Слайд 1«Рим – завоеватель Средиземноморья»
Урок по истории Древнего мира в 5
классе
Учитель: Третьякова
Елена Николаевна
Слайд 2«Разминка»
Игра в парах «Учитель- ученик»:
- Найди и обозначь на контурной
карте :
1. Рим.
2.о. Сицилия.
3.Карфаген.
4.о. Корсика.
5.о. Сардиния. 6.Испания
7.Афины.
8. Коринф
Слайд 3 Найди значение слов:
1. Консул.
2. Диктатор.
3. Легион.
4.
Вето.
5.Сенат.
6. Патриций.
7. Ликтор.
А) Совет старейшин
Б) Стражник
В) «Запрещаю !»
Г) Назначенный консулами для руководства страной в случае крайней опасности.
Д) Избранные из числа патрициев для правления страной
Е) Боевое подразделение из 4 тыс. воинов
Ж) знатный римлянин
Слайд 4Проверь себя:
1 - Д
2 – Г
3 – Е
4 – В
5 -
А
6 – Ж
7 - Б
Слайд 5«Погружение»
1. Расскажите о вторжении в Италию.
2. Чем знаменит
диктатор Фабий Медлитель?
3. Расскажите о битве при Каннах.
4. Какие меры предпринял Рим для обороны?
5. Расскажите об окончании войны
Слайд 6Расскажите о битве при Каннах, используя схему:
Слайд 7Отдельным пунктом мирного договора римляне потребовали от карфагенского правительства выдачи Ганнибала.
Узнав об этом, Ганнибал бежал на восток, к царю из династии Селевкидов - Антиоху 3. Он предупреждал царя о грозящей опасности с запада. Но Антиох 3 остался глух ко всем его предложениям. Ну что ж, предрекал Ганнибал, римляне придут и на восток.
Слайд 8Цель урока:
Изучить историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря.
Уметь: находить
причины и последствия событий;
показывать по карте римские провинции
Слайд 9Тема урока: «Рим – завоеватель Средиземноморья»
План
1. «Освободители Греции».
2.Гибель великих царств.
3. «Карфаген должен быть разрушен!»
4.Римские провинции.
Слайд 10Греки действительно обратились за помощью к Римской республике. Общественное мнение оказалось
на стороне римлян, и фециалы воткнули окровавленное копье в «неприятельскую» землю на Марсовом поле. Это означало, что Рим начинает справедливую войну.
Слайд 11Римская армия высадилась в Греции. Битва с македонским царем произошла на
неровной местности, где фаланга оказалась бессильна против легионов. Разгромленный македонский царь навсегда потерял свои владения.
Слайд 12Задача
В битве при Пидне
(168 г. до н. э.) римлянам не
удавалось взломать сомкнутый строй македонян. Тогда один из римских командиров схватил значок своего отряда, служивший боевым знаменем, и бросил его в гущу врагов.
-Предположите, с какой целью он это сделал? Что последовало за его поступком? Каким было отношение к знамени у римских воинов? Что означало для них его потеря?
Слайд 13В 146 году до н.э., ровно через 50 лет после ликования
греков на коринфском стадионе, Коринф был взят, разграблен и разрушен римской армией.
В 133 году до н.э. сенат вынудил последнего пергамского царя завещать свое царство и казну «римскому государству».
Рим стал хозяином Средиземноморья.
Слайд 14Вернувшись из Карфагена, Катон явился в сенат с корзиной, наполненной виноградными
гроздьями и сладким инжиром невиданной в Италии величины. Катон молча продемонстрировал сенаторам содержимое корзины и воскликнул:
« Вы поняли, что враг опять у ворот Рима?!»
Слайд 15Словарь:
Провинция – покоренная территория вне пределов Италии.
Проконсулы - римские наместники,
управляющие провинциями.
Слайд 16Найди на карте:
Первой римской провинцией стала Сицилия, захваченная в результате первой
войны с Карфагеном. Затем появились провинции Корсика и Сардиния. Консул Гай Фламиний завоевал для Рима провинцию Предальпийскую Галлию. После войны с Ганнибалом появилась провинция Испания. На африканских землях Карфагена была образована провинция Африка. В восточном Средиземноморье Рим создал провинцию Македония, включавшую Грецию. Из владений пергамского царя была образована провинция Азия.
Слайд 17Задача
Во 2-1 вв. до н. э. римляне завевали средиземноморские страны и
превратили их в провинции. Про одного знатного римлянина говорили» «Бедным он приехал в богатую провинцию и богатым уехал из бедной провинции».
-Предположите, как это могло произойти.
Слайд 18Рефлексия
Продолжи предложения:
« Мне сегодня больше всего запомнилось…»
« Я для себя открыл(а)
новое …»
« В жизни мне понадобятся знания…»
Слайд 19Задание на дом:
Параграф 43, вопросы на с. 248, письменно зад.
6.
Отметить в контурной карте западные и восточные провинции Римской республики.