Современники Колумба, Васко да Гамы и Магеллана считали, что они живут в удивительное время, непохожее на минувшие столетия. Они узнали о существовании новых стран и земель, о которых и не подозревали.
Также европейцы были поражены и успехами культуры, особенно достижениями литературы, искусства, общественной мысли. О своём времени они говорили как о золотом веке в истории человечества. Они утверждали, что этот век «вернул свет свободным искусствам, до той поры почти уничтоженным, — грамматике, красноречию, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке».
В XVI в. итальянский художник и историк искусства Джорджо Вазари охарактеризовал культурный расцвет Европы словом «Возрождение».
Раньше всего интерес к культуре античности пробудился в Италии, где были организованы целенаправленный поиск неизвестных рукописей, их распространение в списках, а после изобретения книгопечатания — и в печати.
Именно в Северной Италии ещё в XIV в. возникло Возрождение. В XV в. новые веяния в области литературно-художественного творчества и общественной мысли распространились на всю Италию. Первая половина XVI в. — высшая точка в развитии итальянского Возрождения. Этот период называют Высоким Возрождением, так как именно тогда в разных областях творческой деятельности были созданы произведения, в наибольшей степени отвечавшие его целям и задачам.
В Германии, Франции и Нидерландах на рубеже XV—XVI вв. возникло так называемое Северное Возрождение, воплотившее особенные черты культуры этих стран.
Деятелей Возрождения интересовал главным образом человек и его земная жизнь. Науки, изучающие человека и общество, они называли гуманитарными, а людей, посвятивших себя занятиям этими науками, — гуманистами.
Так возникло понятие «гуманизм».
1) течение общественной мысли эпохи Возрождения;
2) система воззрений, в основе которой лежит представление о самоценности человеческой личности, её прав и интересов.
Взгляды гуманистов эпохи Возрождения нашли выражение в различных областях творческой деятельности — литературе, политической мысли, живописи, скульптуре, архитектуре.
Примирить религиозное и светское мировоззрение пытался крупнейший нидерландский гуманист Эразм Роттердамский. Он относился к христианству как к высшей стадии нравственного развития человечества. Гуманистическую образованность он считал одной из важнейших добродетелей истинного христианина. В своём произведении «Похвала глупости» он высмеивал несовершенства и пороки современного общества.
Самый известный английский гуманист Томас Мор считал, что неверие в Бога несовместимо с моралью. В сочинении «Золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия» он изложил свои представления о правильно организованном обществе.
Именно в эпоху Возрождения впервые за многие столетия складываются предпосылки свободного проявления человеком своей индивидуальности.
Гуманистический идеализм получил яркое выражение в трудах Никколо Макиавелли. В книге «Государь» он доказывал, что правитель должен твёрдо стремиться к поставленной цели, считая себя полностью свободным в выборе средств. Церковь осудила её как противоречащую основам нравственности.
Пристальный интерес к человеку и жизнелюбие отличают работы Франсуа Рабле. Фантастический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» посвящён «деяниям и речениям» королей великанов, именами которых названа книга. В этом романе нашли отражение гуманистические идеалы: идеальный государь, наилучшее устройство общества и др.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть