодчество

Дворец в Коломенском (1667-1668гг.), разобран при ЕII (восьмое

чудо света во)узоровразнообразие форм,
яркие краски, позолота, напоминал драгоценную игрушку)

Деревянные церкви сохранились в Карелии, Архангельской, Вологодской, Костромской, Тверской областях

АрхитектураПродолжает развиваться деревянное зодчествоДворец в Коломенском (1667-1668гг.), разобран при ЕII (восьмое чудо света во)узоровразнообразие форм, яркие краски,

Слайд 13Успенская (Дивная ) церковь в Угличе шатровый стиль

Успенская (Дивная )  церковь в Угличе шатровый стиль

Слайд 14Церковь Церковь Ильи Пророка в Ярославле Пророка в Ярославле

Церковь  Церковь Ильи Пророка в Ярославле Пророка  в Ярославле

Слайд 15Трехэтажные терема Московского Кремля
(Антип Константинов, Бажен Огурцов, Третьяк Шатурин, Ларион

Ушаков

«Русское узорочье»:
Церковь Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле
Церковь Троицы в Никитниках
Церковь Рождества в Путинках
Вознесенская церковь в Устюге Великом
Митрополия в Ростове
Церковь Николы в Пыжах и Хамовниках

Дворяне и купцы строят «узорочные» палаты:
Дом думного дьяка Аверкия Кириллова в Москве
Дома бояр Голицына и Троекурова в Москве
Печатный и Монетный дворы
Теремной дворец Ал.Михайловича

К концу столетия складывается стиль
нарышкинского или московского барокко(пышный ,величавый, парадный ,
нарядный, изящный разнообразие декоративного убранства,
башенный тип постройки, красный кирпич и белый камень):
Палаты на Петровке ,Церковь в Троице-Лыкове
Церковь Покрова в Филях( усадебный храм Л.К.Нарышкина)
Церковь в Уборах под Москвой ,Успенский собор в Рязани
Трехэтажные терема Московского Кремля (Антип Константинов, Бажен Огурцов, Третьяк Шатурин, Ларион Ушаков«Русское узорочье»:Церковь Ильи Пророка и Иоанна

Слайд 16Церковь Троицы в Никитниках

Церковь Троицы в Никитниках

Слайд 17Церковь Троицы в Никитниках

Построена в 1631-1634 годах купцом Григорий Никитников на

территории своей усадьбы. Он торговал пушниной. В Церкви есть фреска с изображением его семьи.
Храм освящен в честь иконы Грузинской Божьей Матери. Говорят, что церковь хотели снести, но Сталин, узнав, про икону Грузинской Богоматери, не разрешил. Икона написана в 1654 году в связи с избавлением Москвы от моровой язвы.
В храме есть икона Владимирской Божьей Матери работы Ушакова. Помимо Богоматери с младенцем, на иконе изображена Кремлевская стена и Успенский собор, и древо с медальонами наиболее значимых деятелей древней Руси. На Кремлевской стене стоит царь Алексей Михайлович с царицей Марией Ильиничной.
Церковь Троицы в НикитникахПостроена в 1631-1634 годах купцом Григорий Никитников на территории своей усадьбы. Он торговал пушниной.

Слайд 18Церковь Рождества Богородицы в Путинках


Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Слайд 19Церковь Покрова в Филях

Церковь Покрова в Филях

Слайд 20Церковь в Троице-Лыкове

Церковь в Троице-Лыкове

Слайд 21Продолжается строительство шатровых церквей и соборов
( стремление к нарядности и декоративности,

камерности и интимности)

Архангельский собор Нижегородского кремля
Церковь Покрова в Медведкове (Пожарский)
Успенская (Дивная ) церковь в Угличе
Церковь Рождества Богородицы в Путинках
1628г. – шатер над Спасской башней Московского Кремля



Продолжается строительство шатровых церквей и соборов( стремление к нарядности и декоративности, камерности и интимности)Архангельский собор Нижегородского кремляЦерковь

Слайд 22Вознесенская церковь в Устюге Великом
Церкви Николы в Пыжах и Хамовниках

Вознесенская церковь в Устюге ВеликомЦеркви Николы в Пыжах и Хамовниках

Слайд 23Церковь в Уборах
под Москвой

Церковь в Уборах под Москвой

Слайд 24Успенский собор в Рязани

Успенский собор в Рязани

Слайд 25Дом думного дьяка Аверкия Кириллова в Москве
Дом боярина Троекурова в Москве

Дом думного дьяка Аверкия Кириллова в МосквеДом боярина Троекурова в Москве

Слайд 26Прикладное искусство
В XVI в. получило новое развитие оружейное дело. Русские мастера

научились отливать огромные пушки («затинные пищали»). Им давали имена: Лев, Медведь, Онагр…
В 1586 г. пушечный мастер Андрей Чохов отлил Царь-пушку весом 40 т, с каналом ствола 89 см!
Пушку украшал львиная голова и богатый орнамент, а также фигура царя Федора на коне.

Царь-пушка.
Мастер А. Чохов.

Вопреки известному заблуждению Царь-пушка могла стрелять!

Прикладное искусствоВ XVI в. получило новое развитие оружейное дело.  Русские мастера научились отливать огромные пушки («затинные

Слайд 27Живопись
Симон Ушаков
(1626-1686 гг.)
Мастер Оружейной палаты

Интерес к изображению
человеческого лица
Парсуны
(портреты, написанные
в иконописной манере

и
иконной технике –
на доске яичными красками)

Князь М.В. Скопин-Шуйский. Парсуна

Спас Нерукотворный. 1678 г.

ЖивописьСимон Ушаков(1626-1686 гг.)Мастер Оружейной палатыИнтерес к изображениючеловеческого лицаПарсуны(портреты, написанныев иконописной манере ииконной технике – на доске яичными

Слайд 28Тайная вечеряв
Икона «Древо государства Российского»
или Похвала Владимирской
иконе Божьей матери
Архангел

Михаил
попирающий дьявола

Троица

Спас нерукотворный.Для ТСЛ

Тайная вечерявИкона «Древо государства Российского» или Похвала Владимирской иконе Божьей материАрхангел Михаил попирающий дьяволаТроицаСпас нерукотворный.Для ТСЛ

Слайд 29Троица

Троица

Слайд 31Спас нерукотворный

Спас нерукотворный

Слайд 33Владимирская Богоматерь
(Древо государства
Московского)
С.Ушаков

Владимирская Богоматерь(Древо государства Московского)С.Ушаков

Слайд 34Живопись
«Строгановская школа» – Прокопий Чирин, Никифор Савин,

Емельян Москвитин

Симон Федорович Ушаков (1626-1686) и ученики Иван Максимов, Михаил Милютин. В работах намечается стремление к реализму
Оружейная палата
Икона «Троица»(Рус.м.)


Тихон Филатьев (кон.17в.) на иконах появляются реалистические пейзажи, изображения зданий

Живопись«Строгановская школа» – Прокопий Чирин, Никифор Савин,

Слайд 35Портретный жанр
Парсуны царя Федора Ивановича (1600),
М.В.Скопина –Шуйского (1610)
Портрет Алексея Михайловича

(С.Лопуцкий)
Портрет Федора Алексеевича (Салтанов, Елин, Смолянинов.Оружейная п.)
Портрет Патриарха Никона (Детерсон и Вухтерс)



Портретный жанрПарсуны царя Федора Ивановича (1600), М.В.Скопина –Шуйского (1610)Портрет Алексея Михайловича (С.Лопуцкий)Портрет Федора Алексеевича (Салтанов, Елин, Смолянинов.Оружейная

Слайд 37Театр
1672-1676гг. -организация тетра АлексеемМихайловичем
по инициативе боярина А.С.Матвеева,
Иоганном Готфридом Грегори,


пастером лютеранской церкви из Немецкой слободы
Театр1672-1676гг. -организация тетра АлексеемМихайловичем по инициативе боярина А.С.Матвеева, Иоганном Готфридом Грегори, пастером лютеранской церкви из Немецкой слободы

Слайд 38Выводы
Переходный период от Средневековья к Новому времени,
«старина и новизна перемешались»
Неравномерность

развития
Бурный процесс обмирщения
Возрастает внимание к человеку, его месту и роли в окружающем мире
Проявляется личностное начало , распространились авторские произведения
Расширились культурные связи со странами Западной Европы, возросло число культурных заимствований
Накопление знаний, начало их теоретического осмысления
ВыводыПереходный период от Средневековья к Новому времени, «старина и новизна перемешались»Неравномерность развитияБурный процесс обмирщенияВозрастает внимание к человеку,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть