Слайд 2"Есть память, которой не будет забвенья, И слава, которой не будет
конца…”
Слайд 4Разминка
Какой праздник отмечает наша страна 4 ноября? С каким историческим событием
он связан?
Слайд 5Ответ:
День народного единства – освобождение Москвы силами народного ополчения под руководством
Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов в 1612 г.
Слайд 6Интеллектуальный
марафон
I этап. Исторический портрет
Слайд 7Задание:
Назвать имя выдающегося полководца, о котором пойдёт речь, и сообщить, с
каким днём воинской славы оно связано.
Слайд 81. Он решил встретить врага в поле. Его действия получили поддержку
церкви. Сергий Радонежский благословил дело и отправил с русскими полками двух своих иноков – Пересвета и Ослябю. Его стали именовать в документах князем великим всея Руси, царём русским.
Оценка – 2 балла.
Слайд 9Ответ:
Князь Дмитрий Донской, 21 сентября 1380 года – Куликовская битва.
Слайд 102. В 12 лет зачислен в лейб – гвардии Семёновский полк.
Прошёл все воинские звания. Блестяще воевал с турками и французами. Разработал учебник "Наука побеждать”. Сущность его тактики: глазомер, быстрота, натиск.
Оценка – 3 балла.
Слайд 11Ответ:
А. В. Суворов, 24 декабря 1790 года – день взятия турецкой
крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова.
Слайд 123. Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар,
поляков, французов. Удостоен многих русских наград. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине. В годы Великой Отечественной войны в его честь был учреждён орден.
Оценка – 4 балла.
Слайд 13Ответ:
М. И. Кутузов, 8 сентября 1812 г. – Бородинское сражение русской
армии с французской армией Наполеона.
Слайд 144. Он навсегда остался в памяти народной. Художник Л.Д. Корин написал
картину, С.С. Прокофьев посвятил ему кантату, К. Симонов – поэму, С.М. Эйзенштейн – фильм. В его честь в 1725 году учреждён орден в России. О нём говорили: "Это враг опасный, сильный, умный…”
Оценка – 5 баллов.
Слайд 15Ответ:
Князь Александр Невский, 18 апреля 1242 г. – день победы русских
воинов над немецкими рыцарями на Чудском озере. (Ледовое побоище)
Слайд 17Задание:
ответить, какому событию
посвящены строки, рассказать о нём.
"Москва, Москва,
Священная держава,
Благословляя, веря и любя,
Мы за тебя – по долгу, и по праву,
И по любви –
мы бьёмся за тебя!”
Оценка – 2 балла.
Слайд 18Ответ:
5 декабря 1941г. – день начала контрнаступления советских войск против немецко
– фашистских войск в битве под Москвой.
Слайд 19"За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми
цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось”.
Оценка – 3 балла.
Слайд 20Ответ:
27 января, 1944 год – день снятия блокады города Ленинграда.
Слайд 21"Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал. Злой и упрямый,
По грудь в земле
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад,
Он защищал Сталинград”.
Оценка – 4 балла.
Слайд 22Ответ:
2 февраля 1943 г. – день разгрома советским войсками немецко –
фашистских войск в Сталинградской битве.
Слайд 23"На рубежах весны четвёртой,
В награду за года тревог,
В дыму
и прахе распростёртый
Берлин лежит у наших ног…”
Оценка – 5 баллов.
Слайд 24Ответ:
9 мая 1945 года – День Победы советского народа в Великой
Отечественной войне 1941 – 1945гг.
Слайд 26Задание:
Назвать автора прочитанных слов и событие, о котором они были написаны
или сказаны.
Слайд 271. "Советская стратегия оказалась…выше нашей…Лучшее тому доказательство – исход битвы на
Волге, в результате которой я оказался в плену”.
Оценка –2 балла.
Слайд 28Ответ:
Ф. Паулюс, генерал – фельдмаршал, командующий 6 немецкой армией, о Сталинградской
битве 1942 – 1943гг.
Слайд 292. "Воины, вот пришёл час, который решил судьбу Отечества. Итак, не
должны вы помышлять, что сражаетесь за…, но за государство…врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о…ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего”.
Оценка – 3 балла.
