Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОНИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
МИЧУРИНСКОГО РАЙОНА
ТАМБОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
МАЛОЛАВРОВСКИЙ ФИЛИАЛ
Исследовательская работа
Исчезнувшая святыня
Выполнила ученица 7 класса
Кончакова Дарья
Руководитель:
Мантрова Ольга Павловна
учитель русского языка и литературы
2014 г.
Слайд 2 Актуальность
В работе рассматривается тема изучения наших духовных
и исторических корней. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Восстанавливая быт наших предков, чьими стараниями возникали архитектурные шедевры, подобные нашей церкви, мы одновременно погружаемся в реалии того времени. Поэтому сбор и фиксация материалов, связанных с историей церквей, является актуальной задачей.
Слайд 3Цель
изучить историческое прошлое храма Успения Пресвятой Богородицы села Старое Тарбеево Мичуринского
района и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей
Слайд 4Задачи
Исследовать историю строительства православного храма в селе Старое Тарбеево.
Найти старые фотографии
и документы о храме и его служителях.
Расспросить долгожителей , старожилов о православных традициях села.
Собрать материал о внешнем и внутреннем виде храма, о церковном имуществе.
Проанализировать отношение населения к восстановлению духовно-исторической памяти
Слайд 5Методы исследования
работа с архивными документами, с газетными публикациями,
интервьюирование,
социологический опрос,
экскурсия по
территории села,
сравнение, анализ, синтез, обобщение материала.
Слайд 6
Проблема
Что является причиной рождения, закрытия церкви и возрождения памяти
о ней в селе
Старое Тарбеево?
Слайд 7Гипотеза
Исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и
на закрытие церкви и возрождение памяти о ней .
Слайд 8Научно-практическая значимость
Наша работа позволяет использовать её содержание на уроках по истории
и культуры Тамбовского края для углубления знаний сегодняшних учащихся.
Слайд 9Краткая характеристика источников
При написании работы нами были использованы материалы Государственных архивов
Тамбовской области, летопись села Старое Тарбеево, статьи из районной газеты «Наше слово», а также воспоминания старожилов села.
«Писцовая книга Козловского уезда», составленная в 1650-1652 годах, писцами князем Данилой Матвеевичем Несвицким и подьячим Осипом Трофимовым, на которую ссылается в своей книге «Из истории возникновения населённых пунктов Тамбовской области» Н.В. Муравьёв.
«Роспись, что в Козлове в городе и в Козловском уезде церквей и попов». Эти материалы приведены в книге «История города Козлова в документах ХVII века» О. Сазонова.
Энциклопедия «Русская культура с древнейших времен до наших дней» помогает понять нам замысел строителей при постройке храмов России.
В.А.Карташов в «Очерках по истории русской церкви» показывает весь путь, который пришлось пройти церковному движению.
Слайд 10Основные результаты исследования
Итогом нашей работы является общая историческая реконструкция жизни села
и история исчезнувшего храма.
Слайд 11История села и храма
.
В 1652 году к западу от Козлова
в 12 верстах под охраной отряда драгун возник посёлок Торбеево
Слайд 12Благочестивые наши предки не могли жить без храма – он был
также необходим для души народа, как дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий ΙΙ
Первое упоминание о церкви находим в писцовой книге князя Несвицкого 1650-1652 годов:
«Слобода Драгунская, село Торбеево, расположено на реке Лесном Воронеже. В селе церковь... В том селе драгуны: во дворе Сенька Тихматов, у него пять сыновей; во дворе Сенька Мещеряков, у него два сына: Прошка двенадцати лет и Гаврилка восьми лет; во дворе Селиверстка Дунаев, да с ним живет отец его Антипка, да три пасынка... И всего в селе Торбееве 51 двор драгунской и 188 человек.» В росписи церквям 1657 года указано драгунское село Торбеево. А в нём церковь Преображене Господне. У той церкви поп Аникей Акакиев, сказал, что крестьян и бобылей у него нет, и дьячка нет же.
Слайд 13По окладным книгам 1676 года в селе Торбееве значится церковь Преображения
Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
У той церкви двор попа Ивана.
У той церкви земли две с осмушкою чети в поле, а вдву потому ж, сенных покосов ничего нет, а та земля дана из мирской дачи. В приходе к той церкви: 6 дворов детей боярских, 37 дворов драгунов, 6 дворов половинщиков, 4 двора бобыльских, и всего 54 двора.
Слайд 14
Более позднее упоминание о церкви
села Старое Тарбеево относится к
началу 19 века
В 1801 году была построена своя деревянная маленькая
церковь, и село стало иметь церковный приход . Как храмы, так и их убранство преимущественно выполнялись из дерева.
Слайд 15
Оно стало именоваться селом Старое Тарбеево Новоникольской волости Козловского уезда
Слайд 16Основные типы деревянных церквей
Клетский храм
Шатровый храм
Многоверхий храм
Слайд 17Внутреннее убранство деревянных церквей
Как храмы, так и их убранство преимущественно выполнялись
из дерева. На стенах церквей устраивали полки для икон, украшенные резьбой. Из дерева изготавливали подсвечники, киоты для икон, клиросные ящики и т.д. Всё это украшалось росписью или резьбой.
Отсюда и украшение святого
угла в крестьянском доме
Слайд 18Церковные каноны построения церквей
Название «церковь» греческое, оно значит дом Божий. Храмы
чаще всего строятся в виде корабля или креста; верх имеют они круглый, который называется куполом, и на куполе всегда ставится крест.
Купол – небо. Крест – символ святости.
Над входом в храм, а иногда и рядом с храмом, строилась колокольня или звонница
Слайд 19В 1865 году на месте старой маленькой церкви была освящена новая
кирпичная церковь, построенная на средства купца Николая Родионова.
В этой церкви два престола: главный из них – Усыпения Пресвятой Богородицы. Это престольный праздник в селе Старое Тарбеево, который празднуют 28 августа.
К этому времени приход села имел уже 181 двор с населением в 588 душ мужского пола и 625 душ женского пола. Построена эта церковь была около большого родника на берегу реки Воронеж. Вокруг церкви положили кирпичную ограду: родник обложили каменными плитами и насажали вётел, так как церковь стояла на крутом обрывистом берегу. Вода в нём считалась не только целебной, но и святой, поскольку каждое крещенское водоосвящение в ней окунали крест.
«Золотой век» храмового строительства
Слайд 20Строение церкви
Алтарь главнейшая часть храма, предназначенная для священнослужителей и лиц,
которые им прислуживают во время богослужения. —
Средняя часть храма , называемая иногда нефом (кораблем), предназначается для молитвы. В этой части храма находятся клиросы и иконостас.
.
Притвор - есть преддверие к храму.
Слайд 22
Вслед за церковью тут же уездное земство построило в церковной ограде
каменную часовенку и церковноприходскую школу, которая была открыта в 1890 году. В ней обучалось 32 мальчика и 9 девочек.
Слайд 23
Из воспоминаний жительницы села
Гречишкиной Нины Григорьевны
«Церковь в нашем селе
была большая кирпичная, необыкновенной красоты. В ближайших сёлах тоже были церкви, но наша славилась на всю округу. Даже её паперти были то ли из гранита, то ли из мрамора, но точно не простые. Венчал церковь купол с крестом и колокольня с колоколом. Вход в нее был со стороны главной дороги, то есть с запада, а алтарная часть и выход – на восток. Вокруг церкви – кирпичная ограда. В церкви икон было много, висели на стенах, была и роспись стен. Главные иконы: Успения Пресвятой Богородицы, Христа Спасителя, Божьей Матери». Церковная ограда была сложена из кирпича. Внутри неё находились захоронения, в том числе здесь был похоронен местный помещик - генерал Толмачёв.
Нес службу в храме священник (имени его не помню): отпевал покойников, крестил детей, венчал молодых, соборовал и т. д.
В 1890 году он предложил местным жителям отдавать детей для обучения грамоте в церковно-приходскую школу. Их учили читать, писать, считать
в основном по церковным книгам. В этой школе учились и мои родители»
Слайд 24Период закрытия церквей
10(23) февраля 1920 г. ВЦИК для оказания помощи
голодающим постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи. С 1929г. началась массовая компания по подготовке общественного мнения к закрытию храмов.
В январе 1936 года были сняты колокола с церкви, и уже потом никогда больше они не слышали звуки Пасхальных перезвонов, которыми так чудесно владел звонарь Ионн.
Слайд 25Из воспоминаний жителя села Власова Павла Андреевича
«Наша церковь по своему внешнему
виду напоминала
Ильинский храм г. Мичуринска. В центре находился огромный шпиль,
по бокам купола, их было 4. Службу вёл священник, живший при церкви со своей семьёй.
Как только началась коллективизация, церковь закрыли, священника
прогнали. Я тогда был мальчишкой, и мы иногда лазили на колокольню посмотреть на округу. Некоторые, самые отчаянные, лазили ещё выше: открыв люк, можно было пробраться на самый шпиль, откуда были видны постройки Мичуринска.
Где-то в 1935-1936 годах сняли колокола. Наша школа находилась рядом, и мы видели, как приехали какие-то люди и начали устанавливать сооружение для снятия колоколов. Одна из прихожанок, бабка Аксинья, запричитала: «Нехристи, что вы делаете?!» В ответ она услышала: «Иди, бабка, пока цела». Один колокол сорвался, полетел вниз и раскололся о паперти. Я подбежал и маленький кусочек взял себе». Затем снятые колокола разбили на куски, погрузили на сани (это было зимой) и увезли в город.
Всё это время церковь пустовала, её не использовали никак. Все церковные иконы разобрали по себе местные жители.
В начале войны в 1941 году сломали и саму церковь. Пригнали заключённых и те под охраной начали ломать храм. Но камень оказался настолько прочный, что пришлось подкладывать взрывчатку. Потом этим камнем выложили дорогу в сторону г.Липецка. Люди почти не сопротивлялись происходящему, т.к. война была более страшной бедой».
Слайд 26Взятие Богородицы на небо"МатеоСерезо. Мадрид. Прадо
Слайд 27Десятинная церковь возведена в 996 году — это первым каменная церковь
Киевской Руси
Слайд 28Успенский собор Киево-Печерской Лавры
Один из первых по времени основания
монастырей на Руси. Уникальный памятник архитектуры, усыпальница многих выдающихся личностей
Слайд 29Успенский собор во Владимире
возник в XII веке
Слайд 30Успенский кафедральный собор в Туле
Построен в 1684—1685 гг.
Слайд 31Успенский собор Московского Кремля
..\2.jpg
Успенский собор, возведенный 1475-1479 годах, был главным храмом
страны, в котором венчались на царство и короновались все российские цари
Слайд 32 Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь
Построен в 1473 году
Слайд 33Успенский собор в Хельсинки
Успенский собор в Хельсинки – действующий православный храм,
освященный в честь
праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Собор построен в 1862-1868 годах и является крупнейшим православным храмом Северной Европы.
Слайд 34Праздник Успения Пресвятой Богородицы
Традиционно иконописцы изображают Богородицу в центре образа —
она лежит на смертном одре, по сторонам от нее — плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.
Слайд 35Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы – одна из древнейших явленных икон
в Русской Православной Церкви.
Слайд 36В этот день во многих местах в церковь приносили семена и
колосья разных хлебов для благословения и освящения, а на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентой и приговаривали: "Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!"
Руфь на поле Вооза"ЮлиусШнорр (JuliusSchnorr) 1828
Слайд 37Успенские приметы
Кто в Успение по росе босиком пройдется, тот все болезни
на себя соберет
Если в этот день натер мозоль старой обувью, то путь к успеху будет очень трудным.
До Успения пахать – лишнюю копну нажать.
Осень сей за три дня до Успения и три дня после.
Если Успение пройдет без заморозков, то до Ивана Постного (11 сентября) морозов не будет.
Морозы после Успения - к продолжительной осени.
Если молодое бабье лето погожее - жди ненастья в старое бабье лето (с 14 по 21 сентября).
С Успенья солнце засыпает.
На Успенье огурцы солить, на Сергия (8 октября) капусту рубить.
Озимь сей за три дня до Успенья и три после Успенья.
До Успенья пахать - лишнюю копну нажать.
Успенье - дожинки. Успенье - окончание жатвы, складчины, братское пиво.
Ходили на озера и реки наблюдать за водой: если вода не волнуется ветром и лодки стоят спокойно, то осень будет тихая, а зима - без метелей
Слайд 38На престольный праздник в каждом доме было много гостей из соседних
сёл, куда потом и сами ходили. Праздник, на который сходилась вся ближняя и дальняя родня, способствовал укреплению родственных связей, развитию родственной взаимопомощи.
Слайд 39На праздник пекли пресное печенье с изображением креста или рыбы. Его
освящали в церкви и раздавали всем домашним, чтобы каждый попробовал «успенское» печенье. Его хранили долго, бывало, до самого Рождественского поста, но печенье не черствело.
Успенские обычаи
Слайд 40Возрождение православия
Выпускник 1976 года
местной Малолавровской школы Мантров Сергей (справа)
Ныне иеромонах
Задонского мужского
монастыря
отец Макарий (Мантров)
В управлении Липецкой и Елецкой епархии представители донского казачества награждают иеромонаха Макария
орденом «За веру, Дон и Отечество» III степени.
Слайд 41Возрождение православия
На конференции в воскресной школе Богоявленского храма
клирик Свято-Успенского храма
г.Усмани иерей Василий Языков рассказывает о христианском понимании семьи.
выпускник нашей школы
2002 года выпуска Языков Василий
Слайд 42
Настоятель храма соседнего села Гавриловка отец Дмитрий служит панихиду по погибшими,
даёт благословение
на добрые дела живущим
Слайд 43Летом 2012 года село отмечало своё 360-летие. Этот праздник стал двойным
для жителей, так как проходил он в престольный праздник села, 28 августа - день Усыпения Пресвятой Богородицы. Особенно приятным для жителей стало поздравление Главы администрации Мичуринского района Сергея Васильевича Щукина
Слайд 44С 360-летием селян поздравляет
Глава администрации Мичуринского района
Сергей Васильевич Щукин
Слайд 45
Результаты социологического опроса «Выявление и анализ отношения населения села Старое Тарбеево
Мичуринского района к региональной акции «Восстановление духовно-исторической памяти»
Слайд 46На месте бывшего храма
В этом доме когда-то находилась церковно-приходская школа
Слайд 47выводы
Исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и
на закрытие и возрождение памяти о храме
Наше прошлое, мы должны знать для того, чтобы не повторить подобных ошибок в будущем.
Бережное отношение к вере своих предков - одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать с вою ответственность перед будущим.
Слайд 48
В храм зайдите!
Не ленитесь!
Свеч купите восковых,
За себя вы помолитесь
И за
всех, за всех других
Православных наших братьев,
Кто в родную землю лег…
Для молитвы неба хватит,
Потому что в небе – Бог!
Из поэмы «Русский крест» Николая Мельникова
Слайд 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Карташов В.А. Собрание сочинений: В 2т.Т.2: Очерки по
истории русской церкви. - М.: ТЕРРА, 1992.
2.Кученкова В.А., Сухоруков Н.М. Храмы Мичуринского благочиния Тамбовской иепархии. Тамбов, 1999.
3.Муравьёв Н. В. Из истории возникновения населённых пунктовТамбовской области. Воронеж, 1988.
4.Православие. Полная энциклопедия. Санкт – Петербург Издательская группа «Весь», 2007.
5. Сазонов О. История города Козлова в документах ХVII века. Мичуринск, 2010.
5.Страницы истории Тамбовского края. Воронеж, 1986.
6. Черменский П. Н. Прошлое Тамбовского края, Тамбов.1961.
7.Энциклопедия «Русская культура с древнейших времен до наших дней» М.: «Белый город», 2004.