Презентация, доклад к уроку истории Северные конвои

Северные (союзные) конвои 1941‑1945 гг. ‑ специальные формирования судов с грузами и кораблей охранения, создававшиеся в годы 2‑й мировой войны союзниками СССР по антигитлеровской коалиции для обеспечения их перехода из портов Северной Атлантики в советские северные

Слайд 1


Слайд 2Северные (союзные) конвои 1941‑1945 гг. ‑ специальные формирования судов с грузами

и кораблей охранения, создававшиеся в годы 2‑й мировой войны союзниками СССР по антигитлеровской коалиции для обеспечения их перехода из портов Северной Атлантики в советские северные порты и обратно.
В соответствии с обязательствами, принятыми на Московской конференции 1941 г., США и Великобритания поставляли в северные порты СССР вооружение, военную технику и другие грузы. Возвращались суда из СССР со стратегическим сырьём и другими материалами.
Северные (союзные) конвои 1941‑1945 гг. ‑ специальные формирования судов с грузами и кораблей охранения, создававшиеся в годы

Слайд 3Конвои формировались на базе Лох‑Ю (Великобритания), в Рейкъявике и заливе Хваль‑фьорд

(Исландия). Маршруты их переходов пролегали в зависимости от ледовой обстановки в Гренландском и Баренцевом морях севернее или южнее острова Медвежий (в Норвежском море).
Конвои на север России двигались по довольно узкому коридору между Шпицбергеном и норвежскими берегами с расположенными здесь и в северной Финляндии военно‑морскими и военно‑воздушными базами. Переходы совершались за 10‑14 суток в зоне досягаемости вражеских подводных лодок и надводных кораблей.
В период ледостава движение судов в Белом море обеспечивали советские ледоколы.
Суда конвоев разгружались в Архангельске, Молотовске (Северодвинск) и Мурманск
Конвои формировались на базе Лох‑Ю (Великобритания), в Рейкъявике и заливе Хваль‑фьорд (Исландия). Маршруты их переходов пролегали в

Слайд 5

До конца 1942 года конвои, шедшие на восток, обозначались индексом PQ

(PQ Edwards) ‑ инициалами офицера связи, который передавал судам приказы Адмиралтейства Великобритании. Исключением стал самый первый конвой, получивший кодовое имя "Дервиш". Конвои, шедшие в обратном направлении, получили индекс QP.
С 1943 года и до конца войны конвои стали обозначать JW и RA с порядковыми номерами, начинавшимися с 51‑го.
Обеспечение безопасности перехода конвоев от порта формирования до порта назначения возлагалось на корабли Великобритании. В операционной зоне советского Северного флота охранение усиливалось советскими кораблями и авиацией.
До конца 1942 года конвои, шедшие на восток, обозначались индексом PQ (PQ Edwards) ‑ инициалами офицера связи,

Слайд 7Конвой представлял собой корабельное соединение, состоящее из нескольких десятков транспортных судов

(от 10 до 40 единиц) и трех видов охранения из боевых кораблей: ближнего или непосредственного, состоящего из нескольких эсминцев, корветов и тральщиков (с начала 1943 года в его состав включали эскортный авианосец с противолодочными самолётами); мобильной группы, состоящей из 2-4 крейсеров, следовавших на расстоянии 30 ‑ 40 миль от каравана транспортов, задачей которой было отражение атак надводных кораблей противника; дальнего, действовавшего на расстоянии 150 ‑ 300 миль от каравана и состоявшего из одного линейного корабля, 2 ‑ 3 крейсеров и 3 ‑ 5 эсминцев; его задачей являлось отражение атак тяжёлых кораблей противника.
Конвой представлял собой корабельное соединение, состоящее из нескольких десятков транспортных судов (от 10 до 40 единиц) и

Слайд 12С 1942 г. более 50% торговых судов в конвоях были американскими.
Первый союзный конвой "Дервиш" (6

транспортов, 2 эсминца, 4 корвета, 3 тральщика) прибыл в Архангельск 31 августа 1941 г., доставив 10 тонн каучука для военной промышленности, 16 истребителей вместе с летным составом, стрелковое оружие, продовольствие и медикаменты.
В 1941 г. Германия, рассчитывая на "молниеносную войну" против СССР, не придавала серьёзного значения союзным конвоям и не предпринимала активных боевых действий против них.
В первые полгода Великой Отечественной войны с июля по декабрь 1941 года свыше 40% поставок в СССР из‑за рубежа шло именно через северные порты.
В начале 1942 года немецкое командование осознало весь масштаб северных конвоев союзников. По приказу Гитлера на север была переброшена мощная группировка военных кораблей во главе с самым большим немецким линкором "Тирпицем". На море активировались действия фашистских подводных лодок. Немецкая авиация имела значительный перевес в воздухе, а маршруты конвоев в отдельных местах проходили всего в 10 минутах лета от аэродромов противника. В результате союзники начали нести потери. Сильным ударам с воздуха подвергались также Мурманск и Архангельск.
С 1942 г. более 50% торговых судов в конвоях были американскими.Первый союзный конвой 

Слайд 14

В июле 1942 года был разгромлен конвой PQ‑17. Вследствие плохой организации охранения

потоплено 23 судна из 34. Было потеряно 210 самолетов, 430 танков, 3530 грузовых автомобилей, около 100 тысяч тонн стального листа, каучука и различных боеприпасов. Из состава команд судов погибло 153 человека.
Советское командование увеличило количество авиации Северного флота, которая вела разведку, прикрывала конвои с воздуха, наносила удары по базам, аэродромам и силам флота противника в море. Советские подводные лодки развертывались у вражеских баз и на вероятных путях перехода нем. крупных надводных кораблей.
В июле 1942 года был разгромлен конвой PQ‑17. Вследствие плохой организации охранения потоплено 23 судна из 34. Было

Слайд 17Всего в 1941-1945 гг. в советские порты прибыл 41 конвой и

ушло из них 36.
Корабли Северного флота для их защиты совершили 838 выходов в море.
Из 813 транспортов, следовавших в составе конвоев в советские порты, противник потопил на переходе 61; 33 транспорта по различным причинам возвратились в свои базы.
В обратном направлении вышло 713 транспортов, из них погибло 30 и возвратилось в порты отправления 8. Союзные и советские надводные корабли и палубная авиация, входившие в состав конвоев и сил прикрытия, а также базовая авиация, наносившая удары по пунктам базирования нем. кораблей, потопили 17 ПЛ, 2 линкора и 3 эсминца.
Всего в 1941-1945 гг. в советские порты прибыл 41 конвой и ушло из них 36. Корабли Северного

Слайд 20Арктические конвои привели к значительным изменениям в расстановке морских сил с

обеих сторон, что оказало существенное влияние на ход боевых действий на море на других театрах боевых действий

Ближе к концу войны военное значение поставок, доставляемых арктическими конвоями стало скорее всего символическим[источник не указан 458 дней], но по настоянию Сталина они продолжались в течение длительного времени после того, как на Восточном фронте был достигнут перелом в пользу СССР


Арктические конвои привели к значительным изменениям в расстановке морских сил с обеих сторон, что оказало существенное влияние

Слайд 21 В Мурманске установлен памятник участникам Северных конвоев.

В Мурманске установлен памятник участникам Северных  			конвоев.

Слайд 22В Архангельске на Набережной установлен памятник погибшим героям-морякам

В Архангельске на Набережной установлен памятник погибшим героям-морякам

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть