Слайд 1МАСТЕР - КЛАСС
«Интерпретация исторических источников как основа смыслового чтения»
Автор:
Зырянова Ольга Валентиновна
учитель
истории и обществознания
МБОУ «ОСОШ» Усольского района Пермский край
Слайд 2
ФГОС: смысловое чтение и работа с текстом (требования)
Выпускник основной школы
должен научиться: •ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; •находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); •решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; •структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; •преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому; •интерпретировать текст; •откликаться на содержание и форму текста; •на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов; •в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; •использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученно
Слайд 3Стратегии смыслового чтения и работа с текстом:
1.Поиск информации и понимание прочитанного
2.
Преобразование и интерпретация информации
3. Оценка информации
Слайд 4поиск информации и понимание прочитанного
1. Определять главную тему, общую цель и
назначение текста.
2. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста.
3. Выполнять смысловое свертыввание выделенных фактов и мыслей.
Слайд 5преобразование и интерпретация информации
1. Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавление.
2. Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы
3. Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера
Слайд 6оценка информации
1.Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
знаниями из других источников; находить доводы в защиту своей точки зрения;
2. Откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
3. Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Слайд 7УСЛОВИЯ для организации эффективного обучения чтению
Слайд 8Какие приемы работы с текстом будем использовать:
1.Кластер
2.Синквейн
3. «Рыбья кость»
4. Толстые и
тонкие вопросы, ромашка Блума
5. Денотатный граф
Слайд 9Кластер –графическая организация/систематизация материала
Кластер (гроздь, созвездие, пучок). Составление кластера позволяет учащимся
свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие.
Правила очень простые.
Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.
Слайд 10Примеры графической организации элементов в кластере
Слайд 11Фишбон – «рыбья кость»
Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему
на ряд причин и аргументов.
Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку. Особенно рекомендуется применять для рассмотрения неявных проблем
Слайд 13Косточки или ёлочка?
В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в
тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают, отражающие суть, факты. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяет говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений.
Слайд 14Текст «Значение периода феодальной раздробленности на Руси»
Слайд 15Синквейн – творческая форма рефлексии
1.В первой строчке тема называется одним словом
(обычно существительным).
2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
3.Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
4.Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
5.Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 16Пример синквейна
1. Россия
2. Многоликая, огромная
3. Живи, расти, процветай
4.
Россия – огромная , многоликая страна, в которой я хотел бы жить, расти и процветать.
5.Родина
Слайд 17Ромашка Блума – ромашка вопросов
Таксономия (от др. греч. – расположение, строй,
порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования.
Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности:
знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Слайд 19Шесть лепестков – шесть типов вопросов
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно
назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
• Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?». Такие вопросы предоставляют собеседнику обратную связь
• Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «почему». Они направлены на установление причинно-следственных связей.
• Творческие вопросы. В вопросе есть частица «бы», а в формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?».
• Оценочные вопросы. Они направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?».
• Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?»
Слайд 20Денотатный граф
Другим способом представления учебной информации в критическом ракурсе служит денотатный
граф.
Термин происходит от греческого слова grapho — пишу) — это способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Слайд 23«Как подготовить тексты для работы на уроках при стратегиальном подходе обучения чтению»
Памятка
для учителя (раздаточный материал)
Слайд 24Этапы работы с текстом по технологии продуктивного чтения
Рекомендации по организации работы
до , во время и после чтения.
(Раздаточный материал)
Слайд 25Работа с текстом параграфа:
Составление плана:
-Простой (информативный) план
-Развёрнутый план
-Картинный план
-Стереотипный план
-Тезисный план
(Раздаточный материал)
Слайд 26Алгоритм анализа исторического документа.
Этапы работы с историческим документом.
(Раздаточный материал)
Слайд 27Работа с параграфом учебника
Организация работы с учебными текстами.
(Раздаточный материал)
Слайд 28Использованные материалы:
Анализ исторического текста как основа понимания исторического факта. (Деревянко А.В.
)
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом. (Пикус В.С. Телешкола)
Работа с текстом на уроках истории (Методическая копилка)
Программа «Стратегия смыслового чтения» и возможность реализации системно-деятельностного подхода в основной школе Майракова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия «Лаборатория Салахова» г. Сургут, Тюменская область
О релизации междисциплинарной программы «основы смыслового чтения и работа с текстом» на предметах естественнонаучного цикла» Нерадовская Л.С., заместитель директора по УВР
Стратегии чтения Автор - составитель материалов Конева Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы
Критика и интерпретация источников. Всё дело в вопросах Автор – Д-р Бернд-А. Рузинек, приват-доцент в Университете им. Генриха Гейне, Дюссельдорф. Сфера научных интересов – история национал-социализма, история Германии, история науки и техники, методологические вопросы истории
Формирование универсальных учебных действий смыслового чтения и работы с текстом на основе предметного содержания истории . Ткач Г.В., учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №30»
Основная образовательная программа образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с
углублённым изучением иностранных языков №1298 г. Москва.
Текст и смысл: стратегии чтения
М.А. Бологова ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ СО РАН
Организация познавательной деятельности на основе смыслового чтения на уроках ИЯ в младшем подростковом возрасте.
Развитие навыков смыслового чтения
при работе с различными текстами на уроках в 5-11 классах
Фисенко Т.И., доцент кафедры теории и методики обучения ХК ИРО.