Слайд 1«Культура России в XVIII веке»
Выполнила: Баталова Анастасия Петровна
Учитель обществознания и истории
МОУ
«Половинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа »
Слайд 2 Что есть Культура?
Двигатель прогресса,
Основа жизни,
Синтез Красоты,
Противовес агрессии и стресса,
Зерно
Прекрасного на Ниве Доброты.
Автор неизвестен
Слайд 3Цели урока:
дать представление о наиболее значимых достижениях и наиболее видных
деятелях русской культуры второй половины XVIII века, рассмотреть изменения во всех направлениях культуры, определить значение всех изменений.
Слайд 4Задачи урока:
Образовательная: представить школьникам основные направления, которые наблюдались в культурной жизни России
в XVIII веке;
Развивающая: сформировать умение выстраивать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать материал, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, таблицами;
Воспитательная: на примерах художественных достижений пробуждать у учащихся чувство гордости и любви к Родине, интереса к ее богатейшей культуре.
Слайд 5План урока
1. Особенности развития культуры России
2. Образование и просвещение народа.
3. Литература
и искусство.
4. Наука.
5. Живопись.
6. Архитектура.
Слайд 7
1. Особенности развития культуры России
Что же повлияло на развитие культуры в
данный исторический период?
Во-первых - усиление абсолютизма.
Во-вторых - социально-экономические процессы.
В-третьих, в этот период на развитие культуры повлияют связи с западом.
Слайд 82.Образование и просвещение народа
При Петре I появились учебные заведения, которые готовили
специалистов в сфере навигации, инженерии и медицины.
При Анне Иоанновне был открыт Сухопутный шляхетский корпус.
При Елизавете Петровне – Пажеский и Морской шляхетский корпус.
Для обучения девочек был создан Смольный институт.
Слайд 9В 1755 году по проекту Михаила Ломоносова был основан Московский университет.
Поступить
можно было на 3 факультета: медицинский, юридический и философский. Обучение в Московском университете было платным и бесплатным для выходцев из беднейших слоёв населения. Обучение 7 лет.
При Московском университете были основаны 2 гимназии, одна – для дворянских детей, а другая – для детей разночинцев. В этих гимназиях готовили к поступлению в университет. В 1758 году в Казани была открыта первая провинциальная гимназия.
Слайд 10В 1786 году появился Устав народных училищ.
Согласно нему:
- в уездных городах
создавались малые училища, срок обучения в которых составлял 2 года;
- в губернских городах открывались главные народные училища с четырёхлетним сроком обучения;
- в малые училища принимались дети всех сословий кроме крепостных крестьян;
- при обучении использовались единые учебные планы.
Слайд 11В России тогда существовало сословное образование.
Открывались новые учебные заведения.
1730-е годы –
Сухопутный шляхетский корпус;
1750-е гг. – Морской шляхетский корпус;
Также открылись Артиллерийский, Инженерный шляхетские корпуса; частные дворянские пансионы.
1755 г. – Московсий Государственный университет (философский, медицинский, юридические факультеты);
1767 г. – Институт благородных девиц в Петербурге (Смольный).
Слайд 12Московский университет в XVIII веке
Гравюра начала XIX в
Слайд 133. Литература и искусство.
Важную роль в российском книгоиздании, сыграл Николай Новиков.
В 1769 году он начал выпускать журнал «Трутень».
Лучшим изданием XVIII века считался журнал «Живописец».
В 1779 году Николай Новиков возглавил типографию Московского университета.
В 1783 году появился Указ «О вольных типографиях».
В 1785 году было выпущено 269 изданий, а спустя 2 года – 435.
Слайд 14Журнал «Живописец»
Журнал «Трутень»
Слайд 15Отличительная черта в литературе XVIII века – появление светского языка. Реформу
языка провели Ломоносов и Карамзин.
Рубежом развития литературы стала середина XVIII века, когда сложилась развитая система жанров – ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.
Основоположником стихосложения, лежащего в основе современной русской поэзии, был Василий Кириллович Тредиаковский (1703 – 1768).
Слайд 17Основатель в литературе жанра - сентиментализм.
Произведения:
«Бедная
Лиза»
«Письма русского путешественника»
«Юлия»
Перевод — пересказ «Слова о полку Игореве»
Николай Михайлович Карамзин
(1766 – 1826)
Слайд 19Основные направления:
Классицизм (т.е. античное наследие) – А.Д. Кантемир, М.В.Ломоносов, В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков.
Сентиментализм (обращение к
внутреннему миру) – Карамзин Н.М. «Бедная Лиза».
Реализм (Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин).
Слайд 20Сентиментализм - художественное направление, характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, чувствительностью
и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы.
Слайд 214.Наука
Примечательной фигурой в этой сфере стал Михаил Ломоносов.
Он писал труды по
физике, астрономии, химии, минералогии, геологии и истории.
Михаил Ломоносов открыл закон сохранения материи и движения, доказал существование на Венере атмосферы.
.
Слайд 22В 1745 году был издан «Атлас Российской империи», ставший первым официальным
атласом государства.
В 1765 году Иван Ползунов создал первую в России паровую машину.
Иван Кулибин изобрел разнообразные механизмы, сконструировал водоход и самодвижущийся экипаж.
Слайд 25В 1791 году русский изобретатель Иван Кулибин построил повозку-самокатку, приводимую в
движение предварительно раскрученным маховым колесом. Этот автомобиль имел тормоз, коробку скоростей и подшипники качения.
Слайд 265. Живопись
В 1757 году была учреждена Академия художеств.
Слайд 27Известные портретисты:
Алексей Петрович Антропов (1716-1795). Основатель нового жанра в живописи – камерного
(небольшого) портрета «Портрет статс – дамы Измайловой, Петра I, парадные портреты Петра III.
Иван Петрович Аргунов (1729 – 1802) создал галерею парадных изображений графов Шереметевых.
Его сын Николай Иванович Аргунов прославился образами крепостных актрис графов Шереметевых.
Портреты Федора Степановича Рокотова (1735 – 1808) парадные портреты Екатерины II, его сына Павла, портрет В. Суровцевой.
Дмитрий Григорьечич Левицкий (1735-1822) был учеником Антропова. Портреты Дидро, Новикова, воспитанниц Смольного института, изобразил танцующими, поющими, музицирующими.
Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) впервые дает на портретах, кроме изображения образа, также пейзажный фон.
Наиболее известные мастера исторической живописи были Антон Павлович Лосенко («Владимир и Рогнеда») и Григорий Иваноич Угрюмов («Взятие Казани». «избрание Михаила Федоровича на царство»)
Слайд 28Парадный
портрет Петра III
А. П. Антропов. 1762 год
Слайд 29
Портрет Марии Лопухиной
В. Л. Боровиковский. 1797 г
Слайд 30Взятие Казани
Д.И. Угрюмов. Около 1880
Избрание Михаила Федоровича
на царство. Г.И. Угрюмов.
Около 1800
Слайд 31Федот Иванович Шубин (1740 – 1805).
Русский скульптор
XVIII века
Работал в с мрамором, редко бронзой
Большинство
его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов.
Слайд 32Статуя Екатерина II-
Законодательница. 1789
Скульптурный портрет
М.В. Ломоносова, 1792
Слайд 33Этьенн Морис Фальконе
(1716 -1791)
Французский скульптор
Одним из шедевров мировой скульптуры стал «Медный
всадник» (1782 г) Э. Фальконе, установленный в центре Петербурга в честь Петра I.
Являлся представителем светского жанра классицизм.
Слайд 356. Архитектура
Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700-1771).
Русский архитектор итальянского
происхождения.
Стиль барокко: пышность фасадов; колонны,
атланты, кариатиды, пилястры.
Является автором крупнейших дворцовых ансамблей:
- Зимний дворец в Петербурге
- Главная (Иорданская) лестница
- Большой дворец в Петергофе
- Дворец Строгановых
- Смоленский монастырь
- Андреевская церковь в Киеве
Слайд 39Давайте подведём итоги.
В XVIII веке были предприняты первые попытки создания
системы народного просвещения.
В 1783 году появился Указ «О вольных типографиях», после которого заметно выросло количество издаваемых книг.
Предпринимались первые попытки открытой критики официальной государственной идеологии.
Для литературы были характерны классицизм и сентиментализм.
В архитектуре преобладали стили барокко и классицизм.
Слайд 40Кроссворд
Вопросы
1. Великий русский ученый XVIII века. По его проекту был
основан Московский университет в 1755 году.
2. Автор первого изложения русской истории, издавший труд в 1768 году «История России древнейших времен».
3. Сфера жизнедеятельности людей, в которой реализуются культурные ценности и нормы, где функционируют институты культуры (учреждения
культуры, органы управления культурой и т.д.)
4. Школа, основанная в Москве в 1699 году.
5. Особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе и самом познании, на основе которых происходит преобразование человеком действительности.
6. Существенное качество новой культуры России.
7. Где печатались сочинения русских и зарубежных писателей, труды просветителей, сборники исторических документов, журналы.
8. Кадетский корпус, учрежденный в 1730 году.
9. Самой крупной фигурой в архитектуре XVIII века. Автор крупнейших архитектурных строений (Зимний дворец в Петербурге, Смоленскийй монастырь и др.)