Слайд 1
Учебное занятие
для учащихся 8 класса общеобразовательной школы
Искусство XIX
в. в поисках новой картины мира
Слайд 2Цели:
Раскрыть взаимосвязь между развитием общества и появлением новых направлений в живописи
XIX века.
Выделить и дать характеристику основных направлений живописи.
Познакомить с представителями мирового искусства на основе развития живописи XIX века.
Научиться определять направления и жанр произведений искусства.
Слайд 3
Задание:
(Использовать учебник стр. 46 – 47)
Выделить основные черты, характеризующие
развитие общества в XIX веке.
Определить основные направления в искусстве.
Сделать вывод о взаимосвязи развития общества и появления новых направлений в искусстве.
Слайд 4
Проверка (фронтальная беседа)
Историческая ситуация:
Становление индустриального общества.
Изменение социального состава общества.
Войны, революции,
восстания XIX в.
Крах просветительских идеалов XVIII в.: Равенства, Братства, Свободы – «Царства разума».
Разочарование в Великой французской революции.
Рост демократического движения.
Вывод: Художники искали «новые»
средства для выражения «нового»
мира.
Слайд 5Живопись
XIX в.
Жанры:
пейзаж
портрет
натюрморт
Направления:
романтизм
реализм
импрессионизм
постимпрессионизм
(80-е г.)
Слайд 6РОМАНТИЗМ
Жанр изображения «выдуманной прекрасной мечты», «царства добра и искренности».
Первично изображение
чувств, духовного мира.
Герой произведений – романтик.
РЕАЛИЗМ
Изображение окружающего мира «во всей неприглядности и остроте конфликтов».
Искусство – «критик тайных и явных пороков».
Герой произведений – «порождение общества».
Слайд 8Франсиско Гойя
«Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.»
«…Ночью на городском пустыре при мерцающем свете фонаря, происходит расправа. Сумрачно черное небо, безмолвна черная шеренга карателей. Ярко освещена группа мятежников: одни закрыли лица руками, другие мужественно смотрят в глаза смерти. Но все они, обреченные на смерть, живы, ибо жив тот, кто борется» (с. 53).
Слайд 9
Эжен Делакруа
«Свобода, ведущая народ»
Романтический символ революции, «марсельеза французской живописи». Изображение
движения; динамичность картин.
Слайд 10Жан Милле (1814-1875)
«Собирательницы колосьев» – обычай собирать колосья после сбора
урожая на господском поле. Предельно скупы движения женщин, в них нет ни протеста, ни возмущения, а лишь бесконечная усталость. Небольшие лирические произведения повествуют о жизни в деревне, о радости труда и тяжелой борьбе за существование.
Слайд 11Импрессионизм - направление в искусстве конца XIX – начала XX века,
стремящееся к непосредственному воспроизведению переживаний, настроений и впечатлений художника
(Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, с. 245)
Постимпрессионизм - наиболее позднее направление импрессионизма.
В 1863 г. при отборе картин для Салона – ежегодной выставки Парижского Дворца промышленности - жюри отклонило две трети работ. Наполеон III распорядился открыть выставку отвергнутых картин, названную «Салон отверженных».
За художниками закрепилось прозвище, данное в насмешку журналистами, - импрессионисты. Поводом послужило название картины К. Моне «Впечатление. Восход солнца» (впечатление по-французски impression).
Слайд 13
Эдуард Мане (1832-1883)
«Завтрак на траве»
Карьере преуспевающего адвоката Мане предпочитает
тернистый путь художника. Дорога к известности оказалась долгой и трудной. Жюри Салона неизменно отвергало картины Мане, и лишь немногие встали на его защиту. Лишь в начале XX в. картины Мане займут свои места в музеях мира.
Слайд 14
Клод Моне
(1840-1926)
«Руанский собор вечером»
Игра света и тени, городские пейзажи.
Светло и
поэтично выглядит мир на картинах Клода Моне.
Два года ездил живописец в Руан. Из окна, расположенного напротив собора, наблюдал за игрой света в портале. Моне написал более 20 видов собора в разное время суток: в сверкающих солнечных лучах утреннего солнца; в ослепительный полдень, когда древние стены окрашены синими, красными, золотыми бликами; погруженным в прохладный предвечерний сумрак. От полотна к полотну менялся облик собора, почти физически ощущалось движение света.
Слайд 15
Эдгар Дега
(1834-1917)
«Голубые танцовщицы»
Дега не привлекали пейзажи; гораздо больше ему нравился
мир
людей.
Поражает виртуозное
мастерство в передаче движений, жестов, сложных ракурсов, необычных поворотов.
Слайд 16
Поль Гоген
(1848-1903)
«Таитянские пасторали»
Своеобразная манера письма:
форма предметов
обобщенная;
изменение перспективы;
отсутствие тени;
большие цветовые
плоскости, окаймленные
контуром.
Слайд 17Винсент Ван Гог
«Подсолнухи»
(или Двенадцать подсолнухов в вазе)
Постоянным источником вдохновения для Ван Гога служит щедрая и прекрасная природа юга Франции. Она покорила его солнцем и бескрайними просторами.
Ван Гог самый непонятый при жизни художник, о чьем творчестве не умолкают споры и сегодня.
Слайд 18Проверочная работа:
1. Дать определение понятиям:
I вариант -
романтизм, постимпрессионизм;
II вариант - импрессионизм, реализм.
2. По какому принципу образованы ряды?
«Едоки картофеля», «Красные виноградники в Арле», «Пейзаж в Овере после дождя», «Черные вороны».
3. Сгруппировать по определенным признакам:
а) Ч. Диккенс; б) П.Сезанн; в) Э. Дега; г) Дж. Байрон; д) Э. Золя; е) К. Моне.
4. Установить соответствие:
1. «Евгения Гранде» А - Р. Киплинг
2. «Бульвар Монмартр в Париже» Б - Э. Мане
3. «Маугли» В - О. Бальзак
4. «Завтрак на траве» Г - К. Писсарро
5. «Девушка с веером»
Слайд 20Проверка
(самопроверка/взаимопроверка)
Слайд 21
Сделать выводы о развитии искусства
в XIX в.
Ответить на вопросы: «Творчество какого художника тебе понравилось больше всего?»
Учебник: параграф 6-8, стр. 46 – 53.
Рассказать о развитии музыки, архитектуры, скульптуры,
кинематографа в XIX в.
Итог занятия:
Домашнее задание:
Спасибо за работу!
Слайд 22Список используемых источников:
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, с. 245.
Юдовская А.Я.Баранов П.А.
Ванюшкина Л.М. Новая история 1800 – 1913. М.: Просвещение, 2005 г.