Презентация, доклад Истории России на тему Литература древней Руси ( 6 класс)

Содержание

О существовании у восточных славян письменности в дохристианский период свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия.

Слайд 1Литература Древней Руси

Литература Древней Руси

Слайд 2О существовании у восточных славян письменности в дохристианский период свидетельствуют многочисленные письменные источники

и археологические находки. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия.
О существовании у восточных славян письменности в дохристианский период свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки. Создание славянской азбуки связывают

Слайд 3Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица),

на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии.
Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы

Слайд 4Кирилл и Мефодий иконы

Кирилл и Мефодий иконы

Слайд 5Кирилл и Мефодий  — братья из города Солуни (ныне Салоники),

создатели старославянской азбуки и церковно-славянского языка, христианские проповедники.
Канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В славянском православии почитаются как святые равноапостольные «учи́тели слове́нские». Принятая очерёдность упоминания: в научных и научно-популярных текстах — сначала Кирилл, а потом Мефодий; в церковно-богослужебном обиходе — в обратном порядке (вероятно потому, что Мефодий имел более высокий сан, нежели его младший брат).

Кирилл и Мефодий

Кирилл и Мефодий  — братья из города Солуни (ныне Салоники),   создатели старославянской азбуки и церковно-славянского языка, христианские проповедники.Канонизированы и почитаются как святые и на

Слайд 6На рубеже IX—X веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна

распространённого здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позже название кириллица
На рубеже IX—X веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространённого здесь греческого письма и тех

Слайд 7Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры.

Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке.
Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство

Слайд 8Князь Владимир иконы

Князь Владимир иконы

Слайд 9О распространении грамотности среди различных слоёв городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные

во время археологических раскопок в Новгороде и других городах. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т.п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту.

Берестяные грамоты

О распространении грамотности среди различных слоёв городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде и других

Слайд 10Большая часть памятников письменности домонгольского периода погибла во время многочисленных пожаров

и иноземных нашествий. Сохранилась только их незначительная часть. Древнейшими из них являются «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году, и два «Изборника» князя Святослава Ярославовича 1073 и 1076 годов.
Большая часть памятников письменности домонгольского периода погибла во время многочисленных пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась только их

Слайд 11Переписка книг велась, в основном, в монастырях. Ситуация изменилась в XII веке,

когда в крупных городах также возникло ремесло «книжных описателей». Это говорит о возрастающей грамотности населения и возросших потребностях в книгах, которую не могли удовлетворить монастырские писцы. Переписчиков книг содержали при себе многие князья, а некоторые из них и переписывали книги самостоятельно.
Переписка книг велась, в основном, в монастырях. Ситуация изменилась в XII веке, когда в крупных городах также возникло

Слайд 12Нестор летописец скульптура и икона

Нестор летописец скульптура и икона

Слайд 13В то же время, основными центрами книжности продолжали оставаться монастыри и соборные

церкви, где существовали специальные мастерские с постоянными коллективами переписчиков. Они занимались не только перепиской книг, но и вели летописи, создавали оригинальные литературные произведения, переводили иностранные книги. Одним из ведущих центров этой деятельности был Киево-Печерский монастырь, в котором сложилось особое литературное направление, оказавшее большое влияние на литературу и культуру Древней Руси.
В то же время, основными центрами книжности продолжали оставаться монастыри и соборные церкви, где существовали специальные мастерские с

Слайд 14Митрополит Иларион, автор известного произведения «Слово о законе и благодати», датируемого серединой

XI века. В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси. Использовав форму церковной проповеди, Иларион создал политический трактат, в котором нашли отражение злободневные проблемы русской действительности. Противопоставляя «благодать» (христианство) «закону» (иудаизм), Иларион отвергает свойственное иудаизму понятие богоизбранничества и утверждает идею перенесения небесного внимания и расположения с одного избранного народа на все человечество, равноправия всех народов.
Митрополит Иларион, автор известного произведения «Слово о законе и благодати», датируемого серединой XI века. В этом произведении чётко

Слайд 15Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя — справедливого правителя, затрагивало

насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение» является произведением светского характера. Оно проникнуто непосредственностью человеческих переживаний, чуждо отвлечённости и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни.
Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя — справедливого правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской

Слайд 16Игумен Дании́л или Дании́л Пало́мник — православный монах, священник, первый русский паломник, оставивший описание Святой земли.

«Хожение

игумена Даниила»
Игумен Дании́л или Дании́л Пало́мник — православный монах, священник, первый русский паломник, оставивший описание Святой земли.«Хожение игумена Даниила»

Слайд 17Игумен Даниил совершил паломничество в Святую землю в 1104—1106 годах. Он описал своё путешествие в книге

«Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли», которая стала древнейшим из русских описаний паломничества в Святую землю и образцом для последующих описаний, а также является одним из наиболее заметных произведений древнерусской литературы в целом. «Хождение…» было очень популярным на Руси, сохранилось более 150 его списков. О жизни самого игумена Даниила известно очень мало. Вероятнее всего он постригся в монахи в Киево-Печерском монастыре. Общепринято, что он был клириком Черниговской земли, кроме того, Н. М. Карамзин высказал гипотезу о том, что после окончания паломничества «сей путешественник мог быть Юрьевским епископом Даниилом, поставленным в 1113 году» и умершим 9 сентября 1122 года.

Игумен Даниил совершил паломничество в Святую землю в 1104—1106 годах. Он описал своё путешествие в книге «Житие и хождение игумена Даниила из

Слайд 18Ру́сская Пра́вда — сборник правовых норм Киевской Руси, датированный различными годами, начиная с

1016 года. Является основным письменным источником русского права. Связана с Ярославом Мудрым. Сохраняла своё значение до XV—XVI веков.

Русская Правда

Ру́сская Пра́вда — сборник правовых норм Киевской Руси, датированный различными годами, начиная с 1016 года. Является основным письменным источником русского

Слайд 19Первооткрывателем Русской Правды для исторической науки является В. Н. Татищев, обнаруживший Краткую её редакцию.
Русская Правда содержит

нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древнерусского государства.

Первооткрывателем Русской Правды для исторической науки является В. Н. Татищев, обнаруживший Краткую её редакцию.Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником

Слайд 20Уголовные санкции
Княжеские штрафы и частные вознаграждения в Русской Правде исчислялись в гривнах, кунах, гривнах

кун и других денежных единицах.
Штрафы в пользу князя
Вира — штраф за убийство свободного человека («а в холопѣ и в робѣ виры нѣтуть», ст. 84 Пространной Правды). Величина виры зависела от знатности и общественной значимости убитого. За княжеского мужа, тиуна огнищного и конюшего платилась вира в 80 гривен. За княжеского отрока, конюха, повара или простого свободного мужчину без определенного социального статуса платилась вира в 40 гривен. За убийство ремесленника или ремесленницы полагалось наказание в 12 гривен, за смерда и холопа - 5 гривен, за рабыню — 6 гривен, за рядовича - 5 гривен, за тиуна княжеского сельского или руководящего пахотными работами — 12 гривен, за кормильца - 12 гривен, столько же и за кормилицу, "хотя си буди холопъ, хотя си роба" (даже если это холоп или рабыня). За убийство свободной женщины без определенного социального статуса платилась вира в 20 гривен.
Полувирье — штраф за тяжкие увечья свободному человеку: «Аче ли утнеть руку, и отпадеть рука или усохнеть или нога, или око, или нос утнеть, то полувирье 20 гривенъ, а тому за вѣкъ 10 гривенъ» (ст. 21 Пространной Правды).
Продажа — штраф за другие уголовные преступления — нанесение менее тяжких телесных повреждений, кражу и др. Исчислялся различными суммами, но, как правило, небольшими в сравнении с вирой.
Плата пострадавшим
Головничество (ст. 4 Пространной Правды) — плата в пользу родственников убитого.
Плата «за обиду» — как правило, плата потерпевшему.
Урок — плата хозяину за украденную или испорченную вещь или за убитого холопа.

Уголовные санкцииКняжеские штрафы и частные вознаграждения в Русской Правде исчислялись в гривнах, кунах, гривнах кун и других денежных единицах.Штрафы в пользу

Слайд 21«По́весть временны́х лет»  — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов

начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.
Охваченный период истории начинается с библейских времён во вводной части и заканчивается в третьей редакции 1117 годом. Датированная часть истории Киевской Руси начинается с лета 6360 (852 год), правления византийского императора Михаила III.

«Повесть временных лет»

«По́весть временны́х лет»  — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям

Слайд 22История русской земли возводится к временам Ноя. Три его сына поделили Землю:
Симу достался

восток: Бактрия, Аравия, Индия, Месопотамия, Персия, Мидия, Сирия и Финикия.
Хаму достался юг: Египет, Ливия, Мавритания, Нумидия, Эфиопия, но также Вифиния, Киликия, Троада, Фригия, Памфилия, Кипр, Крит, Сардиния.
Иафету достался северо-запад: Армения, Британия, Иллирия, Далмация, Иония, Македония, Мидия, Пафлагония, Каппадокия, Скифия и Фессалия.

Содержание:

Ной

История русской земли возводится к временам Ноя. Три его сына поделили Землю:Симу достался восток: Бактрия, Аравия, Индия, Месопотамия, Персия, Мидия, Сирия и Финикия.Хаму достался юг: Египет, Ливия, Мавритания, Нумидия, Эфиопия, но также Вифиния, Киликия, Троада, Фригия, Памфилия, Кипр, Крит, Сардиния.Иафету достался северо-запад: Армения, Британия, Иллирия, Далмация, Иония, Македония, Мидия, Пафлагония, Каппадокия, Скифия и Фессалия.Содержание:Ной

Слайд 23Потомками Иафета названы варяги, немцы, русь, шведы .В начале человечество составляло единый народ, но после вавилонского

столпотворения из племени Иафета выделились «норики, которые суть славяне». Исходной прародиной славян названы берега реки Дунай в районе Венгрии, Иллирии и Болгарии. Вследствие агрессии валахов часть славян ушла на Вислу (поляки), а другая — к Днепру (древляне и поляне), к Двине (дреговичи) и озеру Ильмень (словене). Расселение славян возводится ко временам апостола Андрея, который гостил у славян на Ильмене. Поляне основали Киев и назвали его в честь своего князя Кия. Другими древними славянскими городами названы словенский Новгород и кривичский Смоленск. Затем при царе Ираклии дунайские славяне испытали нашествие болгар, угров, обров и печенегов. Однако днепровские славяне попали в зависимость от хазар.
Потомками Иафета названы варяги, немцы, русь, шведы .В начале человечество составляло единый народ, но после вавилонского столпотворения из племени Иафета выделились «норики, которые суть славяне».

Слайд 24Попытка северных славян избавиться от власти заморских варягов в 862 году привела к

междоусобицам и закончилась призванием варягов. Русскую землю основали три брата Рюрик (Ладога), Трувор (Изборск) и Синеус (Белоозеро). Вскоре Рюрик стал единоличным правителем страны. Он основал Новгород и ставил своих наместников в Муроме, Полоцке и Ростове. В Киеве образовалось особое варяжское государство во главе с Аскольдом и Диром, которое тревожило набегами Византию.

Рюрик , Синеус и Трувор

Аскольд и Дир

Попытка северных славян избавиться от власти заморских варягов в 862 году привела к междоусобицам и закончилась призванием варягов. Русскую землю

Слайд 25Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере — памятник древнерусской церковной литературы, христианское

сочинение, направленное против народных обычаев, языческих верований и обрядов.

Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере

Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере — памятник древнерусской церковной литературы, христианское сочинение, направленное против народных обычаев, языческих

Слайд 26Тмутарака́нский ка́мень — мраморная плита с высеченной на ней кириллической надписью на древнерусском языке. Как объект, представляющий

историческую ценность, был обнаружен в 1792 году адмиралом П. В. Пустошкиным при препровождении черноморских казаков на Тамань. В настоящее время хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Является древнейшим свидетельством гидрографических работ Древней Руси и одновременно — основным археологическим памятником Тмутараканского княжества.

Тмутарака́нский ка́мень

Тмутарака́нский ка́мень — мраморная плита с высеченной на ней кириллической надписью на древнерусском языке. Как объект, представляющий историческую ценность, был обнаружен в 1792 году адмиралом П. В. Пустошкиным при

Слайд 27«Изборники» 1073 и 1076 годов — одна из самых древних сохранившихся (наряду с «Остромировым евангелием»

и «Новгородским кодексом») древнерусских рукописных книг. Изборники были составлены для великого князя Святослава Ярославича двумя переписчиками, одним из которых был Иоанн-дьяк, имя второго неизвестно. Изборник 1073 г. найден в 1817 г. в Новоиерусалимском монастыре экспедицией К. Ф. Калайдовича и П. М. Строева, хранится в Государственном историческом музее 

«Изборники»

«Изборники» 1073 и 1076 годов — одна из самых древних сохранившихся (наряду с «Остромировым евангелием» и «Новгородским кодексом») древнерусских рукописных книг.

Слайд 28Житие Феодосия Печерского — памятник древнерусской литературы, написанный преподобным Нестором Летописцем. Существуют различные датировки

написания Жития: 1080-е годы (исходя из описания ряда событий произведение было написано не позднее 1088 года) или начало XII века. Памятник рассказывает о жизни игумена Киево-Печерского монастыря преподобного Феодосия, начиная от его рождения, прихода в монастырь до игуменства и смерти.

Житие Феодосия Печерского

Житие Феодосия Печерского — памятник древнерусской литературы, написанный преподобным Нестором Летописцем. Существуют различные датировки написания Жития: 1080-е годы (исходя из описания ряда

Слайд 291.Мы узнали про Древнерусскую литературу.
2.Мы ознакомились с творчеством Древнерусских людей.
3.Мы теперь

знаем имена летописцев.
4.Мы узнали названия произведений у летописцев.

Выводы:

1.Мы узнали про Древнерусскую литературу.2.Мы ознакомились с творчеством Древнерусских людей.3.Мы теперь знаем имена летописцев.4.Мы узнали названия произведений

Слайд 30Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть