Презентация, доклад к уроку Культура эпохи Петра Первого

Содержание

До сегодняшнего дня сохранился дворец Меншикова, одно из первых каменных строений Санкт-Петербурга, подлинный памятник архитектуры петровского времени. Это жилое здание было одновременно и административным центром новой столицы в ранний период ее строительства.

Слайд 1Меншиковский дворец

Меншиковский дворец

Слайд 2До сегодняшнего дня сохранился дворец Меншикова, одно из первых каменных строений Санкт-Петербурга, подлинный

памятник архитектуры петровского времени. Это жилое здание было одновременно и административным центром новой столицы в ранний период ее строительства.
До сегодняшнего дня сохранился дворец Меншикова, одно из первых каменных строений Санкт-Петербурга, подлинный памятник архитектуры петровского времени. Это жилое

Слайд 3 Дворец принадлежал Александру Даниловичу Меншикову (1673-1729), ближайшему сподвижнику Петра I, первому генерал-губернатору Санкт-Петербурга,

президенту военной коллегии. Полный перечень титулов и званий Меншикова такой: Светлейший князь Российской империи, Священной римской империи и герцог Ижорский, первый член Верховного Тайного Совета Российской империи, президент Военной коллегии, первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга, первый российский сенатор, полный адмирал, генерал-фельдмаршал, генералиссимус морских и сухопутных войск. Во дворце Светлейшего князя устраивались ассамблеи, приемы, проводились торжества в честь окончания Северной войны. Иностранцы называли дворец «великолепнейшим во всем Петербурге», помещения расположены «великолепно, все здесь просторно, пропорционально, обстановка исключительно изысканная».
Дворец принадлежал Александру Даниловичу Меншикову (1673-1729), ближайшему сподвижнику Петра I,

Слайд 5Он расположен на Васильевском острове, который в петровские времена предполагалось прорезать каналами,

сделав из него подобие Амстердама. М.И.Пыляев в своей книге «Старый Петербург» указывает, что «название Васильевского острова произошло не от имени командира батареи острова, Василия Корчмина, как полагали многие, но еще гораздо ранее, а именно в 1640 году, в писцовых новгородских книгах этот остров носил название Васильевского».
Дворец Меншикова построен в стиле петровского барокко. В его создании приняли участие такие знаменитые архитекторы, как Д.М.Фонтана в 1710-1712 гг., И.Г.Шедель в 1713-1727 гг., Д.Трезини, Ж.-Б.Леблон, Б.К.Растрелли в 1717-1719 гг. и др. Его архитектура перекликается с Зимним дворцом Петра I.

Он расположен на Васильевском острове, который в петровские времена предполагалось прорезать каналами, сделав из него подобие Амстердама. М.И.Пыляев

Слайд 7
Меншиковский дворец — первое монументальное гражданское здание Петербурга. Постройка его начата

была в 1710 году, сформировалось оно в процессе поиска новых форм на базе традиций старой русской архитектуры. Поиск этот происходил не в границах одного сколько-нибудь определенного этапа подготовки к строительству, но в ходе самого строительства и перестроек, удовлетворявших неоднократно возникавшие новые требования заказчика к эксплуатации здания. Есть основание предполагать, что здание было задумано и начало осуществляться одноэтажным, на высоком цокольном этаже, каким показан мазанковый дом А. Д. Меншикова, или Посольский дворец.
Еще до завершения строительства первого этапа — устройства кровельного покрытия — здание могло быть надстроено еще двумя этажами. Одновременно были пристроены два ризалита по сторонам и центральный на северном фасаде. Это был второй этап истории памятника.
К четырехэтажному (считая с цокольным этажом) зданию через пару лет были симметрично, от северных ризалитов, пристроены два корпуса. Таким, то есть уже на третьем этапе, мы видим здание на гравюрах А. Зубова 1714 года и А. Ростовцева 1716 года.
В 20-х годах XVIIIвека к основному объему был пристроен с западной стороны служебный флигель. Таким мы видим здание на рисунке Марселиуса 1725 года и на плане архитектора Еропкина 1730-х годов. Тогда же был задуман, но не осуществлен и второй, симметричный флигель. Это был уже четвертый этап формирования здания.
Меншиковский дворец — первое монументальное гражданское здание Петербурга. Постройка его начата была в 1710 году, сформировалось оно

Слайд 8 Дворец Меншикова. Начало XVIII в. Первоначальные этапы развития архитектуры памятника. Схема

 Дворец Меншикова. Начало XVIII в. Первоначальные этапы развития архитектуры памятника. Схема

Слайд 9Парковая часть Меншиковского дворца

Парковая часть Меншиковского дворца

Слайд 10Скульптурная группа на крыше фасада





Скульптуры и лепнина использованные для украшения большой

лестницы и фонтана
Скульптурная группа на крыше фасадаСкульптуры и лепнина использованные для украшения большой лестницы и фонтана

Слайд 11 Парадная лестница из дуба с двумя маршами ведет в парадные покои.
Она

в целом сохранила архитектурно-декоративное решение петровского барокко.
Парадная лестница из дуба с двумя маршами ведет в парадные покои. Она в целом

Слайд 12Здесь также решались государственные вопросы строительства Санкт-Петербурга, организации армии и создания

флота. Меншиков был одним из тех, кто провозглашал европейские ценности, вводил в России новый уклад жизни и этикет.

Центральным парадным помещением дворца является Большой зал. Здесь состоялась одна из первых ассамблей в России. После ссылки и смерти А. Д. Меншикова парадный зал и две приемные были перестроены под церковь устроенного во дворце Кадетского корпуса.

Здесь также решались государственные вопросы строительства Санкт-Петербурга, организации армии и создания флота. Меншиков был одним из тех,

Слайд 13Перестроенная церковь
Ассамблейный зал был превращен в церковь Кадетского корпуса, куда был

перенесен алтарь и иконостас Воскресенской церкви.
Воскресенская церковь к этому времени обветшала, башню-шпиль с курантами разобрали еще в 1730 году. В 1765 году бывший Ассамблейный зал еще раз перестроили, устроенная здесь церковь вновь была освещена во имя Рождества Иоанна Предтечи.  В 1757-1759 годах на месте Воскресенской церкви по проекту И.Г.Борхарда был построен манеж Кадетского корпуса
Перестроенная церковьАссамблейный зал был превращен в церковь Кадетского корпуса, куда был перенесен алтарь и иконостас Воскресенской церкви.Воскресенская

Слайд 14Личные помещения светлейшего князя размещались в анфиладном порядке восточнее Большого зала.

За Передней, где секретари составляли и хранили деловые бумаги размещалась Парадная приемная, которую так же называли «плитковой комнатой». Название обусловлено тем, что стены этого помещения были облицованы керамическими изразцами (сегодня сохранились лишь изразцовые голландские печи). спользование в отделке стен, потолков и печей раскрашенных кобальтом кафельных плиток - голландская особенность. Известно, что в других странах Европы такие обширные интерьеры, отделанные плиткой, не сохранились до наших дней.
Личные помещения светлейшего князя размещались в анфиладном порядке восточнее Большого зала. За Передней, где секретари составляли и

Слайд 15 Покои Варвары Михайловны Арсеньевой, свояченицы Меншикова, пожалуй, наиболее выразительны. Здесь плитками

выделены целые сюжетные линии: голландские пейзажи, пасторальные сценки, морские пейзажи. Эти интерьеры первой трети XVIII века являются единственными в нашей стране.
Покои Варвары Михайловны Арсеньевой, свояченицы Меншикова, пожалуй, наиболее выразительны. Здесь плитками выделены целые сюжетные

Слайд 16Китайский кабинет

Китайский кабинет

Слайд 17 Портреты дочерей,суприги Меншикова и великого князя А.Д.Меншикова
Большие сени — парадный вестибюль

— отличаются своим торжественным и нарядным обликом. В петровское время на первом этаже здания располагались некоторые служебные помещения и мастерские, обслуживающие князя. Второй этаж занимала княжеская семья.
Портреты дочерей,суприги Меншикова и великого князя А.Д.МеншиковаБольшие сени — парадный вестибюль — отличаются своим торжественным

Слайд 18Портреты дочерей Великого князя Александра Даниловича Меншикова

Портреты дочерей Великого князя Александра Даниловича Меншикова

Слайд 19 Одним из хорошо сохранившихся покоев является парадный Ореховый кабинет Меншикова. Небольшая

светлая комната, пять окон которой обращены на Неву, Адмиралтейство, зимний дворец. Стены декорированы ореховым деревом, пол украшает наборный паркет, на потолке плафон с изображением воина – победителя. В Ореховом кабинете хозяин хранил редкости, здесь решались только особо важные дела и принимались важные гости
Одним из хорошо сохранившихся покоев является парадный Ореховый кабинет Меншикова. Небольшая светлая комната, пять окон которой

Слайд 20Одним из самых запоминающихся помещений Меншиковского дворца является  Ореховый кабинет.
Кабинеты предназначались

для хранения раритетов и коллекций. В 1717 году стены были декорированы фанерованным орехом, в их создании приняли участие европейские и русские мастера.
Одним из самых запоминающихся помещений Меншиковского дворца является  Ореховый кабинет. Кабинеты предназначались для хранения раритетов и коллекций.

