Слайд 2БАРОККО
конец XVI - до сер. XVIII веков
От итальянского Barocco -
причудливый, вычурный
Архитектура
Слайд 3Барокко
в архитектуре
1 стадия – конец XVII – начало XVIII века
- Нарышкинское барокко
? Западноевропейские орнаментальные приемы накладываются на средневековую структуру
Слайд 4Барокко
в архитектуре
Церковь Троицы
в Троицком
- Лыкове
Слайд 5Барокко
в архитектуре
2 стадия – первая четверть XIХ века –
Петровское барокко
? Церковные и светские здания чисто новоевропейского типа
Слайд 6Барокко
в архитектуре
Зимний дворец. 1754-1762
Слайд 7Барокко
в архитектуре
Смольный монастырь. XIX век
Собор Смоленского монастыря.
Слайд 8Барокко
в архитектуре
Воронцовский дворец
в Петербурге. 1749-1757
Екатерининский дворец
в Царском селе.
1752-1757
Слайд 9Барокко
в архитектуре
3 стадия – зрелое русское барокко –
Елизаветинское время
? Растрелли
Слайд 10КЛАССИЦИЗМ
XVII- началоXIX веков
От лат. Classicus – образцовый
? Архитектура
Слайд 11КЛАССИЦИЗМ
в архитектуре
1 этап – 1760-1770 гг. – ранний
классицизм:
? четкость, объемной композиции
? уплощенность фасадов
? сдержанность убранства
? строгий ритм ордерных элементов
Слайд 12В. Баженов. Дом Пашкова в Москве.
М. Казаков. Петровский дворец.
Слайд 13КЛАССИЦИЗМ
в архитектуре
2 этап – 1780-1800 гг. - период строгого, зрелого
классицизма.
Важную роль сыграло обращение к творческому наследию великого зодчего итальянского Возрождения
А. Паллодио.
Слайд 14Е. Старов. Таврический дворец
Д. Кваренги. Здание
эрмитажного театра
Слайд 15КЛАССИЦИЗМ
в архитектуре
3 этап – I треть XIX века – поздний
классицизм. Ампир
(от франц. Empire - империя)
✵ парадность
✵ пышность
А. Воронихин
Казанский собор Горный институт
Слайд 18М.Казаков. Дворец Демидова
А. Григорьев. Дом Хрущева
Слайд 19КЛАССИЦИЗМ
в архитектуре
4 этап – 30-50е гг. XIX века –
Период
упада русского классицизма в архитектуре. Наступает период эклектики (смешение стилей)
Слайд 20К. Тон. Здание нового Эрмитажа
К. Тон. Большой
Кремлевский
дворец
Слайд 22Первая половина XIX века
«В одном мгновение видеть вечность,
Огромный мир – в
зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашке цвета»
Романтизм – идейное и художественное направление, возникшее как реакция на эстетику классицизма –
⌘ Свобода самовыражения
⌘ естественность, искренность, раскованность
⌘ главное эмоциональное выражение
Слайд 23Левицкий Д. Г. (1735-1822)
Работы
отличающие
Высочайшим
мастерством
исполнения,
сюжетным
и живописным
разнообразием
Слайд 25Левицкий Д.Г.
ь
Портрет М.А. Дьяковой. 1778
Портрет гр. Урсулы Мнишек. 1782
Слайд 26Лосенко Антон Павлович
(1937-1973)
Образный строй, композиционное, цветовое и формальное решение картин, характерных
для классицизма
Прощание Гектора с Андромахой. 1773
Портрет актера Ф.Г.Волкова
Слайд 27Тропинин Василий Андреевич
(1776-1857)
В его портретах запечатлена правда характеров
и правда среды
Автопортрет. 1846
Слайд 28Тропинин Василий Андреевич
Кружевница. 1823
Портрет А.В. Тропинина. 1818
Слайд 29Венецианов Алексей Гаврилович
(1780-1847)
Художник воспевал простых людей, не думая о противоречиях крестьянского
бытия, стараясь найти прежде всего поэзию в самих основах жизни современной ему деревни
Автопортрет. 1811
Слайд 30Венецианов Алексей Гаврилович
Н.М. Карамзин. 1828
Портрет А.А. Венециановой. 1825-1826
Слайд 31Венецианов Алексей Гаврилович
На пашне. Весна. 1880
Туалет Дианы.
Слайд 32Венецианов Алексей Гаврилович
Жнецы.
Крестьянская девушка
с теленком.
1829
Слайд 33Кипренский Орест Адамович
(1782-1836)
В его портретах красота волнения и порывов, стремление и
динамика внутренний жизни
Изображая своих героев, передавал их способность чувствовать, их стремление жить духовной жизнью
Автопортрет. 1928
Слайд 34Кипренский Орест Адамович
А.С. Пушкин. 1877
Портрет А.А. Челищева
Слайд 35Кипренский Орест Адамович
Портрет поэта Жуковского. 1816
Портрет Д.Н. Хвостиной. 1814
Слайд 36Щедрин Сильвестр Феодосиевич
(1791-1830)
Природа у Щедрина всегда возвышенная, слепящая радостными красками.
Она опьяняет человека, приносит ему сладостные ощущения счастья
Автопортрет. 1817
Слайд 37Щедрин Сильвестр Феодосиевич
(1791-1830)
Веранда, обвитая виноградом.
Вид в Сорренто.
Слайд 38Щедрин Сильвестр Феодосиевич
Берег в Соренто.1826
Новый Рим. Замок св. Ангела. 1825
Слайд 39Брюллов Карл Павлович
(1799-1852)
Ему всегда было присуще повышенное чувство пластики.
Огромное тяготение к портретной живописи
Автопортрет. 1848
Слайд 40Брюллов Карл Павлович
Всадница. 1832
Итальянский полдень.
Слайд 41Брюллов Карл Павлович
Сюжет о гибели античного города в пламени извращающего вулкана.
Характерен для романтического сознания. Именно романтики активно разработали тему рока, неотвратимой судьбы пристрастие по всему пышному, богатому, великолепному.
Н.В. Гоголь писал:
«В его картинах целое море блеска…»
Последний день Помпеи.
Слайд 42Иванов Александр Андреевич
(1806-1858)
Объект изображения становится то, что хранит память
о прошлом, печать времени, превосходящем масштабы человеческого века
По мнению Чернышевского, это художник, у которого глубокая жажда истины, сочеталось с младенческой чистотой души…
Слайд 43Иванов Александр Андреевич
Апполон, Гиацинт и Кипарис.
1831-1834
Явление Христа народу
1837-1857
Слайд 44Иванов Александр Андреевич
Голова Иоанна Крестителя
В дороге. Смерть
переселенца. 1889
Слайд 45Федотов Павел Андреевич
(1815-1852)
Мастерство художника достигает поистине виртуозной выразительности, изящества
и утонченности
Автопортрет. 1846-1847
Слайд 46Федотов Павел Андреевич
Свежий кавалер. 1846
Сватовство майора. 1848
Слайд 47Федотов Павел Андреевич
Вдовушка. 1850-1852
Завтрак аристократа. 1850
Слайд 48Вторая половина XIX века –
ПЕРЕДВИЖНИКИ
Обращение к изображению повседневной жизни и истории
народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличение общественных порядков
Слайд 49Айвазовский Иван Константинович(1817-1900)
Он писал свои картины не с натуры, а в
мастерской, считая, что «движение живых стихий неуловимо для кисти…»
Константинович
Девятый вал. 1850
Константинович
Радуга. 1837
Айвазовский Иван
Константинович
Черное море. 1881
Вид Леандровой башни
В Константинополе. 1848
Слайд 53Саврасов Алексей Кондратович
(1830-1897)
Он показал себя умным и тонким пейзажистом,
наделенным особой чуткостью и гармоничностью поэтического восприятия природы
Слайд 54Саврасов Алексей Кондратович
Грачи прилетели. 1871
Проселок. 1873
Слайд 55Саврасов Алексей Кондратович
Вид на Московский Кремль. Весна.
Сосны.
Слайд 56ГЕ Николай Николаевич
(1831-1894)
Его отличает особая напряженная эмоциональность и тесная
связь с наиболее радикальными социально-нравственными идеями русской общественной мысли
Слайд 57Ге Николай Николаевич
Петр I
допрашивает
царевича
Алексея
в Петергофе. 1871
Слайд 58Ге Николай Николаевич
Что есть истина. 1890
Портрет А.И. Герцена. 1867
Слайд 59Ге
Николай
Николаевич
Голгофа. 1893
Слайд 60Ге
Николай
Николаевич
Тайная вечеря. 1894
За чтением. Портрет жены.
Слайд 61Шишкин Иван Иванович
(1832-1898)
Таинственный свет луны в редких облаках, косые утренние лучи…
Эти
и многие живописные открытия запечатлены на его полотнах
Слайд 62Шишкин Иван Иванович
Рожь. 1878
Вечер.
Слайд 63Шишкин Иван Иванович
Мишки в лесу.
Вид на острове
Валааме. 1858
Слайд 64Шишкин Иван Иванович
Вырубка леса. 1867
Цветы на опушке леса.
Слайд 65Перов Василий Григорьевич
(1833-1882)
Зоркий наблюдатель и судья современного общества, человеческого
сердца, обостренной совести, он являл собой образ бескорыстного служения жизненной правде, добру, справедливости
Слайд 66Перов Василий Григорьевич
(1833-1882)
Сельский крестный ход на Пасху. 1861
Портрет А.Н. Островского.
1871
Слайд 67Перов Василий Григорьевич
Проводы покойника. 1865
Мусоргский. 1881
Слайд 68Перов Василий Григорьевич
Тройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866
Слайд 69Перов
Василий
Григорьевич
Чаепитие в Мытищах,
Близ Москвы. 1862
Слайд 70Крамской Иван Николаевич
(1837-1887)
Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя, с которой бы
точки он ни смотрел на полотно
Слайд 71Крамской Иван Николаевич
Изображая евангельский сюжет он воплотил свои раздумья о выборе
истинно человеческого жизненного пути в безнравственном обществе, о тяжести, но и необходимости следования велениям совести и любви к людям.
Христос в пустыне. 1872
Слайд 72Крамской Иван Николаевич
Букет цветов. Флоксы. 1884
Портрет художника И.И. Шишкина.
1873
Слайд 73Крамской Иван Николаевич
Портрет Л.Н. Толстого. 1873
Неизвестная.
Слайд 74Верещагин Василий Васильевич
(1842-1904)
Важнейший аспект
творчества художника
был его разнообразием
интерес к народам
разных стран,
выразившийся
в многочисленных
этюдах и картинах.
Слайд 75Верещагин Василий Васильевич
Двери Тамерлана. 1871-1872
Апофеоз войны.
Слайд 76Верещагин Василий Васильевич
Щипка-Шейново. Скобелев
под Шибкой.
1877-1878
Всадник-воин в Джайпуре. 1881-1883
Слайд 77Репин Илья Ефимович
(1844-1930)
Присущий ему жадный интерес
к течению живой
жизни во
всех
ее проявлениях,
конкретность
и острота его
мировоззрения с
большой силой
выразились
в портретном
творчестве
Слайд 78Репин Илья Ефимович
Царевна Софья. 1879
С.Ю. Витте. 1901-1903
Слайд 79Репин Илья Ефимович
(1844-1930)
Крестный ход в Курской губернии.
1880-1883
Слайд 80Репин Илья Ефимович
Не ждали.
1884-1888
Слайд 81Репин Илья Ефимович
Портрет П.М. Третьякова.
1883
Слайд 82Репин Илья Ефимович
Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581
год. 1885
Слайд 83Репин Илья Ефимович
Бурлаки на Волге.
Слайд 84Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927)
Его дарование
сильнее
всего проявились
в пейзаже
и пейзажно-
бытовом жанре
Слайд 85Поленов
Василий Дмитриевич
Бабушкин сад. 1878
Слайд 86Поленов
Василий Дмитриевич
Московский дворик. 1878
Слайд 87Поленов
Василий Дмитриевич
На Тивериадском
озере.1888
Парфенон.
Слайд 88Ярошенко Николай Александрович (1846-1898)
В своем творчестве был тесно связан с
идеями революционного народничества и наполнял произведения социально-нравственныи содержанием
Слайд 89Ярошенко Николай Александрович
Всюду жизнь. 1888
Кочегар. 1878
Слайд 90Ярошенко Николай Александрович
Портрет актрисы П.А. Степановой. 1884
Слайд 91Васнецов Виктор Михайлович
(1848-1926)
Художнику особенно удавалось переходные состояния в природе: от солнца
к дождю, от затишья к бури
Слайд 92Васнецов Виктор Михайлович
Аленушка. 1881
Избушка на курьих ножках.
Слайд 93Васнецов Виктор Михайлович
Богатыри.
Слайд 94Васнецов Виктор Михайлович
Царь Иван
Васильевич Грозный
Иван-царевич на Сером волке
Слайд 95Суриков Василий Иванович
(1848-1916)
Присущий ему
напряженный
историзм
объясняется
судьбой художника –
уроженца
Сибири
Слайд 96Суриков Василий Иванович
Меньшаков в Березове. 1883
Взятие снежного городка.
Слайд 97Суриков Василий Иванович
Боярыня Морозова. 1887
Слайд 98
Суриков
Василий
Иванович
Утро
стрелецкой казни.
1881
Слайд 99Левитан Исак Ильич
(1860-1900)
Его произведение
исполнены
в благоверной
чуткостью
к жизни
природы
Слайд 100Левитан Исаак Ильич
(1860-1900)
Над вечным покоем. 1894
Вечерний звон. 1892
Слайд 102Левитан Исаак Ильич
Свежий ветер. Волга. 1895
Слайд 103Серов Валентин Александрович
(1865-1911)
Писал пейзажи, полотна на исторические темы, но славу ему
принесли, прежде всего портреты
Слайд 104Серов Валентин Александрович
(1865-1911)
Девушка, освещенная солнцем. 1888
Девочка с персиками. 1887
Слайд 105Серов Валентин Александрович
Похищение Европы. 1910
Портрет Г.Л. Гиршман.1907
Слайд 106Серов Валентин Александрович
Максим Горький. 1904.
Мика Морозов. 1901
Слайд 107Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная
война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях.
Слайд 108Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране
было 55 казённых типографий.
Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.
Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.
Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д.
Слайд 109Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на
стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.
В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия.
Слайд 110В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл
свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.
В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора”, где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”. Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки “Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.
Слайд 111А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт
в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин - гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, - это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости...”
Слайд 112Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В. Гоголь.
Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Деканьки”. Первая печатная форма “Ревизора” появилась в 1836 году.
В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.
Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.
Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.
Слайд 113Используемая литература
И. А. Заичкин И. Н. Почков
“Русская история от Екатерины великой
до Александра II”