Слайд 1Вводный урок. Краткая характеристика курса.
Проблемы исторического познания.
Слайд 2Дать определение понятию
История –
1. От (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) —
гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом;
2. В более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.
Слайд 3Процесс исторического познания
Исторический источник
(имеет автора)
Анализ и сопоставление различных источников ученым
Историческое
знание (реконструкция событий, явлений и процессов)
Первый уровень субъективности
Второй уровень субъективности
ВСЕГДА
субъективно
Историческая наука стремится к достижению объективного знания о прошлом, но постижение истины в истории- процесс постоянного приближения к реальности.
Слайд 4Виды исторических источников
Исторические источники –комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно
отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе
Слайд 5Виды исторических источников
Исторические источники
ПИСЬМЕННЫЕ
ВЕЩЕСТВЕННЫЕ
УСТНЫЕ
ФОТОДОКУМЕНТЫ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ
ФОНОДОКУМЕНТЫ
Слайд 6Исторические дисциплины
Антропология
Археография
Архивоведение
Архонтология
Бонистика
Генеалогия
Геральдика
Дипломатика
Историческая география
Историческая методология
Историческая
метрология
Источниковедение Краеведение
Медиевистика
Нумизматика
Палеография
Сфрагистика
Фалеристика
Хронология
Эортология
Эпиграфика
Этнография
Слайд 7Исторические периоды
В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:
Слайд 8Доисторический период
Описывает историю человечества до появления первой письменности.
Историки опираются в
своих предположениях на знания, полученные от археологов, антропологов, геологов, астрономов, палеонтологов и биологов.
Происходит зарождение человека, как биологического вида.
Человечество предпринимает первые шаги к духовному развитию: к постижению религии (поклонение солнцу, огню, ветру) и культуры (наскальная живопись).
Слайд 9Древний мир
Начинается с изобретения письменности древними шумерами.
Переход от первобытно-общинного строя
к рабовладельческому.
Образование первых государствобразования: Ассирия, Древний Египет.
Период наивысшего расцвета -время существования Римской Империи.
Слайд 10Геродот Галикарнасский – отец истории
(484 до н. э. — 425 до н.
э.) — древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата — «Истории», — описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов.
Цицерон :«Геродот - отец истории».
Слайд 11Средние века
Начинается с падения Западно-Римской Империи.
Германские государства, славянские народы принимают
христианство.
Влияние церкви на развитие общества,
Слайд 12Новое время
Начало Нового Времени в Европе - переход контроля над всеми
аспектами жизни общества от религиозных властей к светским.
Образование колониальных империй.
Промышленная революция: изобретение ткацкого станка, паровой машины и т.д.
Буржуазные революции (республиканская формой правления или конституционная монархия).
Слайд 13Новейшая история – XX – XXI век
Начало периода а- возрастающее господство
в мире США.
Появления первой коммунистической страны в мире – Советского Союза.
Депрессия 30-х годов,
Первая Мировая война - некоторые государства исчезли с карты мира.
Вторая Мировая война -после окончания войны между союзникам разгорелась “Холодная война”.
Характеризуется наличием огромного количества документов, которые предоставляют историкам широкое поле для деятельности.
Слайд 14Материалистическое понимание истории
Марксизм – учение К.Маркса и Ф.Энгельса (19 в.)
Движущая сила
истории – борьба между классами (имущими и неимущими)
Классы – большие группы людей, различающиеся их местом в обществе
История – это смена общественно- экономических формаций
Слайд 15Формационный подход к истории
Общественно- экономическая формация:
Первобытно – общинная ОЭФ
Рабовладельческая ОЭФ
Феодальная
ОЭФ
Капиталистическая ОЭФ
Коммунистическая ОЭФ
Слайд 16 В основе ОЭФ – способ производства материальных благ
Духовная сфера вторична
по отношению к материальной
Роль личности в истории вторична по отношению к роли масс
Марксизм привлекателен своей простотой
Слайд 17Цивилизационный подход к истории
История развивается как существование локальных цивилизаций, проходящих определенные
этапы в своем развитии
Автор – Вико Д.(1667-1744 гг.)
Теорию развивали- Данилевский,Шпенглер, Тойнби, Гумилев и др.
Слайд 18Теория мирового цивилизационного развития
Авторы- У.Ростоу, Дж.Гэлбрейт, Бэлл,Тоффлер
Движущая сила истории – расширение
горизонтов знания, модернизация во всех сферах жизни общества
Слайд 19Какие факторы повлияли на особенность развития российской цивилизации?
Особенности исторического развития России
Слайд 20Влияние географического положения
Удаленность от морских и океанских путей
Беспредельные открытые пространства, равнина.
Постоянное
пребывание между Востоком и Западом
Суровая природа
Отдаленность от центров мировых цивилизаций – Греции и Рима
Тайга
Колонизация страны её собственным населением
Развитая речная сеть
Слайд 21Беспредельные открытые пространства, равнина.
Постоянное противоборство с кочевниками
Постоянное расширение территории
Сближение
народов, обмен опытом
Нет национальной замкнутости, национализма, уважительное отношение к другим народам. Национальная пестрота населения
Слайд 22Постоянное пребывание между Востоком и Западом
РОССИЯ
ЗАПАД
ВОСТОК
Это не Россия находится между
Западом и Востоком. Это Восток и Запад находятся справа и слева от России.
В.В.Путин
Россия - это мост между Западом и Востоком
Слайд 23Удаленность от морских и океанских путей
Замедленность развития
Стремление выйти из «закрытого» состояния
1)традиционно милитаризированное общество
2) сильная централизованная власть
Слайд 24Суровая природа, короткое лето и длинная зима. Тайга. Развитая речная сеть
Упорный, несгибаемый, суровый народ
Общинная психология, чувство коллективизма, упорство, изобретательность
Развитое деревянное строительство
Развитие внутренней торговли
Слайд 25Отдаленность от центров мировых цивилизаций – Греции и Рима
ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ
РОССИЯ
Получили наследство
Рима и Греции (хозяйственный опыт, духовную культуру, организацию армии, законы, религию)
Византия, кочевники
Слайд 26Колонизация страны её собственным населением
Слайд 27Подведение итогов
Какие факторы определили своеобразие российской цивилизации?
Стр.12 № 4
Слайд 28Домашнее задание:
Прочитать уч. «История России» стр. 4-12
Ответить на вопрос «Что дает
человеку изучение истории своей страны» - письменно