Презентация, доклад к уроку Русская культура 19 века

Содержание

БАРОККО конец XVI - до сер. XVIII вековОт итальянского Barocco - причудливый, вычурный Архитектура

Слайд 1РУССКАЯ КУЛЬТУРА
XIX ВЕКА

РУССКАЯ КУЛЬТУРАXIX ВЕКА

Слайд 2БАРОККО конец XVI - до сер. XVIII веков
От итальянского Barocco -

причудливый, вычурный


Архитектура


БАРОККО конец XVI - до сер. XVIII вековОт итальянского Barocco -

Слайд 3Барокко в архитектуре
1 стадия – конец XVII – начало XVIII века

- Нарышкинское барокко


? Западноевропейские орнаментальные приемы накладываются на средневековую структуру

Барокко  в архитектуре1 стадия – конец XVII – начало XVIII века

Слайд 4Барокко в архитектуре
Церковь Троицы
в Троицком
- Лыкове

Барокко  в архитектуреЦерковь Троицы в Троицком - Лыкове

Слайд 5Барокко в архитектуре
2 стадия – первая четверть XIХ века –

Петровское барокко


? Церковные и светские здания чисто новоевропейского типа


Барокко  в архитектуре2 стадия – первая четверть XIХ века –

Слайд 6Барокко в архитектуре
Зимний дворец. 1754-1762

Барокко  в архитектуреЗимний дворец. 1754-1762

Слайд 7Барокко в архитектуре
Смольный монастырь. XIX век
Собор Смоленского монастыря.

Барокко  в архитектуреСмольный монастырь. XIX векСобор Смоленского монастыря.

Слайд 8Барокко в архитектуре
Воронцовский дворец
в Петербурге. 1749-1757
Екатерининский дворец
в Царском селе.

1752-1757
Барокко  в архитектуреВоронцовский дворец в Петербурге. 1749-1757Екатерининский дворец в Царском селе. 1752-1757

Слайд 9Барокко в архитектуре
3 стадия – зрелое русское барокко –

Елизаветинское время

? Растрелли
Барокко  в архитектуре3 стадия – зрелое русское барокко –

Слайд 10КЛАССИЦИЗМ XVII- началоXIX веков
От лат. Classicus – образцовый


? Архитектура

КЛАССИЦИЗМ XVII- началоXIX вековОт лат. Classicus – образцовый? Архитектура

Слайд 11КЛАССИЦИЗМ в архитектуре
1 этап – 1760-1770 гг. – ранний

классицизм:

? четкость, объемной композиции
? уплощенность фасадов
? сдержанность убранства
? строгий ритм ордерных элементов
КЛАССИЦИЗМ в архитектуре1 этап – 1760-1770 гг. – ранний

Слайд 12В. Баженов. Дом Пашкова в Москве.
М. Казаков. Петровский дворец.

В. Баженов. Дом Пашкова в Москве.М. Казаков. Петровский дворец.

Слайд 13КЛАССИЦИЗМ в архитектуре
2 этап – 1780-1800 гг. - период строгого, зрелого

классицизма.

Важную роль сыграло обращение к творческому наследию великого зодчего итальянского Возрождения
А. Паллодио.
КЛАССИЦИЗМ в архитектуре2 этап – 1780-1800 гг. - период  строгого, зрелого классицизма. Важную роль сыграло обращение

Слайд 14Е. Старов. Таврический дворец
Д. Кваренги. Здание
эрмитажного театра

Е. Старов. Таврический дворецД. Кваренги. Здание эрмитажного театра

Слайд 15КЛАССИЦИЗМ в архитектуре
3 этап – I треть XIX века – поздний

классицизм. Ампир
(от франц. Empire - империя)


✵ парадность
✵ пышность
КЛАССИЦИЗМ в архитектуре3 этап – I треть XIX века – поздний

Слайд 16

А. Воронихин
Казанский собор Горный институт

Слайд 17А. Захаров. Адмиралтейство

А. Захаров. Адмиралтейство

Слайд 18М.Казаков. Дворец Демидова
А. Григорьев. Дом Хрущева

М.Казаков. Дворец ДемидоваА. Григорьев. Дом Хрущева

Слайд 19КЛАССИЦИЗМ в архитектуре
4 этап – 30-50е гг. XIX века –

Период

упада русского классицизма в архитектуре. Наступает период эклектики (смешение стилей)
КЛАССИЦИЗМ в архитектуре4 этап – 30-50е гг. XIX века –  Период упада русского классицизма в архитектуре.

Слайд 20К. Тон. Здание нового Эрмитажа
К. Тон. Большой
Кремлевский
дворец

К. Тон. Здание нового ЭрмитажаК. Тон. Большой Кремлевскийдворец

Слайд 21Русская живопись XIX века

Русская  живопись  XIX века

Слайд 22Первая половина XIX века
«В одном мгновение видеть вечность,
Огромный мир – в

зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашке цвета»
Романтизм – идейное и художественное направление, возникшее как реакция на эстетику классицизма –
⌘ Свобода самовыражения
⌘ естественность, искренность, раскованность
⌘ главное эмоциональное выражение
Первая половина XIX века«В одном мгновение видеть вечность,Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти –

Слайд 23Левицкий Д. Г. (1735-1822)

Работы
отличающие
Высочайшим
мастерством
исполнения,
сюжетным
и живописным


разнообразием
Левицкий Д. Г. (1735-1822) Работы отличающие Высочайшим мастерством исполнения,сюжетным и живописным разнообразием

Слайд 24Левицкий Д.Г.

Левицкий Д.Г.

Слайд 25Левицкий Д.Г.

ь
Портрет М.А. Дьяковой. 1778
Портрет гр. Урсулы Мнишек. 1782

Левицкий Д.Г.ьПортрет М.А. Дьяковой. 1778Портрет гр. Урсулы Мнишек. 1782

Слайд 26Лосенко Антон Павлович (1937-1973)







Образный строй, композиционное, цветовое и формальное решение картин, характерных

для классицизма

Прощание Гектора с Андромахой. 1773

Портрет актера Ф.Г.Волкова

Лосенко Антон Павлович (1937-1973)Образный строй, композиционное, цветовое и формальное решение картин, характерных для классицизмаПрощание Гектора с Андромахой.

Слайд 27Тропинин Василий Андреевич (1776-1857)
В его портретах запечатлена правда характеров

и правда среды

Автопортрет. 1846

Тропинин Василий Андреевич (1776-1857)  В его портретах запечатлена правда характеров и правда средыАвтопортрет. 1846

Слайд 28Тропинин Василий Андреевич
Кружевница. 1823
Портрет А.В. Тропинина. 1818

Тропинин Василий АндреевичКружевница. 1823Портрет А.В. Тропинина. 1818

Слайд 29Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847)
Художник воспевал простых людей, не думая о противоречиях крестьянского

бытия, стараясь найти прежде всего поэзию в самих основах жизни современной ему деревни

Автопортрет. 1811

Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847)Художник воспевал простых людей, не думая о противоречиях крестьянского бытия, стараясь найти прежде всего

Слайд 30Венецианов Алексей Гаврилович
Н.М. Карамзин. 1828
Портрет А.А. Венециановой. 1825-1826

Венецианов Алексей ГавриловичН.М. Карамзин. 1828Портрет А.А. Венециановой. 1825-1826

Слайд 31Венецианов Алексей Гаврилович
На пашне. Весна. 1880
Туалет Дианы.

Венецианов Алексей ГавриловичНа пашне. Весна. 1880Туалет Дианы.

Слайд 32Венецианов Алексей Гаврилович

Жнецы.
Крестьянская девушка
с теленком.

1829
Венецианов Алексей ГавриловичЖнецы.Крестьянская девушка с теленком.         1829

Слайд 33Кипренский Орест Адамович (1782-1836)
В его портретах красота волнения и порывов, стремление и

динамика внутренний жизни
Изображая своих героев, передавал их способность чувствовать, их стремление жить духовной жизнью


Автопортрет. 1928

Кипренский Орест Адамович (1782-1836)В его портретах красота волнения и порывов, стремление и динамика внутренний жизниИзображая своих героев,

Слайд 34Кипренский Орест Адамович
А.С. Пушкин. 1877
Портрет А.А. Челищева

Кипренский Орест АдамовичА.С. Пушкин. 1877Портрет А.А. Челищева

Слайд 35Кипренский Орест Адамович

Портрет поэта Жуковского. 1816
Портрет Д.Н. Хвостиной. 1814

Кипренский Орест АдамовичПортрет поэта Жуковского. 1816Портрет Д.Н. Хвостиной. 1814

Слайд 36Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791-1830)
Природа у Щедрина всегда возвышенная, слепящая радостными красками.

Она опьяняет человека, приносит ему сладостные ощущения счастья

Автопортрет. 1817

Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791-1830)  Природа у Щедрина всегда возвышенная, слепящая радостными красками. Она опьяняет человека, приносит

Слайд 37Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791-1830)
Веранда, обвитая виноградом.
Вид в Сорренто.

Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791-1830)  Веранда, обвитая виноградом.Вид в Сорренто.

Слайд 38Щедрин Сильвестр Феодосиевич

Берег в Соренто.1826
Новый Рим. Замок св. Ангела. 1825

Щедрин Сильвестр ФеодосиевичБерег в Соренто.1826Новый Рим. Замок св. Ангела. 1825

Слайд 39Брюллов Карл Павлович (1799-1852)
Ему всегда было присуще повышенное чувство пластики.

Огромное тяготение к портретной живописи

Автопортрет. 1848

Брюллов Карл Павлович (1799-1852)  Ему всегда было присуще повышенное чувство пластики. Огромное тяготение к портретной живописиАвтопортрет.

Слайд 40Брюллов Карл Павлович
Всадница. 1832

Итальянский полдень.

Брюллов Карл Павлович Всадница. 1832Итальянский полдень.

Слайд 41Брюллов Карл Павлович
Сюжет о гибели античного города в пламени извращающего вулкана.

Характерен для романтического сознания. Именно романтики активно разработали тему рока, неотвратимой судьбы пристрастие по всему пышному, богатому, великолепному.
Н.В. Гоголь писал:
«В его картинах целое море блеска…»

Последний день Помпеи.

Брюллов Карл ПавловичСюжет о гибели античного города в пламени извращающего вулкана. Характерен для романтического сознания. Именно романтики

Слайд 42Иванов Александр Андреевич (1806-1858)
Объект изображения становится то, что хранит память

о прошлом, печать времени, превосходящем масштабы человеческого века
По мнению Чернышевского, это художник, у которого глубокая жажда истины, сочеталось с младенческой чистотой души…

Иванов Александр Андреевич (1806-1858)  Объект изображения становится то, что хранит память о прошлом, печать времени, превосходящем

Слайд 43Иванов Александр Андреевич
Апполон, Гиацинт и Кипарис.

1831-1834

Явление Христа народу
1837-1857

Иванов Александр Андреевич Апполон, Гиацинт и Кипарис.

Слайд 44Иванов Александр Андреевич

Голова Иоанна Крестителя
В дороге. Смерть
переселенца. 1889

Иванов Александр Андреевич  Голова Иоанна КрестителяВ дороге. Смерть переселенца. 1889

Слайд 45Федотов Павел Андреевич (1815-1852)
Мастерство художника достигает поистине виртуозной выразительности, изящества

и утонченности

Автопортрет. 1846-1847

Федотов Павел Андреевич (1815-1852)  Мастерство художника достигает поистине виртуозной выразительности, изящества и утонченностиАвтопортрет. 1846-1847

Слайд 46Федотов Павел Андреевич
Свежий кавалер. 1846
Сватовство майора. 1848

Федотов Павел АндреевичСвежий кавалер. 1846Сватовство майора. 1848

Слайд 47Федотов Павел Андреевич

Вдовушка. 1850-1852
Завтрак аристократа. 1850

Федотов Павел АндреевичВдовушка. 1850-1852Завтрак аристократа. 1850

Слайд 48Вторая половина XIX века – ПЕРЕДВИЖНИКИ
Обращение к изображению повседневной жизни и истории

народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличение общественных порядков
Вторая половина XIX века – ПЕРЕДВИЖНИКИОбращение к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных

Слайд 49Айвазовский Иван Константинович(1817-1900)
Он писал свои картины не с натуры, а в

мастерской, считая, что «движение живых стихий неуловимо для кисти…»
Айвазовский Иван Константинович(1817-1900)Он писал свои картины не с натуры, а в мастерской, считая, что «движение живых стихий

Слайд 50Айвазовский Иван

Константинович

Девятый вал. 1850

Айвазовский Иван

Слайд 51Айвазовский Иван

Константинович

Радуга. 1837

Айвазовский Иван

Слайд 52

Айвазовский Иван Константинович

Черное море. 1881

Вид Леандровой башни
В Константинополе. 1848

Айвазовский Иван

Слайд 53Саврасов Алексей Кондратович (1830-1897)
Он показал себя умным и тонким пейзажистом,

наделенным особой чуткостью и гармоничностью поэтического восприятия природы
Саврасов Алексей Кондратович (1830-1897)  Он показал себя умным и тонким пейзажистом, наделенным особой чуткостью и гармоничностью

Слайд 54Саврасов Алексей Кондратович
Грачи прилетели. 1871
Проселок. 1873

Саврасов Алексей Кондратович Грачи прилетели. 1871Проселок. 1873

Слайд 55Саврасов Алексей Кондратович

Вид на Московский Кремль. Весна.
Сосны.

Саврасов Алексей КондратовичВид на Московский Кремль. Весна. Сосны.

Слайд 56ГЕ Николай Николаевич (1831-1894)
Его отличает особая напряженная эмоциональность и тесная

связь с наиболее радикальными социально-нравственными идеями русской общественной мысли
ГЕ Николай Николаевич (1831-1894)  Его отличает особая напряженная эмоциональность и тесная связь с наиболее радикальными социально-нравственными

Слайд 57Ге Николай Николаевич
Петр I
допрашивает
царевича
Алексея
в Петергофе. 1871

Ге Николай НиколаевичПетр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. 1871

Слайд 58Ге Николай Николаевич
Что есть истина. 1890
Портрет А.И. Герцена. 1867

Ге Николай НиколаевичЧто есть истина. 1890Портрет А.И. Герцена. 1867

Слайд 59Ге Николай Николаевич

Голгофа. 1893

Ге Николай НиколаевичГолгофа. 1893

Слайд 60Ге Николай Николаевич

Тайная вечеря. 1894
За чтением. Портрет жены.

Ге Николай НиколаевичТайная вечеря. 1894За чтением. Портрет жены.

Слайд 61Шишкин Иван Иванович (1832-1898)
Таинственный свет луны в редких облаках, косые утренние лучи…
Эти

и многие живописные открытия запечатлены на его полотнах
Шишкин Иван Иванович (1832-1898) Таинственный свет луны в редких облаках, косые утренние лучи…Эти и многие живописные открытия

Слайд 62Шишкин Иван Иванович
Рожь. 1878
Вечер.

Шишкин Иван Иванович Рожь. 1878Вечер.

Слайд 63Шишкин Иван Иванович
Мишки в лесу.
Вид на острове
Валааме. 1858

Шишкин Иван ИвановичМишки в лесу.Вид на острове Валааме. 1858

Слайд 64Шишкин Иван Иванович

Вырубка леса. 1867
Цветы на опушке леса.

Шишкин Иван ИвановичВырубка леса. 1867Цветы на опушке леса.

Слайд 65Перов Василий Григорьевич (1833-1882)
Зоркий наблюдатель и судья современного общества, человеческого

сердца, обостренной совести, он являл собой образ бескорыстного служения жизненной правде, добру, справедливости
Перов Василий Григорьевич (1833-1882)  Зоркий наблюдатель и судья современного общества, человеческого сердца, обостренной совести, он являл

Слайд 66Перов Василий Григорьевич (1833-1882)
Сельский крестный ход на Пасху. 1861
Портрет А.Н. Островского.

1871
Перов Василий Григорьевич (1833-1882)Сельский крестный ход на Пасху. 1861Портрет А.Н. Островского.

Слайд 67Перов Василий Григорьевич
Проводы покойника. 1865
Мусоргский. 1881

Перов Василий ГригорьевичПроводы покойника. 1865Мусоргский. 1881

Слайд 68Перов Василий Григорьевич

Тройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866

Перов Василий ГригорьевичТройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866

Слайд 69Перов Василий Григорьевич

Чаепитие в Мытищах,
Близ Москвы. 1862

Перов Василий ГригорьевичЧаепитие в Мытищах, Близ Москвы. 1862

Слайд 70Крамской Иван Николаевич (1837-1887)
Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя, с которой бы

точки он ни смотрел на полотно
Крамской Иван Николаевич (1837-1887)Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя, с которой бы точки он ни смотрел на

Слайд 71Крамской Иван Николаевич
Изображая евангельский сюжет он воплотил свои раздумья о выборе

истинно человеческого жизненного пути в безнравственном обществе, о тяжести, но и необходимости следования велениям совести и любви к людям.

Христос в пустыне. 1872

Крамской Иван Николаевич Изображая евангельский сюжет он воплотил свои раздумья о выборе истинно человеческого жизненного пути в

Слайд 72Крамской Иван Николаевич

Букет цветов. Флоксы. 1884
Портрет художника И.И. Шишкина.

1873
Крамской Иван НиколаевичБукет цветов. Флоксы. 1884Портрет художника И.И. Шишкина.

Слайд 73Крамской Иван Николаевич
Портрет Л.Н. Толстого. 1873
Неизвестная.

Крамской Иван Николаевич Портрет Л.Н. Толстого. 1873Неизвестная.

Слайд 74Верещагин Василий Васильевич (1842-1904)

Важнейший аспект
творчества художника
был его разнообразием
интерес к народам


разных стран,
выразившийся
в многочисленных
этюдах и картинах.
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904)Важнейший аспекттворчества художника был его разнообразием интерес к народам разных стран, выразившийся в многочисленных

Слайд 75Верещагин Василий Васильевич

Двери Тамерлана. 1871-1872
Апофеоз войны.

Верещагин Василий Васильевич Двери Тамерлана. 1871-1872Апофеоз войны.

Слайд 76Верещагин Василий Васильевич

Щипка-Шейново. Скобелев
под Шибкой.
1877-1878
Всадник-воин в Джайпуре. 1881-1883

Верещагин Василий Васильевич Щипка-Шейново. Скобелев под Шибкой. 1877-1878Всадник-воин в Джайпуре. 1881-1883

Слайд 77Репин Илья Ефимович (1844-1930)

Присущий ему жадный интерес
к течению живой
жизни во

всех
ее проявлениях,
конкретность
и острота его
мировоззрения с
большой силой
выразились
в портретном
творчестве
Репин Илья Ефимович (1844-1930)Присущий ему жадный интерес к течению живой жизни во всех ее проявлениях, конкретность и

Слайд 78Репин Илья Ефимович
Царевна Софья. 1879

С.Ю. Витте. 1901-1903

Репин Илья ЕфимовичЦаревна Софья. 1879С.Ю. Витте. 1901-1903

Слайд 79Репин Илья Ефимович (1844-1930)

Крестный ход в Курской губернии.

1880-1883
Репин Илья Ефимович (1844-1930)Крестный ход в Курской губернии.

Слайд 80Репин Илья Ефимович Не ждали. 1884-1888

Репин Илья Ефимович    Не ждали.  1884-1888

Слайд 81Репин Илья Ефимович
Портрет П.М. Третьякова.

1883
Репин Илья Ефимович Портрет П.М. Третьякова.

Слайд 82Репин Илья Ефимович
Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581

год. 1885
Репин Илья ЕфимовичИван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 год. 1885

Слайд 83Репин Илья Ефимович

Бурлаки на Волге.

Репин Илья ЕфимовичБурлаки на Волге.

Слайд 84Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927)

Его дарование
сильнее
всего проявились
в пейзаже


и пейзажно-
бытовом жанре
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927) Его дарование сильнее всего проявились в пейзаже и пейзажно-бытовом жанре

Слайд 85Поленов Василий Дмитриевич

Бабушкин сад. 1878

Поленов Василий Дмитриевич Бабушкин сад. 1878

Слайд 86Поленов Василий Дмитриевич

Московский дворик. 1878

Поленов Василий ДмитриевичМосковский дворик. 1878

Слайд 87Поленов Василий Дмитриевич

На Тивериадском
озере.1888
Парфенон.

Поленов Василий ДмитриевичНа Тивериадском озере.1888Парфенон.

Слайд 88Ярошенко Николай Александрович (1846-1898)
В своем творчестве был тесно связан с

идеями революционного народничества и наполнял произведения социально-нравственныи содержанием
Ярошенко Николай Александрович (1846-1898) В своем творчестве был тесно связан с идеями революционного народничества и наполнял произведения

Слайд 89Ярошенко Николай Александрович
Всюду жизнь. 1888
Кочегар. 1878

Ярошенко Николай АлександровичВсюду жизнь. 1888Кочегар. 1878

Слайд 90Ярошенко Николай Александрович
Портрет актрисы П.А. Степановой. 1884

Ярошенко Николай АлександровичПортрет актрисы П.А. Степановой. 1884

Слайд 91Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)
Художнику особенно удавалось переходные состояния в природе: от солнца

к дождю, от затишья к бури
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)Художнику особенно удавалось переходные состояния в природе: от солнца к дождю, от затишья к

Слайд 92Васнецов Виктор Михайлович
Аленушка. 1881
Избушка на курьих ножках.

Васнецов Виктор МихайловичАленушка. 1881Избушка на курьих ножках.

Слайд 93Васнецов Виктор Михайлович
Богатыри.

Васнецов Виктор МихайловичБогатыри.

Слайд 94Васнецов Виктор Михайлович
Царь Иван
Васильевич Грозный
Иван-царевич на Сером волке

Васнецов Виктор МихайловичЦарь Иван Васильевич ГрозныйИван-царевич на Сером волке

Слайд 95Суриков Василий Иванович (1848-1916)

Присущий ему
напряженный
историзм
объясняется
судьбой художника –
уроженца

Сибири
Суриков Василий Иванович (1848-1916)Присущий ему напряженный историзм объясняется судьбой художника – уроженца Сибири

Слайд 96Суриков Василий Иванович
Меньшаков в Березове. 1883
Взятие снежного городка.

Суриков Василий Иванович Меньшаков в Березове. 1883Взятие снежного городка.

Слайд 97Суриков Василий Иванович
Боярыня Морозова. 1887

Суриков Василий Иванович Боярыня Морозова. 1887

Слайд 98
Суриков
Василий
Иванович


Утро
стрелецкой казни.
1881

СуриковВасилийИвановичУтрострелецкой казни.     1881

Слайд 99Левитан Исак Ильич (1860-1900)

Его произведение
исполнены
в благоверной
чуткостью
к жизни
природы

Левитан Исак Ильич (1860-1900)Его произведениеисполнены в благоверной чуткостью к жизни природы

Слайд 100Левитан Исаак Ильич (1860-1900)
Над вечным покоем. 1894
Вечерний звон. 1892

Левитан Исаак Ильич (1860-1900)Над вечным покоем. 1894Вечерний звон. 1892

Слайд 101Левитан Исаак Ильич
Март. 1895

Левитан Исаак ИльичМарт. 1895

Слайд 102Левитан Исаак Ильич

Свежий ветер. Волга. 1895

Левитан Исаак ИльичСвежий ветер. Волга. 1895

Слайд 103Серов Валентин Александрович (1865-1911)
Писал пейзажи, полотна на исторические темы, но славу ему

принесли, прежде всего портреты


Серов Валентин Александрович (1865-1911)Писал пейзажи, полотна на исторические темы, но славу ему принесли, прежде всего портреты

Слайд 104Серов Валентин Александрович (1865-1911)
Девушка, освещенная солнцем. 1888
Девочка с персиками. 1887

Серов Валентин Александрович (1865-1911)Девушка, освещенная солнцем. 1888Девочка с персиками. 1887

Слайд 105Серов Валентин Александрович
Похищение Европы. 1910
Портрет Г.Л. Гиршман.1907

Серов Валентин АлександровичПохищение Европы. 1910Портрет Г.Л. Гиршман.1907

Слайд 106Серов Валентин Александрович
Максим Горький. 1904.
Мика Морозов. 1901

Серов Валентин АлександровичМаксим Горький. 1904.Мика Морозов. 1901

Слайд 107Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная

война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях.
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального

Слайд 108Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране

было 55 казённых типографий.
Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.
Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.
Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д.
Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.Положительную роль в

Слайд 109Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на

стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.
В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия.
Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная

Слайд 110В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл

свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.
В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора”, где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”. Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки “Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.
В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны

Слайд 111А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт

в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин - гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, - это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости...”
А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина

Слайд 112Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В. Гоголь.

Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Деканьки”. Первая печатная форма “Ревизора” появилась в 1836 году.
В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.
Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.
Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.
Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в

Слайд 113Используемая литература
И. А. Заичкин И. Н. Почков
“Русская история от Екатерины великой

до Александра II”
Используемая литератураИ. А. Заичкин И. Н. Почков“Русская история от Екатерины великой до Александра II”

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть