Слайд 1
Понятие о сложном предложении с разными видами связи
Выполнила: Чванова И.Н., учитель
русского языка и литературы МОУ Б-Якшенской ООШ Бутурлинского района
Слайд 2
В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и
бессоюзной связи. К ним относятся:
1) сочинение и подчинение. Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов). Схема этого предложения:
Слайд 32) сочинение и бессоюзная связь. Например: Уже давно село солнце, но лес
еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин). Схема этого предложения:
Слайд 43) подчинение и бессоюзная связь. Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце;
курган заслонял его собою (Чехов). Схема этого предложения:
Слайд 5
4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь. Например: В саду было просторно и
росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями. Схема этого предложения:
Слайд 6
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться
сочинительный и подчинительный союзы, например: Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь. Схема этого предложения:
Слайд 7Как и в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, в сложных предложениях
с разными видами связи могут оказаться рядом два союза (сочинительный и подчинительный) или сочинительный союз и союзное слово, принадлежащие к разным предложениям. Учтите, что сочинительный союз может стоять не перед тем простым предложением, к которому относится!
Слайд 8По общим правилам два союза (союз и союзное слово), принадлежащие разным
простым предложениям, должны разделяться запятой (в этом случае предложение со вторым союзом или союзным словом можно изъять, не изменяя общей структуры сложного предложения).
Солнце било в окно, /1 и, / когда он поднял голову, /2 ему пришлось зажмуриться /3.
Горизонтальная схема: [ ]1, и, (когда – союз)2, [ ]3.
Вертикальная схема: [ ]1, и [ ]3.
врем.↓
(когда – союз)2
Слайд 9Ср.: Солнце било в окно, /1 и, / когда он поднял
голову, /2 ему пришлось зажмуриться /3. – Солнце било в окно, и ему пришлось зажмуриться.
Слайд 10В том случае, когда предложение со вторым союзом или союзным словом
нельзя изъять из предложения, не изменив общей структуры сложного предложения, запятая между союзами или союзом и союзным словом не ставится. В этом случае далее должна стоять вторая часть двойного союза – то, так, но.
Ср.: Солнце било в окно, и когда он поднял голову, то ему пришлось зажмурить глаза. – Солнце било в окно, и... то ему пришлось зажмурить глаза.
Слайд 11Образец разбора:
Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге племена люди государства
исчезали а книга оставалась.
В этом предложении можно выделить 3 грамматические основы: 1)жизнь оседала; 2) племена, люди, государства исчезали,; 3) книга оставалась.
Слайд 12Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге племена люди государства исчезали
а книга оставалась.
Следовательно, данное сложное предложение состоит из трёх простых предложений:
1) Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге;
2) племена, люди, государства исчезали;
3) а книга оставалась.
Слайд 13Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:
Вся жизнь человечества последовательно
оседала в книге/1: племена, люди, государства исчезали/2, а книга оставалась./3
Слайд 14Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:
а) 2 – 3
: племена, люди, государства исчезали/2, а книга оставалась./3 - это сложносочиненное предложение со значением противопоставления;
б) 1:2: вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали – это бессоюзное предложение, отношения пояснительные (2 пр. поясняет, конкретизирует содержание 1)
Предложения 2 и 3 содержат сочинительные средство связи – союз а. Предложения 1 и 2,3 сочинительных или подчинительных средств связи не имеют.
Слайд 154. Вертикальная схема сложного предложения не строится, т.к. нет подчинения.
Следовательно, это
сложное предложение с бессоюзием и сочинением.
5.Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 2.
6.Таким образом, внутри сложного предложения с центральной бессоюзной связью выделяются два блока.
7. I блок составляет предложение 1 ; II блок – предложения 2 и 3 .
II блок (предложения 2 и 3) – это сложносочинённое предложение.
Слайд 168.Горизонтальная схема предложения:
[ ]1: [
]2, а [ ]3 .
Слайд 179.Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:
Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась.
Слайд 18Порядок синтаксического разбора сложного предложения
Слайд 19При анализе и расстановке знаков препинания рекомендуется пользоваться такой последовательностью:
1. Выделите
грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения в составе сложного.
2. Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.
3. Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом.
4. Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного.
Слайд 20
5. На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном
предложении (сочинение, бессоюзие).
6. Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений.
7. Установите отношения внутри каждого блока.
8. Постройте горизонтальную схему сложного предложения.
9. Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения.
Шаблон.
Это предложение состоит из_________ простых предложений; предложения можно разбить на______ блок(а,ов); в 1 блок входят _____________предложени(е,я), они представляют собой____________________ предложение с __________________________; если СПП, то : придаточны(м,ми), связанными между собой при помощи___________________________ с _________________________ подчинением.
Во 2 (3,4 и т.д.) блок входят _____________предложени(е,я), они представляют собой____________________ предложение с __________________________; если СПП, то : придаточны(м,ми), связанными между собой при помощи___________________________ с _________________________ подчинением.
Схема предложения: _____________________________________________________________
Центральная связь -___________________________________________
Знаки препинания расставляются следующим образом: между блоками___________
___________________________, между простыми предложениями:_______________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 22Домашнее задание:
1. Выучить теоретический материал, пользуясь конспектом лекции;
Пользуясь шаблоном, сделайте
синтаксический разбор предложения.
Написать мини-сочинение-рассуждение и книге и чтении, используя материал урока.