Слайд 30Ответ:
Пётр 1 перед Полтавской битвой 10 июля 1709г.
Слайд 313. "Инициатива бесповоротно перешла в руки нашего командования. Грозный призрак катастрофы
во весь рост встал перед гитлеровским рейхом”.
Оценка – 4 балла.
Слайд 32Ответ:
К.К. Рокоссовский, Маршал Советского Союза, о Курской битве 1943г.
Слайд 335. "О результате провала наступления "Цитадель” мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые
войска, пополненные с таким большим трудом, из – за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя. Их своевременное восстановление для ведения оборонительных действий на Восточном фронте, а также для организации обороны на западе на случай десанта, который союзники грозились высадить весной, было поставлено под вопрос. Само собой разумеется, русские поспешили использовать свой успех. И уже на восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику”.
Оценка – 5 баллов.
Слайд 34Ответ:
Х.В. Гудериан, генерал – полковник вермахта, о Курской битве 1943г.
Слайд 361. Перечислите основных завоевателей, нашествия которых пришлось отражать русским войскам на
протяжении истории России.
Оценка – 2 балла.
Слайд 37Ответ:
Монголо-татары, немецкие рыцари–крестоносцы, поляки, шведы, турки, французские войска Наполеона, австро–венгерские и
германские войска, гитлеровская Германия.
Слайд 382. Кому принадлежат слова "Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва?”
Оценка
– 3 балла.
Слайд 39Ответ:
Политруку В.Г. Клочкову, возглавившему 28 героев – панфиловцев из 316 –й,
с 18. 11. 1941 – 8-й гвардейской стрелковой дивизии генерал – майора И.В. Панфилова, которые в Московской битве 16 ноября 1941 года в бою у Дубосекова, восточнее Волоколамска, подбили 18 танков противника, почти все погибли, но не пропустили фашистов к столице.
Слайд 403. Составьте хронологическую цепочку, начиная с самого отдалённого по времени события:
А)
Московская битва
Б) Полтавская битва
В) Ледовое побоище
Г) Бородинское сражение
Оценка – 4 балла.
Слайд 41Ответ:
А) Московская битва (4)
Б) Полтавская битва (2)
В) Ледовое побоище (1)
Г) Бородинское
сражение (3)
Слайд 424. В каком году был принят Федеральный закон "О днях воинской
славы (победных днях) России”, позже переименованный в Федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России”.
Оценка – 5 баллов.
Слайд 43Ответ:
В 1995 г. Принят Госдумой 10 февраля, подписан Президентом России 13
марта того же года.
Слайд 45Что защищало русских воинов от врага в 9 –17 вв.?
Оценка –
2 балла.
Слайд 472. Что сыграло главную роль в разгроме наступавшей фашистской группировки в
сражении под Прохоровкой в ходе Курской битвы?
Оценка – 3 балла.
Слайд 493. Что российский солдат должен хранить и беречь как символ воинской
доблести и чести, своей верности Родине? Приведите исторические примеры.
Оценка – 4 балла.
Слайд 514. Какое вооружение объединяет следующие даты: 9 августа 1714 г., 11
сентября 1790 г., 1 декабря 1853 г.? Назовите произошедшие в эти дни события.
Оценка – 5 баллов.
Слайд 52Ответ:
Морские сражения при Гангуте, Синопе, у Тендры.
Слайд 54Выскажите своё мнение: в чём заключается долг памяти молодого поколения россиян?
Слайд 55Награждение!!!
Отличник
I степени
Слайд 56Награждение!!!
Отличник
II степени
Слайд 57Награждение!!!
Отличник
III степени
Слайд 58красного цвета: "Я удовлетворён уроком, он был полезен для меня. Я
хорошо работал на уроке, получил заслуженную оценку, понимал всё о чём говорилось и что происходило на уроке”;
оранжевого цвета: "Урок был интересным, и я принимал в нём активное участие. Урок был в определённой степени полезен для меня. Я отвечал с места, сумел выполнить ряд заданий”;
зелёного цвета: "Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чём идёт речь. Мне это не очень нужно. Домашнее задание не понял, к ответу на уроке не был готов”.
Слайд 59Урок окончен
Спасибо всем за активное участие!