Слайд 2Идея: Византийская империя как одно из крупнейших и могущественных государств эпохи
Средневековья, выросшее из Восточной Римской империи, и просуществовавшее более тысячи лет (с 286 по 1453)
Место и роль в курсе истории: Византия, находясь на перекрестке культурных влияний Востока и Запада, сохранила, впитав традиции восточноэллинистических мира, античное наследие и донесла его до многих стран средневековой Европы, подготовив почву для эпохи Возрождения. Восприятие элементов византийской культуры в Болгарии и Сербии, Армении и Грузии, в Древней Руси способствовало дальнейшему развитию их культур.
Слайд 3Постановка цели урока через деятельность учителя
Задачи:
Обучающая:
Дать представление о Византийской империи
как наслед-
нице империи ромеев; рассмотреть основные направления политики Юстиниана; выявить особенности феодализма в Византии; ознакомиться с новыми датами, терминами и именами.
Развивающая:
формировать умения учащихся давать оценку историческим деятелям, а также сравнивать свидетельства разных исторических источников о событиях и извлекать из них новые знания; продолжить формирование картографических и хронологических умений и навыков; продолжить развитие умения раскрывать причинно-след-
ственные связи, сравнивать, анализировать исторические факты; развивать историческую речь учащихся.
Воспитательная:
развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся, стремление к самоусовершенствованию, чувства полезности и сопричастности к общечеловеческим ценностям; воспитывать самостоятельность, интерес к истории.
Слайд 4Постановка целей через деятельность учеников
Спецификация целей
Фактологический материал
Основные факты
1) Возникновение Восточной
Римской империи (395 г.)
2) Правление Юстиниана (527-565 гг.)
3) Разработка и введение «Кодекса Юстиниана»
Дополнительные факты
1) Завоевательная политика Юстиниана
2) Развитие власти императора
3) Развитие феодализма в Византии в VI-XI вв.
Слайд 5Понятийный аппарат
Известные термины:
Империя - большое многонациональное образование, управляемое из одного центра
принятия решений в интересах всего политического пространства.
Император - титул монарха, главы империи.
Чиновник - государственный служащий, имеющий чин.
Законы - набор правил или норм поведения, который определяет отношения между людьми, организациями, государством/государствами.
Новые термины:
Кодекс — законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли, нескольких отраслей. Структура кодекса часто отражает систему отрасли.
Сенат - высший государственный орган, подчиненный императору.
Автократия — форма политического режима государства, где высшая государственная власть принадлежит одному субъекту.
Слайд 6Задание на урок
Как вы думаете, почему после смерти Юстиниана Византия утратила
значительную часть завоеванных территорий ?
Слайд 7Вступление
Восточная Римская империя стала самостоятельным государством в 395 году. Ее столица
Константинополь когда-то называлась Византии. По древнему названию столицы это
государство позднее назвали Византийской империей или Византией. Сами же византийцы называли свое государство Ромёйской (Римской) империей, а себя — ромёями.
Слайд 8 Особенности развития Византии.
Константинополь
В отличие от Западной Римской империи Византия не
только устояла под натиском варваров, но и просуществовала более тысячи лет. В нее входили богатые и культурные области: Балканский полуостров с прилегающими островами, часть Закавказья, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет. С глубокой древности здесь развивались земледелие и скотоводство. Таким образом, это было евроазийское (евразийское)государство с очень разнообразным по происхождению, облику и обычаям населением. В Византии, в том числе на территории Египта, Ближнего Востока, сохранились оживленные, многолюдные города: Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим.
Слайд 9 Особенности развития Византии.
Здесь были развиты такие ремесла, как производство стеклянной
посуды, шелковых тканей, тонких украшений, папируса.
Константинополь, расположенный на берегу пролива Босфор, стоял на пересечении двух важных торговых путей: сухопутного — из Европы в Азию и морского — из Средиземного моря в Черное. Византийские купцы богатели на торговле с Северным Причерноморьем, где имели свои города-колонии, Ираном, Индией, Китаем. Их хорошо знали и в Западной Европе, куда они привозили дорогие восточные товары.
Изделия ремесел
Слайд 10
Римская империя
Восточная Римская империя
330 г. в греческой колонии Византий римский император
Константин заложил новую столицу Константинополь
Византия
Император Константин
Появление Византии
Слайд 11
Восточная часть Средиземноморья (VI в.)
Европа
Азия
Африка
Египет
Балканский полуостров
Малая Азия
Сирия
Палестина
Закавказье
Географическое положение
Слайд 13
35 млн. человек - население
Греки
Армяне
Славяне
Грузины
Сирийцы
Евреи
Арабы
Египтяне
Народы
Слайд 14
Земледелие
Скотоводство
Добыча полезных ископаемых
Железо
Медь
Олово
Серебро
Золото
И т.д.
Средиземноморский климат
Хозяйство
Слайд 15
Из Китая
Великий Шелковый путь
Из Индии
“Путь благовоний”
Византия – перекресток важнейших торговых путей
Слайд 17Византия – Восточная Римская империя. Столица – Константинополь
.Причины сохранения Византии
Слабее развито
рабство, чем на Западе
Сохранился обмен между городом и деревней
В городах сохранились ремесло и торговля
План Константинополя
Слайд 19Причины сохранения Византии
Император мог содержать огромную армию и флот
Византия отбивала нападения
внешних врагов
Выгодное географическое расположение Константинополя - господство над проливами Черного и Средиземного морей(стр.55) (Стр129)
Слайд 20Государственная власть и церковь в Византийской империи
Слайд 21Божественное происхождение власти
Абсолютная власть императора
Ненаследственный тип передачи власти
Черты императорской власти
Слайд 22
Запад
Восток
Главенство папы римского
Главенство над светской властью
Самостоятельность патриархий
Подчинение церкви светской власти
1054 г.
разделение
Католицизм – стремление к постижению божественных истин разумом
Православие – внутреннее совершенствование человека через молитвы – обращения к Богу
Христианская церковь
Слайд 232. Власть императора.
Византийский император.
В отличие от стран Западной Европы, в
Византии сохранялось единое государство с деспотической императорской властью. Все должны были трепетать перед императором, славить его в стихах и песнях. Выход императора из дворца в сопровождении блестящей свиты и большой охраны превращался в пышное торжество. Он выступал в расшитых золотом и жемчугом шелковых одеждах с венцом на голове, золотой цепью на шее и скипетром в руке.
Слайд 242. Власть императора.
Император обладал огромной властью. Его власть передавалась по наследству.
Он был верховным судьей, назначал военачальников и высших чиновников, принимал иностранных послов. Император правил страной с помощью множества чиновников. Они старались всеми силами получить влияние при дворе. Дела просителей решались с помощью взяток или личных связей.
Византия могла защищать свои границы от варваров и даже вести завоевательные войны. Распоряжаясь богатой казной, император содержал большую наемную армию и сильный флот. Но бывали периоды, когда крупный военачальник свергал самого императора и сам становился государем.
В тронном зале
Слайд 25Византия между западом и востоком
Слайд 26Император Юстиниан: 527-565г.г
Сильная императорская власть (стр 130 посл. абз.)
Византия особенно расширила
границы в правление Юстиниана. Император был блестяще образован, трудолюбив, решителен, жесток. Надеялся возродить могущество Римской империи. Основное правило: «единое государство, единый закон, единая религия».
Император Юстиниан
Слайд 27
Упрочил внутреннее положение империи
Ограничение произвола вельмож
Усиление армии
Укрепление границ
Присоединение Италии, Северной Африки,
части Пиренейского полуострова
Деятельность Юстиниана I
Слайд 28 Юстиниан и его реформы.
Империя особенно расширила свои границы в
правление Юстиниана (527—565). Умный, энергичный, хорошо образованный, Юстиниан умело подбирал и направлял своих помощников. Под его внешней доступностью и любезностью скрывался беспощадный и коварный тиран. По словам историка Прокопия, он мог, не выказывая гнева, «тихим, ровным голосом отдать приказ перебить десятки тысяч ни в чем не повинных людей». Юстиниан боялся покушений на свою жизнь, а потому легко верил доносам и был скор на расправу.
Император Юстиниан
Слайд 29Юстиниан и его реформы.
Основным правилом Юстиниана было: «единое государство, единый
закон, единая религия». Император, желая заручиться поддержкой церкви, жаловал ей земли и ценные подарки, строил много храмов и монастырей. Его правление началось невиданными гонениями на язычников, иудеев и отступников от учения церкви. Их ограничивали в правах, увольняли со службы, осуждали на смерть. Была закрыта знаменитая школа в Афинах — крупный центр языческой культуры.
Юстиниан и Феодора
Слайд 30 Юстиниан и его реформы.
Чтобы ввести единые для всей империи законы,
император создал комиссию из лучших юристов. В короткий срок она собрала законы римских императоров, отрывки из сочинений выдающихся римских юристов с объяснением этих законов, новые законы, введенные самим Юстинианом, составила краткое руководство к пользованию законами. Эти труды были изданы под общим названием «Свод гражданского права». Данный свод законов сохранил для следующих поколений римское право. Его изучали юристы в Средние века и Новое время, составляя законы для своих государств.
Юстиниан составляет законы
Слайд 31Направления внешней политики Юстиниана и её итоги
Слайд 33
Иран
Арабы
VII в. Вернул империи Сирию и Палестину
IX в. Ромеям удалось приостановить
натиск арабов и отвоевать часть земель
Враги Византии
Слайд 34 Войны Юстиниана.
Юстиниан сделал попытку восстановить Римскую империю в прежних
границах.
Пользуясь раздорами в королевстве вандалов, император отправил на 500 кораблях войско для завоевания Северной Африки. Византийцы быстро одержали победу над вандалами и заняли столицу королевства Карфаген.
Затем Юстиниан приступил к завоеванию королевства остготов в Италии. Его войско заняло Сицилию, юг Италии и позднее овладело Римом. Другое войско, наступая с Балканского полуострова, вступило в столицу остготов Равенну. Королевство остготов пало.
Греческий огонь
Византийцы в бою
Слайд 35 Войны Юстиниана.
Византийское войско в походе
Но притеснения чиновников и грабежи
солдат вызывали восстания местных жителей в Северной Африке и Италии. Юстиниан был вынужден посылать новые армии для подавления восстаний в завоеванных странах. Потребовалось 15 лет напряженной борьбы, чтобы полностью подчинить Северную Африку, а в Италии на это ушло около 20 лет.
Использовав междоусобную борьбу за престол в королевстве вестготов, войско Юстиниана завоевало юго-западную часть Испании.
Слайд 364. Войны Юстиниана.
Для защиты границ империи Юстиниан строил на окраинах крепости,
размещал в них гарнизоны, прокладывал к границам дороги. Повсюду восстанавливались разрушенные города, сооружались водопроводы, ипподромы, театры.
Но население самой Византии было разорено непосильными налогами. По словам историка, «народ большими толпами убегал к варварам, чтобы только скрыться из родной земли». Повсюду вспыхивали восстания, которые Юстиниан жестоко подавлял.
Крестьяне за работой
Слайд 374. Войны Юстиниана.
Для защиты границ империи Юстиниан строил на окраинах крепости,
размещал в них гарнизоны, прокладывал к границам дороги. Повсюду восстанавливались разрушенные города, сооружались водопроводы, ипподромы, театры.
Но население самой Византии было разорено непосильными налогами. По словам историка, «народ большими толпами убегал к варварам, чтобы только скрыться из родной земли». Повсюду вспыхивали восстания, которые Юстиниан жестоко подавлял.
Крестьяне за работой
Слайд 384. Войны Юстиниана.
На востоке Византии пришлось вести долгие войны с Ираном,
даже уступить Ирану часть территории и платить ему дань. Византия не имела сильного рыцарского войска, как в Западной Европе, и стала терпеть поражения в войнах с соседями. Вскоре после смерти Юстиниана Византия потеряла почти все завоеванные на Западе территории. Лангобарды заняли большую часть Италии, а вестготы отобрали свои прежние владения в Испании.
Иранская конница
Византийский воин
Слайд 41 Вторжение славян и арабов.
С начала VI века на Византию
нападали славяне. Их отряды подступали даже к Константинополю. В войнах с Византией славяне приобрели боевой опыт, научились сражаться строем и брать штурмом крепости. От вторжений они перешли к заселению территории империи: заняли сначала север Балканского полуострова, затем проникли в Македонию и Грецию. Славяне превращались в подданных империи: они стали платить в казну налоги и служить в императорском войске.
Нападение славян на византийскую крепость
Слайд 42 Вторжение славян и арабов.
С юга на Византию в VII
веке напали арабы. Они захватили Палестину, Сирию и Египет, а к концу века — и всю Северную Африку. Со времен Юстиниана территория империи сократилась почти втрое. Византия сохранила лишь Малую Азию, южную часть Балканского полуострова и некоторые области в Италии.
Арабские корабли осаждают византийский город
Слайд 44
Войны
Миссионерство
Борьба со славянами
Карта 1
Карта 2
План-схема
Слайд 476. Борьба с внешними врагами в VIII—IX веках.
Чтобы успешно отбивать
нападения врагов, в Византии был введен новый порядок набора в войско: вместо наемников в армию брали воинов из крестьян, получавших за службу участки земли. В мирное время они обрабатывали землю, а с началом войны отправлялись в поход со своим оружием и лошадьми.
В VIII веке произошел перелом в войнах Византии с арабами. Византийцы стали сами вторгаться во владения арабов и позднее отвоевали у арабов часть Малой Азии, области в Сирии и Закавказье, острова Кипр и Крит.
Из начальников войск в Византии постепенно сложилась знать в провинциях. Она строила в своих владениях крепости и создавала собственные отряды из слуг и зависимых людей. Нередко знать поднимала в провинциях мятежи и вела войны против императора.
Византийский император и его войско
Слайд 48Античная и христианская традиции в жизни византийцев
Слайд 49
Античное наследие
Христианское
Скульптура
Конные состязания
Театральные представления
Наука
Прославление Бога в произведениях искусства
Духовная литература
Почитание отцов церкви
Появление
крестово-купольного типа церкви
Влияние
Слайд 51Развитие образования.
-Византия стала наследни-цей античной культуры.
-Государственным языком был греческий язык.
-По всей
стране были отк-рыты школы для детей простолюдинов.
-В специальных школах готовили чиновников.
-В Константинополе рабо-тала высшая школа , ста-вшая университетом.
Карта Константинополя
Слайд 52Наука в Византии.
-Византийцы сохранили многие античные знания.Они применяли на практике труды
греческих математи-ков- Пифагора, Евклида, Архимеда.
В 9 веке, при императорском дворце работал Лев Ма-тематик.Он ввел буквенные обозначения в алгебре, и создал множество приспособлений в.
-Высокого уровня достигла медицина- врачи делали сложные операции.Для подготовки медиков в 11 в. было открыто медучилище.
-В Византии развивались химия(производство стекла, красок, «греческого огня»,география(составлялись карты), История(писались хроники и другие сочине-ния.)
Слайд 53Архитектура.
-Принятие христианства привело к изменению ар-хитектуры- основное вни мание уделялось внутрен
нему убранству, ведь вну три проводилось основ-ное богослужение.
-Своды храма расписыва-лись фресками на темы из Библии и Евангелий.
-В центр храма падал свет изо всех окон.
Слайд 54Храм Святой Софии
Храм Святой Софии называли «чудом из чудес», воспевали в
стихах. Гигантский купол диаметром 31,5 м окружён венком из 40 окон. Прекрасные мозаики – изображения из разноцветных камешков и кусочков стекла – украшали стены храма.
Собор Святой Софии. Реконструкция
Слайд 55Живопись.
-Огромную роль в оформлении храма играла живопись. Храм был моделью мира,
поэтому в центральном куполе помещали изображение Христа.
-Церковь олицетворяла собой святую Палестину и веру ющие передвигаясь по храму, как бы совершали по ней экскурсию.
-Рядом с изображениями Христа были его ученики
Слайд 56Влияние Византии на развитие культуры соседних стран.
-Византия оказала влияние на
соседние государства.
-Вспомните почему?
-Принятие христианства по Византийскому образцу объединяло эти народы.
-В Византию приезжали за знаниями со всей Евро-пы.Здесь обучались бу-дущие математики, врачи, юристы, художники и т. д.
Слайд 57Прием иностранных послов
В Константинополе к императорскому дворцу примыкает зала изумительного
великолепия и красоты. Перед троном императора стояло медное, но позолоченное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, сделанные из бронзы. Птицы издавали каждая свою особую мелодию, а сиденье императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, затем несколько более высоким и, наконец, висящим в воздухе. Колоссальный трон .окружали, в виде стражи, позолоченные львы, которые бешено били своими хвостами землю, открывая пасть, двигали языком и издавали громкий рев. После того как я, согласно обычаю, в третий раз преклонился перед императором, приветствуя его, я поднял голову и увидел императора в совершенно другой одежде почти у потолка залы..!
Какой цели добивались придворные подобной церемонией?
Из записок германца, побывавшего в Византии в середине X века
Слайд 58Решите тест
Власть императора в Византии
была
В состав Византии не входили
земли
Войны Юстиниана
привели к
тому, что страна
Наряду со славянами наиболь-
шую опасность представляли
наследственной
варвары
норманы
арабы
разорилась
Достигла могущества
потеряла независимость
назначаемой
выбираемой
Греции
Венгров
Египта
Слайд 59О ремесле и торговле в Византии
1. «Во времена Юстиниана один из
торговых караванов тайно вывез из Китая шелковичных червей, и их стали разводить на острове Кипр и в других местах империи»
(Г. Кенигсбергер. Средневековая Европа. М., 2001. С. 54).
2. «Из Византии на Русь вывозили ювелирные изделия, шелковые ткани, вина, фрукты, орехи, церковные предметы, стеклянные изделия, красивые сосуды из глины»
(Поляковская М. А., Чекалова А. А. Византия: быт и нравы. Свердловск, 1989. С. 47).
3. «Мебель в богатых домах была украшена золотом, серебром, слоновой костью. Мозаика украшала пол и стены комнат. Повсюду стояли прекрасные статуи»
(Там же. С. 69).
На основании приведенных ниже фактов и материалов составьте план рассказа о развитии ремесла и торговли в Византии.
Слайд 60О состоянии византийских городов после нападения славян
..Мидяне и сарацины разорили огромные
пространства Азии, а гунны, славяне и анты всю Европу. Одни города они разрушили до основания, в других же начисто забрали все деньги, а людей поработили, [уведя] вместе со всем их имуществом. Вся страна обезлюдела из-за ежедневных набегов [этих врагов]
Однако [Юстиниан I] не отменил налога ни для одного изо всех этих городов, кроме, разумеется, захваченных [неприятелями], да и то только на один год.
Ргосорп Caesantnsis anecdota, ed M Kraschenmmkov Jurievi, 1899, p 106
Слайд 61
История средних веков: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / В.А.
Ведюшкин; под ред. А.О. Чубарьяна. – 2-е издание – М.: Просвещение, 2001.
Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков: Учебник для VII класса средних учебных заведений. – М.: МИРОС, 1995.
Методические рекомендации к учебнику “История средних веков”: 6 кл.: Книга для учителя / В.А. Ведюшкин, Н.И. Шевченко. – М.: Просвещение, 2001.
Курбатов Л. Г. История Византии. — М.: Высшая школа, 1984.
Николаев Д. Оружие, которое не спасло Византию // Техника и наука, 1983, № 9, с.29–36.
Смирнова Е.Д. Дидактический материал по истории средних веков.- Мн.: Харвест, 1999.
История мира: Средние века. –М.: Белфакс, 2000.
Использованная литература