Слайд 1Русская культура
1 половины XVIII века
Слайд 316 мая 1703 г. на Заячьем острове в устье Невы была
заложена первая постройка города — крепость Санкт-Питер-Бурх, вскоре переименованная в Петропавловскую в честь апостолов Петра и Павла. Архитектор-Жозеф Ламбер де Герена. Крепость имела 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк
Слайд 4Бастион- (итал. bastionato — всякая выступающая постройка) пятиугольное фортификационное сооружение с двумя
фасами и двумя фланками
Куртины- (итал. cortina — завеса) часть крепостного вала или стены между бастионами
Равелин - (лат. ravelere — отделять) — фортификационное сооружение треугольной формы, располагавшееся перед куртиной впереди крепостного рва в промежутке между бастионами, служащее для перекрёстного обстрела подступов к крепостному обводу, поддержки своим огнем соседних бастионов.
Кронверк- (нем. Kronwerk — коронообразное укрепление) — наружное вспомогательное укрепление, служившее для усиления крепостного фронта и состоявшее из одного бастиона и двух полубастионов на флангах, придававших ему вид короны.
Слайд 5Петропавловский собор, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко. В данный
момент собор, высота которого составляет 122,5 м., является самым высоким из построенных зданий Санкт-Петербурга. Архитектор- Д.Трезини
Слайд 6
Для того чтобы Россия укрепилась на Балтийском море, на отвоёванной у
шведов земле Пётр I основал новую столицу — Санкт-Петербург. Название его тогда звучало немного иначе — Санкт-Питер-Бурх, что означало «крепость Святого Петра» (апостол Пётр был небесным покровителем русского монарха).
Место оказалось удачным, но строить на болотистых почвах было необыкновенно трудно: приходилось вбивать под каждое здание множество дубовых свай.
По замыслу Петра I, прежде всего нужно было застроить и заселить острова в устье Невы. При такой планировке река с её многочисленными рукавами и прорытые позже каналы становились главными магистралями Петербурга, почти как в Венеции или в Амстердаме (его и взял за образец русский царь).
Слайд 7На Васильевском острове начали возводить каменные дома для дворян, например великолепный
дворец сподвижника Петра I Александра Даниловича Меншикова, часто служивший местом торжественных царских приёмов. Именно там чествовали команду первого иностранного корабля, пришедшего в новый порт из Голландии.
Слайд 8Дворец в стиле Петровского барокко, первое каменное здание Санкт-Петербурга[1]. Проект воплощён
в жизнь стараниями приглашённых зодчих Джиованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шеделя
Слайд 10К середине 20-х гг. на Васильевском острове появились и другие постройки.
До сих пор украшают набережную Кунсткамера (1718— 1734 гг.), первый в России музей, и здание Двенадцати коллегий — министерств Петровской эпохи.
Слайд 11Кунстка́мера — кабинет редкостей. Первоначально располагалась в Кикиных палатах. Это единственный сохранившийся
до нашего времени дом адмирала-советника и одного из сподвижников Петра I — Александра Кикина. Он был построен в 1714—1720 годах недалеко от Смольного (возможно, Андреасом Шлютером). В 1718 году Кикин был казнён за организацию побега из России царевича Алексея Петровича, а его дом взят в казну.
Слайд 12Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные
преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей
Слайд 13Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который
и разработал проект здания. После него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие архитекторы: Гербель, Киавери, Земцов. Строительство продвигалось очень медленно, с большими перерывами. К началу 1725 года, когда Пётр умер, были возведены лишь стены. В 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции
Слайд 14Здание Двенадцати коллегий — памятник архитектуры на Васильевском острове. Здание выполнено в
стиле петровское барокко и состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций. Начало строительства под руководством архитектора Доменико Трезини
Слайд 15В разные времена в здании располагались высшие органы государственного управления (коллегии),
позже Главный педагогический институт и Санкт-Петербургский университет
Слайд 16Чуть выше по течению Невы располагался Летний дворец (1710— 1714 гг.,
архитекторы Доменико Трезини, который Пётр подарил своей жене Екатерине Алексеевне. Он очень гордился окружавшим это здание Летним садом, лично выписывал для него из-за границы диковинные растения.
Слайд 17Кабинет и спальня Петра I в Летнем дворце
Слайд 18В 1710-е годы начались активные ландшафтные и архитектурные работы по строительству
усадьбы Петра I. В 1714 году были заложены Большой Петергофский дворец, Большой грот с каскадами, Монплезир и другие сооружения Нижнего парка.
Слайд 19Панорама с площадки Большого дворца
Слайд 21Ме́ншикова ба́шня, Це́рковь Арха́нгела Гаврии́ла на Чи́стых пруда́х в Москве
Церковь была
первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова. Авторами проекта в современных изданиях называют Ивана Зарудного[1], предполагают участие Доменико Трезини, являлась домовой церковью Меньшиковых
Слайд 22Петербург был построен по европейским меркам необычайно быстро, за несколько десятилетий.
В первые годы после его основания там ещё бродили дикие звери (в 1714 г. волки даже загрызли часового на посту). А спустя всего семь лет, в 1721 г., улицы Петербурга уже освещало около тысячи фонарей. Чтобы быстрее воплотить замысел Петра, сюда собрали лучших мастеров, а по всей стране запрещено было строить каменные дома.
Слайд 24Основатель русской портретной школы XVIII века. Родился в Москве, сын священника
Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.
Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской.
Иван Никитич Никитин, 1690-1742
Слайд 26Портреты напольного гетмана и канцлера Головкина
Слайд 27Алексей Федорович Зубов, 1682-1750
Новым явлением в изобразительном искусстве 1 четверти XVIII
века России стала гравюра, пришедшая из Европы.
Сначала живописец при Оружейной палате, с 1699 обучался у Адриана Шхонебека «грыдоровать гербы» (для гербовой бумаги). Для доказательства своих познаний в гравировании, Зубов уже в 1701 представил в Оружейную палату копию с голландской Библии 1674, за подписью: «по фрески Сошествие Святого Духа».
С 1714 года Зубов работал в Санкт-Петербурге. Был старшим мастером при Санкт-Петербургской типографии.
После отставки он вынужден был, как и его брат, превратиться в мастера народных лубочных картинок. Умер мастер в бедности и безвестности.
Слайд 28Торжественное вступление русских войск в Москву после Полтавской победы 21 декабря
1709 г.
Слайд 294 пленных Шведских фрегата, введённые в Неву после победы в битве
при Гренгаме, конец 1720-х.
Слайд 30Летний дворец Петра I и Летний сад в Санкт-Петербурге, 1716 год