Слайд 21Красный зал. Для отделки использовались самые дорогие и современные материалы, некоторые

из которых привозились из-за границы, а некоторые изготавливались русскими мастерами
Красный зал. Для отделки использовались самые дорогие и современные материалы, некоторые из которых привозились из-за границы, а

Слайд 22

Ореховый кабинет с деревянными ореховыми панелями с классическим пилястровым ордером живописным на холсте плафоном художника Пильманна, под подрамником которого обнаружена монументальная живопись в технике древнерусских росписей XVII века .Весь плафон в целом мы тоже не увидим как следует, так как, опуская все пять подрамников, оставляем для себя только две ограниченные точки обзора из-под дверных проемов. Постоянное и наиболее нормальное восприятие плафона в архитектуре может быть обеспечено уже другим путем — изготовлением высококачественной факсимильной копии с оригинала в таком же по габаритам помещении, с воссозданием по аналогии соответствующего ему стилевого окружения. Реставрация плафона Пильманна

Слайд 23Анфилада залов

Анфилада залов

Слайд 24Трапезная

Трапезная

Слайд 25

плафон в кабинете живописи

Кабинет живописи


Слайд 26Белая столовая

Белая столовая

Слайд 27
Ценность Меншиковского дворца как памятника архитектуры заключается, таким образом, в сочетании

целого ряда самых разнообразных элементов, конструктивных и декоративных, живо и образно свидетельствующих о процессе развития и поиска новых форм на основе старых, традиционных. Такое сочетание никак нельзя называть «эклектикой», то есть оформлением, когда архитектура украшается компилятивно чем угодно, давно известным и в любых сочетаниях.
Здесь же перед нами проходит как бы процесс отбора, начиная от форм самых наивных и примитивных и кончая элегантными пилястрочками Орехового кабинета, а еще позднее классическим ордером в зале, который не случайно называют «Воронихинским». Но, показывая оптимальное решение каждой такой архитектурной темы, надо увидеть и стадии ее превращений, начиная от рождения и до времени перед реставрацией. Так, тема больших колонн, которые поддерживают арки на площадке второго этажа главной лестницы, существовала, оказывается, и в виде живописи на торцовых стенах этой же площадки. Вопрос о том, что появилось раньше, еще не выяснен, но показать эту живопись, хотя бы в виде музеефикации, конечно, следует, так как это интереснейший пример решения одной и той же архитектурной темы в двух совершенно различных технических приемах, очень, по-видимому, характерный для начала XVIIIвека — эпохи молодости памятника.

Ценность Меншиковского дворца как памятника архитектуры заключается, таким образом, в сочетании целого ряда самых разнообразных элементов, конструктивных

Слайд 28 Первый этаж дворца использовался как служебный и начинался с Больших сеней

(Вестибюля). Отсюда сквозной проход вел во внутренний двор. В центре внутреннего дворика стояла античная скульптура бога солнца и покровителя искусств Аполлона. Далее из дворика  ворота вели в сад, простиравшийся до Малой Невы. Стены Вестибюля были расписаны под мрамор, в нишах были установлены, скульптуры античных богов и героев. 

Большие сени

Первый этаж дворца использовался как

Слайд 29 Дворец представляет собой яркий пример петровского барокко. Главный фасад здания эффектно

подчёркнут пилястрами с каменными капителями и завершается аттиком, в то время, как боковые ризалиты — вычурными фронтонами с позолоченными княжескими коронами и вензелями. Венчает строение высокая Мансарда «с изломом». Парадная акцентирована портиком из деревянных колонн, искусно имитирующих камень или мрамор. Над портиком — лоджия для оркестра, из года в год встречавшего прибывавших по Неве гостей. После постройки боковых двухэтажных флигелей и садовых строений, здание в плане стало замкнутым.


В настоящее  время  дворец  является  филиалом  Государственного Эрмитажа, признан  памятником  архитектуры федерального значения, охраняемым государством

Дворец представляет собой яркий пример петровского барокко. Главный фасад здания эффектно подчёркнут пилястрами с каменными капителями

Слайд 30
Ценность первоначальных форм Меншпковского дворца доказывать не надо, но заключается она,

конечно, не в совершенстве форм и не в том, что памятник был образцом какого-то «Петровского стиля». Именно несовершенство, наивность и подчас примитивное повторение впервые увиденного, искренность непосредственности подкупают нас в «уродливых тосканках» вестибюля пли «безобразных» композитных капителях на колоннах парадной лестницы, которые возмущали Игоря Грабаря и художников Академии художеств.
Такого рода формы — это не «готика», не «Ренессанс», не «ампир» и не эклектическая из них компиляция. Формы эти не имеют ни прототипов, ни аналогий и не могут быть найдены методом математических построений Эти формы не воссоздаются, так как утрачивают главное свое качество — оригинальность и неповторимость нигде и никогда не виданного, а если и воссоздаются, то только условно, среди своих прототипов. Но если уже такая архитектура меняется и приобретает новые качества, то процесс этот никак нельзя понимать только как «искажение» или «уродование» ее первоначального вида. И именно в процессе видоизменений и исканий, особенно на протяжении самых ранних десятилетий своей жизни, Меншиковский дворец отвечал задачам своего времени и сделался действительно прототипом будущего большого стиля. А процесс этот происходил путем не бездумного уничтожения предыдущих форм, но достаточно продуманного максимально возможного их использования.

Ценность первоначальных форм Меншпковского дворца доказывать не надо, но заключается она, конечно, не в совершенстве форм и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть