Слайд 1Тема: «Национально – освободительное движение в Казахстане в конце XVIII-начале XX
веков».
Слайд 2Цель урока: обобщить знания учащихся по теме
«Национально – освободительное
движение в Казахстане в конце XVIII-
начале XX веков».
Задачи урока:
Образовательная: охарактеризовать восстание конца 18-начала 20 веков в Казахстане;
показать их антифеодальный, антиколониальный характер;
выяснить, каковы были основные причины восстаний,
особенность восстаний, их связь ;
в чем заключается историческое значение восстаний.
Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся патриотизма, чувства гордости,
уважения к лидерам этой борьбы и к народу, боровшихся за свои права.
Развивающая: формировать умения анализировать, выявлять причинно-следственные связи,
проводить сравнительный анализ, оценивать факты и явления
с учетом конкретной исторической обстановки.
«Нет народа без героев, нет человека без
Родины»
(казахская пословица).
Слайд 4План
Общие черты в национально-освободительном движении в Казахстане в конце 18-нач. 20-вв.
Особенности
национально-освободительного движения в Казахстане в конце 18-нач. 20 вв.
Связь национально-освободительного движения в Казахстане в конце 18-нач. 20 вв.
Роль национальной интеллигенции в освободительном движении в Казахстане в конце 18-нач.20вв.
Слайд 51 . Он родился в многодетной семье крестьянина. У его деда
Кулмали и отца Утемиса были прохладные взаимоотношения с господствующей верхушкой. Юность его протекала, когда в Западном Казахстане вспыхивали крестьянские восстания. Он рос, видя социальную несправедливость, классовые столкновения. Все это отразилось на формировании его взглядов на жизнь. Воин-поэт становится личностью, отличавшейся мятежным характером и непримиримостью к произволу и насилию феодалов. Из-за своей непокорности ему приходилось отсиживаться за тюремной решеткой. В марте 1841 г. люди хана Джангира выследили его местопребывание, схватив , отдали военному суду, но суд ограничился предупреждением о наказании в случае обновления деятельности. Но борьбу он не прекратил. В 1846 г. был убит.
Задание 1. Кому принадлежат эти политические портреты?
Слайд 72 . Казахский батыр, организатор и руководитель антиколониальной, народно-освободительной борьбы казахов
в конце 18 века в Младшем жузе. Старшина рода байбакты. Девятью годами раньше возглавлял казахский отряд, воевавший на стороне Емельяна Пугачева в крестьянской войне 1773-1775 годов. Правда, его участие в этой войне было непоследовательным. «Пресытившись Пугачевым», он оказался на стороне царских властей; затем вновь примыкает к восставшим и сражается с уральскими казаками. Был захвачен и посажен в тюрьму, откуда его выкупил его зять хан Нуралы. Но со временен он отошел и от этого правителя.
Слайд 93 . Внук Абылай хана, сын Касыма торе. Казахский султан, хан
среднего жуза, предводитель колониально-освободительного движения. Принадлежал к верхушке степной аристократии. В 1841 г. был провозглашен ханом. Свою власть он поддерживал путем жесткой дисциплины. Добивался восстановления казахской государственности. Был среднего роста, поджарый, черты калмыцкой внешности, в прищуренных глазах светились мудрость, ум и хитрость. Был достойным руководителем. Высоте духа в его отряде мог позавидовать любой командующий европейскими войсками.
Слайд 114 . Внук батыра Имана. Один из руководителей национально-освободительного движения в
Казахстане 1916 года. Активный участник борьбы за Советскую власть, был военным комиссаром Тургайского уезда. Был избран Сардарбеком. Изобрел свою тактику ведения боя: создавал особые отряды из мергенов, расставлял их в песчаных барханах как снайперов, бросал стремительную конницу на карательные отряды. Во главе отрядов сарбазов участвовал в освобождении Оренбурга от дутовцев. Организатор партизанского движения, в том числе национальных частей Тургайской степи. В апреле 1919 г. был арестован и убит в Тургае. Ему установлен памятник в г. Алматы, его именем назван один из районов Костанайской области.
Слайд 135. Сын хана Бокея, правитель Бокеевского ханства, воспитывался в доме астраханского
губернатора. С детства получил хорошее образование. Владел семью языками. В российских чиновничьих кругах он пользовался большим авторитетом. Опираясь на царское правительство, сосредоточил в своих руках административную и судебную власть, осуществил ряд изменений в системе управления Орды. Им создан в 1827 г. ханский совет. Он в 1841 г. открыл первую светскую школу, первый музей «Оружейная комната». Почетный член научного общества при Казанском университете, автор труда о родословии и эпических поэм.
Слайд 15
Тест на установление хронологической последовательности.
Задание№1:
Расположите перечисленные события в порядке их
совершения
Слайд 16Восстание под рук.
К.КасымҰлы
Восстание под рук.
Ж.Нурмухамедұлы
Восстание под рук.
Е.Катибарұлы
Восстание в Уральской и Тургайской
Областях.
Восстание под рук. С.Датұлы
Восстание в Бокеевской Орде
Восстание в Мангыстау
Национально-осводительное движение 1916 года
Восстание под рук.
Ж.Тленшиева
Национально-освободительное движение в Казахстане в конце XVIII в начале XX веков .
Ответы:
1. Восстание под руководством Сырыма Датұлы
2. Движение под руководстовом Жоламана Тленшиева.
3. Восстание в Бокеевской орде.
4. Восстание под руководством Кенесыры Касымұлы
5. Восстание под руководством Жанхожы Нурмухамедова.
6. Восстание под руководством Есета Котебарова.
7. Восстание казахского народа в Уральской и Тургайской
областях.
8. Восстание на Мангыстау.
9. национально – освободительное движение 1916 года.
Слайд 181. Общие черты в национально-освободительном движении в Казахстане в кон.18 -
нач.20-вв.
Слайд 19Тест на установление соответствия.
Задание: №2
Соотнесите события, даты и имена, связанные между собой.
Слайд 20Задание:
Соотнесите события, даты и имена, связанные между собой.
Слайд 222. Особенности национально-освободительного движения в Казахстане в конце 18-нач. 20 вв.
Слайд 23Работа с терминами
Задание №3
Дать определение терминам.
-Сарбаз
- Сардарбек
- Шаруа
-
Реквизиция
- Экспансия
- Кенес
Жатаки
- Адай
- Шыгын
- Колониальная политика
Слайд 25Сардарбек?
Полководец, главнокомандующий.
Слайд 26Шаруа?
Скотоводы – общинники, крестьяне.
Слайд 27 Реквизиция?
Принудительное изъятие имущества в собственность
или во временное пользование государства.
Слайд 28Экспансия?
Политика, направленная на экономическое и политическое подчинение других стран, на расширение
сфер влияния, на захват чужих территорий
Слайд 30Жатаки?
Земледельцы, наемные рабочие.
Слайд 31Адай?
Род, кочевавший в Мангыстау.
Слайд 32Шыгын?
Поборы и сборы, объединенные одним словом.
Слайд 33Колониальная политика ?
Политика захвата, эксплуатации экономического, политического, национального угнетения капиталистическими государствами
других стран и территорий.
Слайд 344.Связь национально-освободительных движений в Казахстане
в конце 18-нач. 20 вв.
Слайд 35Работа с именами.
Задание: №4
Кто они?
- Бекболат Ашекеев?
- Жанкожа Нурмухамедов?
- Барон
Отто Игельстром?
- А.Куропаткин?
- Кейки батыр?
- Жаменке Мамбетов?
- Есет Котибаров?
- Жоламан Тленшиулы?
- А.Ф. Керенский?
- Ханым Айганым?
- Токаш Бокин?
Слайд 36 Бекболат Ашекеев?
Один из руководителей национально-освободительного движения 1916 года в Семиречье.
Был избран ханом в Жайлымской волости Верненского уезда. Приговорен к смертной казни через повешение на сопке Бурундай 7 сентября 1916 года
Слайд 37Жанхожа
Нурмухамедов?
Народный батыр, старшина рода шекты , возглавлял народно-освободительное восстание сырдарьинских
казахов против гнета Хивинского и Кокандского ханств и колониальной политики России в 1856-1857 гг.
Слайд 38Барон Отто Игельстром?
Губернатор Оренбургской губерни. Выступал с проектами реформ по ликвидации
Ханской власти в Младшем жузе. Согласно его плану вся власть в Младшем жузе передовалось в руки Пограничного суда.
Слайд 39Кейки батыр?
Родился в 1871 г. В местности Байтума Костанайской области, происходит
из рода кыпчак Среднего жуза. Был жестоко убит в 1923 году красноармейцами. Он наводил ужас на карателей своими конными налётами храбрых джигитов в Тургайском центре восстания 1916 года.
Слайд 40Жаменке Мамбетов?
Руководитель Каркаринского восстания 1916 года в Семиреченском центре. Уважаемый аксакал,
которому тогда перевалило за 70 лет. Был предательски отравлен в тюрьме Каркары.
Слайд 41Есет Котибаров?
Народный батыр. Выступал против Хивинского и Кокандского, а также против
колониального гнёта Российского правительства. В 1847-1858 годах возглавлял восстание казахов Младшего жуза против Хивинского и Кокандского ханств. Пик выступлений пришелся на 1854-1858 года.
Слайд 42Жоламан Тленшиев?
Руководитель восстания 1820-1830 годов. Главной целью восстания был возврат захваченных
земель. Причиной выступлений послужило создание по реке Илек Новоилецкой военной линии, которое привело к оттеснению казахов с испокон веков занимаемых ими земель.
Слайд 43
А. Куропаткин?
Генерал-губернатор Туркестанского края.
Слайд 44А.Ф. Керенский?
Депутат 4-ой государственной думы, который выступил с яркой обличительной речью,
подвергнув критике царское правительство и колониальную администрацию Туркестана и Степного края.
Слайд 45Рукин?
Подполковник, пристав Мангыстауского края. Его угрозы и попытки с помощью войск
принудить адаевцев принять положение 1867-1868 годов послужили поводом к восстанию в Мангыстау 1870 году.
Слайд 464. Роль национальной интеллигенции в освободительном движении
в Казахстане в кон.18-нач.20вв.
Слайд 47Работа с датами.
Задание: №5
Назвать события, связанные с датами.
Слайд 48Восстание В Мангыстау
Царский указ о реквизиции инородцев на тыловые работы.
Восстание под
руководством Сырыма Датова.
Кенесары Касымов был избран ханом среднего жуза.
Восстание в Бокеевской орде под рук. М.Утемисова и И.Тайманова.
Восстание под рук. К.Касымова.
Восстание под рук. Ж.Нурмухамедова.
Восстание под рук. Е.Котибарова.
Восстание в Уральской и Тургайской областях.
Указом Павла I было узаконено кочевание казахов в междуречье Волги и Урала. Образование Бокеевского ханства.
Слайд 49Рефлексия
1. Какова основная идея Национально-освободительного движения в Казахстане?
2. Достигнуты ли ожидаемые
результаты урока?
Слайд 50
«Мечта героя –служить народу
Цель героя - прославить народ!
И всякий потомок, что
мечтаний своих не предает, не откажется от намеченной цели,-достигнет её. Так пусть же высокими будут ваши мечтания!»