Презентация, доклад Интерпретация исторического источника как основа смыслового чтения

Содержание

ФГОС: смысловое чтение и работа с текстом (требования) Выпускник основной школы должен научиться: •ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; •находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы

Слайд 1МАСТЕР - КЛАСС
«Интерпретация исторических источников как основа смыслового чтения»

Автор:
Зырянова Ольга Валентиновна
учитель

истории и обществознания
МБОУ «ОСОШ» Усольского района Пермский край

МАСТЕР - КЛАСС«Интерпретация исторических источников как основа смыслового чтения»Автор:Зырянова Ольга Валентиновнаучитель истории и обществознания МБОУ «ОСОШ» Усольского

Слайд 2
ФГОС: смысловое чтение и работа с текстом (требования)
Выпускник основной школы

должен научиться: •ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; •находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); •решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; •структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; •преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому; •интерпретировать текст; •откликаться на содержание и форму текста; •на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов; •в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; •использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученно
ФГОС: смысловое чтение и работа с текстом (требования) Выпускник основной школы должен научиться: •ориентироваться в содержании текста

Слайд 3Стратегии смыслового чтения и работа с текстом:
1.Поиск информации и понимание прочитанного

2.

Преобразование и интерпретация информации

3. Оценка информации
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом:1.Поиск информации и понимание прочитанного2. Преобразование и интерпретация информации3. Оценка информации

Слайд 4поиск информации и понимание прочитанного
1. Определять главную тему, общую цель и

назначение текста.

2. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста.

3. Выполнять смысловое свертыввание выделенных фактов и мыслей.
поиск информации и понимание прочитанного1. Определять главную тему, общую цель и назначение текста.2. Формулировать тезис, выражающий общий

Слайд 5преобразование и интерпретация информации
1. Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,

оглавление.

2. Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы

3. Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера
преобразование и интерпретация информации1. Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление.2. Преобразовывать текст, используя новые формы

Слайд 6оценка информации
1.Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со

знаниями из других источников; находить доводы в защиту своей точки зрения;
2. Откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
3. Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
оценка информации1.Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; находить доводы

Слайд 7УСЛОВИЯ для организации эффективного обучения чтению

УСЛОВИЯ для организации эффективного обучения чтению

Слайд 8Какие приемы работы с текстом будем использовать:
1.Кластер

2.Синквейн

3. «Рыбья кость»

4. Толстые и

тонкие вопросы, ромашка Блума

5. Денотатный граф
Какие приемы работы с текстом будем использовать:1.Кластер2.Синквейн3. «Рыбья кость»4. Толстые и тонкие вопросы, ромашка Блума5. Денотатный граф

Слайд 9Кластер –графическая организация/систематизация материала
Кластер (гроздь, созвездие, пучок). Составление кластера позволяет учащимся

свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие.
Правила очень простые.
Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

Кластер –графическая организация/систематизация материалаКластер (гроздь, созвездие, пучок). Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу

Слайд 10Примеры графической организации элементов в кластере

Примеры графической организации элементов в кластере

Слайд 11Фишбон – «рыбья кость»
Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему

на ряд причин и аргументов.

Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку. Особенно рекомендуется применять для рассмотрения неявных проблем
Фишбон – «рыбья кость»Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное

Слайд 12Фишбон – «рыбья кость»

Фишбон – «рыбья кость»

Слайд 13Косточки или ёлочка?
В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в

тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают, отражающие суть, факты. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяет говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений.
Косточки или ёлочка?В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние

Слайд 14Текст «Значение периода феодальной раздробленности на Руси»

Текст «Значение периода феодальной раздробленности на Руси»

Слайд 15Синквейн – творческая форма рефлексии
1.В первой строчке тема называется одним словом

(обычно существительным).
2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
3.Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
4.Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
5.Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Синквейн – творческая форма рефлексии1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2.Вторая строчка – это

Слайд 16Пример синквейна
1. Россия
2. Многоликая, огромная
3. Живи, расти, процветай
4.

Россия – огромная , многоликая страна, в которой я хотел бы жить, расти и процветать.
5.Родина
Пример синквейна1. Россия 2. Многоликая, огромная 3. Живи, расти, процветай 4. Россия – огромная , многоликая страна,

Слайд 17Ромашка Блума – ромашка вопросов
Таксономия (от др. греч. – расположение, строй,

порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования.
Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности:
знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Ромашка Блума – ромашка вопросовТаксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом

Слайд 18Ромашка Блума

Ромашка Блума

Слайд 19Шесть лепестков – шесть типов вопросов
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно

назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
• Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?». Такие вопросы предоставляют собеседнику обратную связь
• Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «почему». Они направлены на установление причинно-следственных связей.
• Творческие вопросы. В вопросе есть частица «бы», а в формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?».
• Оценочные вопросы. Они направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?».
• Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?»
Шесть лепестков – шесть типов вопросовПростые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую

Слайд 20Денотатный граф
Другим способом представления учебной информации в критическом ракурсе служит денотатный

граф.

 Термин происходит от греческого слова grapho — пишу) — это способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Денотатный графДругим способом представления учебной информации в критическом ракурсе служит денотатный граф. Термин происходит от греческого слова grapho — пишу)

Слайд 21Тема «Византийская культура»

Тема «Византийская культура»

Слайд 22Метод 4-х «думательных шляп»

Метод 4-х «думательных шляп»

Слайд 23«Как подготовить тексты для работы на уроках при стратегиальном подходе обучения чтению»






Памятка

для учителя (раздаточный материал)
«Как подготовить тексты для работы на уроках при стратегиальном подходе обучения чтению» Памятка для учителя (раздаточный материал)

Слайд 24Этапы работы с текстом по технологии продуктивного чтения




Рекомендации по организации работы

до , во время и после чтения.
(Раздаточный материал)
Этапы работы с текстом по технологии продуктивного чтения Рекомендации по организации работы до , во время и

Слайд 25Работа с текстом параграфа:
Составление плана:
-Простой (информативный) план 
-Развёрнутый план 
-Картинный план  
-Стереотипный план 
-Тезисный план



(Раздаточный материал)

Работа с текстом параграфа:Составление плана:-Простой (информативный) план -Развёрнутый план -Картинный план  -Стереотипный план -Тезисный план (Раздаточный материал)

Слайд 26Алгоритм анализа исторического документа.





Этапы работы с историческим документом.
(Раздаточный материал)

Алгоритм анализа исторического документа. Этапы работы с историческим документом.(Раздаточный материал)

Слайд 27Работа с параграфом учебника

Организация работы с учебными текстами.
(Раздаточный материал)

Работа с параграфом учебника Организация работы с учебными текстами.(Раздаточный материал)

Слайд 28Использованные материалы:
Анализ исторического текста как основа понимания исторического факта. (Деревянко А.В.

)
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом. (Пикус В.С. Телешкола)
Работа с текстом на уроках истории (Методическая копилка)
Программа «Стратегия смыслового чтения» и возможность реализации системно-деятельностного подхода в основной школе Майракова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия «Лаборатория Салахова» г. Сургут, Тюменская область
О релизации междисциплинарной программы «основы смыслового чтения и работа с текстом» на предметах естественнонаучного цикла» Нерадовская Л.С., заместитель директора по УВР
Стратегии чтения Автор - составитель материалов Конева Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы
Критика и интерпретация источников. Всё дело в вопросах Автор – Д-р Бернд-А. Рузинек, приват-доцент в Университете им. Генриха Гейне, Дюссельдорф. Сфера научных интересов – история национал-социализма, история Германии, история науки и техники, методологические вопросы истории
Формирование универсальных учебных действий смыслового чтения и работы с текстом на основе предметного содержания истории . Ткач Г.В., учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №30»
Основная образовательная программа образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с
углублённым изучением иностранных языков №1298 г. Москва.
Текст и смысл: стратегии чтения
М.А. Бологова ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ СО РАН
Организация познавательной деятельности на основе смыслового чтения на уроках ИЯ в младшем подростковом возрасте.
Развитие навыков смыслового чтения
при работе с различными текстами на уроках в 5-11 классах
Фисенко Т.И., доцент кафедры теории и методики обучения ХК ИРО.


Использованные материалы:Анализ исторического текста как основа понимания исторического факта. (Деревянко А.В. )Стратегии смыслового чтения и работа с

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть