Презентация, доклад Калмыцкие народные инструменты

Народные инструменты хранят в себе многие таинства. Калмыцкие народные инструменты делятся на три группы: ударные – это наиболее древние инструменты, инструменты незапамятных времен, духовые и струнные. В группу струнных инструментов входят: домбра, товшур, ятха, хучир, хур

Слайд 1Калмыцкие музыкальные инструменты













Калмыцкие музыкальные инструменты

Слайд 2Народные инструменты хранят в себе многие таинства.
Калмыцкие народные инструменты делятся

на три группы: ударные – это наиболее древние инструменты, инструменты незапамятных времен, духовые и струнные. В группу струнных инструментов входят: домбра, товшур, ятха, хучир, хур (хуур).
Народные инструменты хранят в себе многие таинства. Калмыцкие народные инструменты делятся на три группы: ударные – это

Слайд 3В течение длительного времени совершенствовалось и развивалось народное творчество. С ним

тесно связана история и судьба музыкальных инструментов.
На формирование калмыцких музыкальных инструментов оказали влияние особенности быта, нравов народа.
В дореволюционной Калмыкии наблюдалось определенное разделение в использовании инструментов. В зависимости от места и характера их применения: храмовые и инструменты массовые. Использование храмовых инструментов вне религиозных мероприятий не допускалось.
В течение длительного времени совершенствовалось и развивалось народное творчество. С ним тесно связана история и судьба музыкальных

Слайд 5Двухструнная домбра.
Она может заставить человека плясать, загрустить.
Сделана она просто.


Состоит из корпуса грушевидной или треугольной формы, переходящего в длинную шейку с грифом.
Двухструнная домбра. Она может заставить человека плясать, загрустить. Сделана она просто. Состоит из корпуса грушевидной или треугольной

Слайд 6Именно домбра зажигала богатырей «Джангара»:
«Снова наполнилась воинами бумбулва (дворец)
И богатырские снова

пошли торжества.
Так, говорят, происходят у Джангара пиры:
Должен пропеть запевала Дуун Герел
Звонкие шастры-сказанья древней поры,
Чтобы напев серебряным блеском горел,
Юный Цеден играет на звонкой домбре…»
Именно домбра зажигала богатырей «Джангара»:«Снова наполнилась воинами бумбулва (дворец)И богатырские снова пошли торжества.Так, говорят, происходят у Джангара

Слайд 7Домбра настолько любимый инструмент калмыка, что в эпосе грива коня сравнивается

с ней:
«Ветер провел прохладной и мягкой рукой
По волосам скакуна. От ласки такой
Нежной домброй звучала грива коня…»
Домбра настолько любимый инструмент калмыка, что в эпосе грива коня сравнивается с ней:«Ветер провел прохладной и мягкой

Слайд 8В русском переводе «Джангара» хур назван гуслями:
«Мчался табун, будто брезгуя

прахом земным,
Облако пыльное следовало за ним.
От развевавшихся тонких конских волос
Пение скрипок и гуслей над миром неслось…»
В русском переводе «Джангара» хур назван гуслями: «Мчался табун, будто брезгуя прахом земным,Облако пыльное следовало за ним.От

Слайд 9Разновидностью хура являлась ятха. Многострунный, исконно калмыцкий инструмент.  Корпус деревянный, долбленный,

изготовленный из кедра, сосны, тутового или абрикосового дерева.  Форма корпуса напоминает перевернутое корыто с большим выступом для упора. На концах корпуса есть утолщения в виде валиков. 
Количество струн 5-8. Раньше струны были жильные, позднее, в XIX веке, — латунные. 

Калмыцкие народные умельцы изготовляли целый оркестр этого инструмента хура: сопрано, альт, тенор, бас и контрабас.

Разновидностью хура являлась ятха. Многострунный, исконно калмыцкий инструмент.  Корпус деревянный, долбленный, изготовленный из кедра, сосны, тутового или абрикосового

Слайд 10Струны натягивались при помощи деревянных колков. Под струнами - передвижные подставки из бараньих

лодыжек.  От передвижения подставки зависит высота звучания струны. Таким образом, при изменении положения костяной подставки меняется настройка ятхи. Ятхи напоминали русские гусли. Звучание ятхи в сочетании с дудой-бишкюр было сказочным.
Струны натягивались при помощи деревянных колков. Под струнами - передвижные подставки из бараньих лодыжек.  От передвижения подставки зависит высота звучания

Слайд 11
Такое сочетание воспето в эпосе «Джангар»:


«Славный владелец тысячезубой горы.
Самый прекрасный воин

вселенной Мингийан,
Свет и краса державы нетленной – Мингийан
Следовал гуслям серебряным юных певцов.
На золотой дуде повторяя лады,
Словно ручьи, что сливаются с разных концов.
Пение гуслей, с пеньем сливалось дуды.
Голосом, смешанным с пламенем и грозой,
Хонгор им подпевал, насытясь арзой.»
Такое сочетание воспето в эпосе «Джангар»:«Славный владелец тысячезубой горы.Самый прекрасный воин вселенной Мингийан,Свет и краса державы нетленной

Слайд 12Щипковый инструмент товшур – один из стариннейших калмыцких народных инструментов. На

товшуре исполнялись народные танцы.
Инструментальное вступление к повествованию «Джангара» исполнялось также на товшуре. И старики, и молодежь доверяли товшуру свои мысли и чувства.
Корпус товшура долбленый, овальной формы.
Изготовлялся из цельного куска сосны, кедра, акации, ивы, тутового или абрикосового дерева. Верхняя открытая сторона корпуса затягивалась мембраной из бараньей или телячьей кожи, в которой имелись четыре-пять резонаторных отверстий.
Щипковый инструмент товшур – один из стариннейших калмыцких народных инструментов. На товшуре исполнялись народные танцы. Инструментальное вступление

Слайд 13Длинная шейка заканчивалась головкой в виде коробки. Струны разной толщины из

конского волоса, крученые: крепились вверху к двум деревянным колкам: внизу – к кожаному ремешку, прикрепленному к корпусу.
Игра на товшуре двухголосная, во время исполнения указательным пальцем правой руки обе струны звучат одновременно. Звучание товшура глуховатое, негромкое. Рассчитано было на исполнение в кибитке.
В.Булгаков писал: «Под аккомпанемент товшура калмыки поют свои былины, а также рассказывают сказки, напевы былин». Были и другие инструменты, например, смычковый «икиль» двухструнный; «хучир» -- тоже двухструнный.
Длинная шейка заканчивалась головкой в виде коробки. Струны разной толщины из конского волоса, крученые: крепились вверху к

Слайд 14Используемая литература:
Бембеев В.Ш. «Ойраты. Ойрат-калмыки. Калмыки». Элиста: АПП «Джангар», 2004
Старокалмыцкое искусство.

Элиста. Калмыцкое книжное издательство 1991
Эрендженов К. «Золотой родник» Элиста. Калмыцкое книжное издательство 1990
Используемая литература:Бембеев В.Ш. «Ойраты. Ойрат-калмыки. Калмыки». Элиста: АПП «Джангар», 2004Старокалмыцкое искусство. Элиста. Калмыцкое книжное издательство 1991Эрендженов К.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть