Слайд 1ТВОРЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОГО НАРОДА
Слайд 3Жырау (поэты-исполнители эпоса). В истории устной казахской литературы важная роль принадлежала
творчеству жырау. Казахский народ всегда высоко ценил ораторское искусство. Поэтому в кочевом обществе влияние импровизаторов, поэтов-песен- ников на массы было огромным. Жырау с древних времен исполняли при ханах функции советников, воспевали отвагу и стойкость батыров, оплакивали умерших героев, ханов. В своих песенно-гюэтических произведениях жырау философски осмысливали жизнь народа, в художественной форме объясняли различные события в жизни государства и народа. В своих песнях они восхваляли или критиковали деяния ханов и султанов. Излагали свое мнение о происходящих событиях, давали советы и рекомендации ханам, как преодолеть сложные жизненные моменты.
Слайд 4Содержание песен жырау, живших в XVI-XVII веках, отражало обычаи и традиции, думы и
чаяния казахского народа. Знаменитыми представителями поэзии жырау были Доспамбет, Маргаска, Жиембет, Ахтамберды, Шалкииз иБухар-жырау.
Слайд 5Сказки. Казахские сказки тоже отражали различные стороны жизни народа, выражали его
чаяния и мечты. Многие сказки появились еще до распространения среди казахов исламской религии, под влиянием языческих верований. По истечении времени эти сказки, прочно укоренившиеся в народной памяти, подверглись новому осмыслению, изменившись в жанровом и содержательном отношении.
Слайд 6Широко популярными в народе были сказки «Ер Тостик», «Куламерген», «Алтын сака»,
«Ала- ман и Жоламан», «Асан Кайгы», «Карамерген» и другие.
Слайд 9 Героический эпос в основном составляли событийные дастаны (поэмы), в которых прославлялись
мужество и отвага батыров, защищавших свой народ от нашествия внешних врагов и ограждавших его от неисчислимых мук и невзгод. В устном народном творчестве слово «батыр» означало мужественного, справедливого, сильного и решительного воина.
Слайд 10В героическом эпосе реальные исторические события отображались в сочетании с преувеличением
(гиперболой), порожденным воображением жырау. Например, эпосы «Ер-Таргын», «Ер-Саин», «Камбар», «Алпамыс», «Ер-Косай», «Торехан», «Телагыс», «Кубагул» и другие
Слайд 13Лирико-эпические поэмы. Одним из наиболее распространенных жанров устной литературы были лирико-эпические поэмы. Основные
темы поэм этого жанра: любовь, история борьбы за свое счастье, полной лишений и страданий влюбленных, преодоление ими препятствий на своем пути.
Слайд 14В лирических поэмах особое внимание уделялось описанию быта, обычаев и традиций
народа. К лирико-эпическим произведениям относятся «Козы Корпеш и Баян- Сулу», «Кыз Жибек», «Айман - Шолпан», «Кулше кыз», «Макпал кыз» и ряд других.
Слайд 17Народные гуляния, увеселительные зрелища и свадьбы никогда не обходились без музыки.
У казахов много видов различных музыкальных инструментов. Инструментальная музыка сопровождала песни, эпические произведения.
Слайд 18Побывавшие в XIII-XV веках в Казахстане путешественники Плано Карпини, Вильгельм Рубрук, Марко Поло,
Рузбихан, Якуб в своих письменных трудах особо отмечали важную роль музыки в жизни казахского народа. Широко были известны в средневековом Казахстане акыны, кюйши-композиторы Коркыт-Ата (VII— VIII вв.), Асан Кайгы (XV в.), Казтуган (XV в.), Сыпыра-жырау (XVI в.), Бухар-жырау (XVIII в.), Нысан-абыз (XVIII в.).
Слайд 20Над презентацией работала
Белевская Мария 7В