Слайд 1
Тема: «Основы логики М.В. Ломоносова».
«Кегультинская средняя общеобразовательная школа», ученица 9
класса.
Учитель: Кардашова Анна Геннадьевна, учитель истории в МОУ «Кегультинская средняя общеобразовательная школа».
2011 год
Слайд 2Объект исследования: логика как наука о мышлении; личность и творчество великого
мыслителя Михаила Васильевича Ломоносова.
Цели: выявить идеи М.В. Ломоносова о логике как о науке; определить развитие логики и риторики в России.
Задачи: выяснить, что представляет собой логика; каковы ее результаты и методы, где они используются, а также определить как представляет в своих размышления М.В. Ломоносов логику и риторику.
Слайд 3Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что значит «мысль», «слово»,
«разум», «закономерность», и используется для обозначения как совокупности правил, котрым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах в которых оно осуществляется.
Первый русский фундаментальный труд по логике, написанный основоположником материалистической философии и логики в России – Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711-1765), называется "Краткое руководство к красноречию". (1748). Из философских дисциплин М. В. Ломоносов особое значение придавал логике, "поскольку она доказывает то, что утверждает". О значении логики Ломоносов говорил, что для познания и правильного поведения необходим природный рассудок, подкрепленный "логикою, которая после грамматики есть первая путеводительница ко всем наукам".
Слайд 4М. В. Ломоносов держался того взгляда, что между теорией и практикой
существует самая тесная, неразрывная связь и поэтому истинный ученый должен быть одновременно и теоретиком и практиком в своей области.
«Занимающиеся одной практикой - не истинные химики. Но и те, которые услаждают себя одними умозрениями, не могут считаться истинными химиками».
Слайд 5
Формальная логика изложена М. В. Ломоносовым в связи с риторикой. В
1743 г. М. В. Ломоносов написал сочинение «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия».
Риторика М. В. Ломоносова состояла из трех частей: «О изобретении», «О украшении» и «О расположении».
Поскольку целью красноречия Ломоносов считает убедить в истинности того, что говорится («слушателей и читателей о справедливости речи удостоверить»), он счел необходимым изложить в этом сочинении и основы логики.
Слайд 6Михаил Васильевич Ломоносов.
Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов (родился 8 (19) ноября 1711, в деревне
Мишанинская, Россия — 4 (15) апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Действительный член Академии наук и художеств (адъюнкт физического класса с 1742, профессор химии с 1745).
Слайд 7Риторика М.В. Ломоносава.
«Риторика есть учение о красноречии вообще... В сей
науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретенное украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части - на изобретение, украшение и расположение».
При публичном выступлении («распространении слова») «наблюдать надлежит:
1)чтобы в подробном описании частей, свойств и обстоятельств употреблять слова избранные и убегать (избегать) весьма подлых, ибо оне отнимают много важности и силы и в самых лучших распространениях;
2) идеи должно хорошие полагать напереди (ежели натуральный порядок к тому допустит), которые получше, те в середине, а самые лучшие на конце так, чтобы сила и важность распространения вначале была уже чувствительна, а после того отчасу возрастала».
Слайд 8Простые идеи-понятия.
Ломоносов развивает материалистическое учение о понятии. Он говорит, что
идеи суть «представления вещей или действие в уме нашем».
ИДЕИ
простые сложные
1 представление + 2 представление
(суждения, умозаключения и доказательства)
К примеру «ночь, представленная в уме, есть простая идея, но когда себе представишь, что ночью люди после трудов покоятся, тогда будет уже сложенная идея, для того, что соединятся пять идей, то есть о днях, о ночи, о людях, о трудах и о покое».
Слайд 9ИДЕИ
РОД ВИД
единичные («особенные») вещи
Так,
река есть род, виды этого рода: Нева, Двина, Днепр, Висла и т. д. От отношения рода к его видам Ломоносов отличает отношение целого к его частям. Целое есть соединение его частей. Так, город состоит из улиц, домов, башен, которые являются его частями.
Слайд 10СВОЙСТВА ВЕЩЕЙ
материальные «жизненные»
К материальным свойствам он относит
те, которые одинаково присущи как одушевленным, так и неодушевленным телам. Это - величина, фигура, тяжесть, твердость, упругость, движение, звон, цвет, вкус, запах, теплота, холод и т. д.
Слайд 11 М. В Ломоносов рассматривает все психическое как свойство высокоорганизованной материи.
Он относит к «жизненным» свойствам - свойства принадлежат к одушевленным вещам, из которых, во-первых душевные дарования: понятие, память, соображение, рассуждение, произволение.
Второе - страсти: радость и печаль, удовольствие и раскаяние, честь и стыд, надежда и боязнь, упование и отчаяние, гнев и милосердие, любовь и ненависть, удивление, желание и отвращение.
Третьи - добродетели: мудрость, благочестие, воздержание, чистота, милость, благодарность, великодушие, терпение, праводушие, незлобие, простосердечие, искренность, постоянство, трудолюбие, дружелюбие, послушание, скромность.
Четвертое - пороки: безумие, нечестие, роскошь, нечистота, лютость, скупость, неблагодарность, малодушие, нетерпеливость, лукавство, злоба, лицемерие и лесть, дерзость, непостоянство, леность, сварливость, упрямство, грубость, самохвальство.
Пятое - внешнее состояние: благородие и неблагородие, счастие и несчастие, богатство и убожество, слава и бесславие, власть и безвластие, вольность и порабощение.
Шестое - телесные свойства и дарования: возраст, век, пол, сила, красота, здравие, проворность. Седьмое - чувства: зрение, слух, обоняние, вкушение, осязание.
Слайд 12«ИМЕНА»
действие страдание
Например: «сильный ветер
море волнует»
Слайд 13ВРЕМЯ
указательное количественное
Когда?
Как долго?
Например: плоды собираются в осень. Например: Август, цесарь римский, царствовал сорок
четыре года
Слайд 14Сложные идеи-суждения.
Суждение – это сложная идея.
Состоит из трех частей:
из
подлежащего (то, о чем мы мыслим),
сказуемого (то, что мы мыслим о подлежащем)
связки, соединяющей подлежащее со сказуемым.
Суждения - предложения Ломоносов делит на утвердительные и отрицательные, на общие и особенные (единичные).
В качестве поясняющих примеров приводятся для общего суждения: «Всяк человек есть, смертен», а для особенного: «Семироний есть великодушен». Общее понятие всегда есть некий род, а единичное всегда есть только вид.
Это нововведение Ломоносова оказывает большое влияние на его учение об умозаключениях, вызывая реформу учения о категорическом силлогизме.
Слайд 15Доводы.
Изобретение и соединение идей и распространении слова.
Возбуждение и утоление страстей, во-первых,
нужно проследить три вещи: 1) состояние самого ритора, 2) состояние слушателей, 3) действие к возбуждению и сила красноречия.
Учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество других факторов.
Тема выступления.
Голос и интонация.
Слайд 16По учению Ломоносова, доводы состоят из одного или нескольких связанных между
собой силлогизмов, силлогизм же состоит из трех рассуждений, из которых два первые называются посылками, а третье, которое выводится из посылок, называется «следствием».
Посылки бывают 1) или обе общие или 2) одна общая, а другая особенная, 3) обе утвердительные или 4) одна утвердительная, а другая отрицательная. В первом случае следствие должно быть всегда общее, во втором - всегда особенное, в третьем - всегда утвердительное, в четвертом - всегда отрицательное.
Слайд 17Пример первого и третьего:
Всяк, кто закон хранит, есть богу приятен.
Но
всяк добродетельный закон хранит.
Следовательно, всяк добродетельный есть богу приятен.
Пример второго и четвертого:
Всяк благоразумный рассуждает о будущем.
Но Семпроний не рассуждает о будущем.
Следовательно, Семпроний неблагоразумен.
Ежели обе посылки будут особенные или отрицательные, то ничего не следует.
Слайд 18Ученье Ломоносова о категорическом силлогизме, который он называет «прямым силлогизмом», является
новым, оригинальным. Он утверждает, что если обе посылки общие, то и заключение всегда должно быть общим.
Силлогизме заключает в себе указание на причину того, что утверждается или отрицается в заключении (Взгляд Ломоносова на природу силлогизма на примере: «Ни одна рыба не есть млекопитающее животное, все киты - млекопитающие животные; следовательно, киты не рыбы» - следует, по Ломоносову, представлять в следующем виде: «Ни одна рыба не есть млекопитающее животное; всякий кит есть одно из млекопитающих животных; ни один кит не рыба, потому что он животное млекопитающее»).
О значении логики Ломоносов говорит, что для познания и правильного поведения необходим природный рассудок, подкрепленный «логикою, которая после грамматики есть первая -предводительница ко всем наукам». В частности, о познавательном значении умозаключений он говорит, что посредством них познаются скрытые от нашего непосредственного восприятия процессы природы, а также благодаря им открываются причины явлений.
Слайд 19Риторические способности.
Ломоносов говорит об украшении речи, которое состоит «в чистоте штиля,
в течении слова, в великолепии и силе оного. Первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто».
Рассматривая плавность течения слова, Ломоносов обращает внимание на продолжительность словесных периодов, чередование ударений, воздействие на слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению речи способствует включение в нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений. Причем все это надо употреблять в меру, добавляет ученый.
«Что пользы есть в великом множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом? Храброго вождя искусство состоит не в одном выборе добрых и мужественных воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков».
«Слова» и «Речи» ученого всегда привлекали множество слушателей и проходили с неизменным успехом. Известный русский просветитель Н.И. Новиков вспоминал, что слог Ломоносова «был великолепен, чист, тверд, громок и приятен», а «нрав он имел веселый, говорил коротко и остроумно и любил в разговорах употреблять острые шутки».
Слайд 20Заключение
Логика как наука о мышлении первоначально возникает в связи с развитием
практики ораторского искусства, как часть теории риторики. По мнению специалистов, после выхода в свет "Краткого руководства к красноречию" М.В. Ломоносова, все последующие русские риторики основывались именно на нем. Таким образом, идеи в творчестве этого великого мыслителя на многие годы определили развитие логики и риторики в России.
В настоящее время логика представляет собой весьма разветвленную и многоплановую науку, результаты и методы которой активно используются во многих областях теоретического познания, в том числе и непосредственно связанных с рядом современных направлений практической деятельности. Она находит применение в философии, математике, психологии, кибернетике, лингвистике и др.
Слайд 21Список используемой литературы:
1. Кобзарь В. И. Логика в вопросах и ответах.
М., 2009.с 341.
2. «Маковельский А.О. История логики.»: Кучково поле; 2004, с.441-449.
3. http://litanalitik.org.ua
4. Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию. Поли. собр. соч.: В 11т. М., 1952. Т. 7, С. 91-378.
5. А.Д. Гетманова «Логика», университетский учебник, Москва – 2009 г., «Омега-Л»