Слайд 1Презентация к интегрированному уроку по теме: «Историко-литературный процесс конца 19 -
начала 20 веков. Серебряный век русской литературы».
Слайд 2План урока.
1.Историко-культурные предпосылки Серебряного века.
2. Модернистские литературные направления начала 20 века.
3.
Серебряный век русской литературы и его значение.
4.Рефлексия. Буктрейлер. Серебряный век русской поэзии.
Слайд 3 Историко-культурная ситуация
(1890-1917).
На рубеже веков Россия переживала перемены во всех областях
жизни. Этот рубеж характеризуется предельной напряженностью , трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории.
Слайд 4Какие исторические события и личности здесь изображены?
Слайд 11Важнейшие исторические события начала 20 века, произошедшие в России.
1.Три революции (
1905г., Февральская и Октябрьская 1917г.,)
2. Русско-японская война 1904-1905 гг.
3. Первая мировая война 1914-1918 гг.
4. Гражданская война 1918 -1921гг.
Слайд 12Внутриполитическая обстановка.
Три политические силы, которые противоборствовали между собой:
Защитники монархизма;
Сторонники буржуазных реформ
(либеральные реформы «сверху»; «социальный переворот, какого еще не видела Россия» . П.А.Столыпин)
Идеологи пролетарской революции (перемены путем «ожесточенной кипучей войны классов, которая называется революцией». Ленин)
Слайд 13Научные открытия перевернули представления о познаваемости мира. Естествознание, казалось, постигло все
тайны мира. Отсюда вера в силу человеческого разума, возможность покорения природы.
«Природа не храм, а мастерская…»
Слайд 17
- открытие рентгеновских лучей;
- определение массы электрона;
- исследование радиации;
- создание квантовой
теории;
- изобретение беспроволочной связи;
- периодическая система химических элементов…
ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ
Слайд 18Научные открытия явились основой сдвига в общественном сознании. Это привело к
поискам объяснений новых явлений, к неудовлетворенности основами духовной жизни.
«Материя исчезла….» Интерес к философии пессимизма, тяга к мистицизму
(Шопенгауэр, В.Соловьев)
Слайд 20Поэт-философ Д.Мережковский
писал: « Это время самого крайнего материализма и вместе с
тем самых страстных идеальных порывов духа. ….борьба двух взглядов на жизнь, двух противоположных мировоззрений…»
Слайд 21Философская мысль начала 20 века.
В поисках объяснения происходящих в обществе процессов
все чаще становились обращения к религиозной мысли:
«Всё живёт теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни…»
( А.Волынский)
Слайд 22Болезненная реакция на социальную борьбу, на призывы к насилию породила неорелигиозные
искания эпохи.
Проповедям классовой ненависти были противопоставлены христианские заветы Добра, Любви, Красоты. Учение Христа – путь к спасению трагически разобщенного и отчужденного человечества.
«Религиозный ренессанс».
Философы нового времени ( Бердяев, Розанов, Мережковский и др.) говорили о приобщении слабого, заблудшего человека к божественной истине.
Слайд 24Мережковский мечтал о создании на земле небесно-земного царства, основанного на принципах
божественной гармонии.
Бердяев «новое сознание» понимал как внутреннее «слияние с христом»
Слайд 25Идеи Ницше.
Обличал христианство как помеху на пути личности к её
сверхчеловеческому состоянию.
«Бог умер!» Ницше утверждал, что вместо богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого не существует «старая мораль»: «нищих надо бы совсем уничтожить», «падающего толкни»…
Слайд 27Искусство, литература послужили художественной формой для выражения философских идей. Новая литература
призвана была стать способом постижения истины, установления мировой гармонии.
Слайд 28Литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и
поисков эпохи, получила название Серебряного века.
- развитие реализма ( авторские раздумья о судьбах человека и мира; обращение к библейским мотивам и образам)
- модернистские течения (символизм, акмеизм, футуризм).Верили в божественную, преобразующую, творящую роль искусства, а поэтов, художников отождествляли с пророками. Охватил все рода искусств.
Слайд 29Заключение.
Модернисты и реалисты не принимали друг друга и вступали в острую
полемику между собой. Но имея разные принципы они обогатили литературу талантливыми произведениями.