Слайд 1Флот накануне и в период Великой Отечественной войны
МБОУ«Веселовская средняя общеобразовательная
школа №1»
Акбулакского района Оренбургской области
Областной конкурс по истории
Военно-Морского Флота России
Номинация «Электронные презентации»
Автор: Джукусов Арстан,
учащийся 6 класса
Руководитель: Искакова А.И.,
учитель английского языка
I квалификационной категории
с.Веселый-2015
Слайд 2Великая Отечественная война явилась суровым испытанием для нашей страны.
Страна стала единым
боевым лагерем, фронт и тыл вместе ковали победу. Они складывались из маленьких и больших боев, из мужества и великого чувства долга и ответственности каждого человека перед Родиной. И, конечно, надо отдать должное ВМФ СССР, которое несло свою службу по охране и защите нашей Родины, моряков, которые делали все для победы на суше и на море.
Слайд 3Зарождение флота СССР
На первой сессии Верховного Совета СССР в январе 1938
г. Председатель Совета Народных Комиссаров В.М. Молотов заявил: "У могучей советской державы должен быть соответствующий ее интересам, достойный нашего великого дела морской и океанский флот".
Слова советского премьера отражали изменившиеся взгляды руководства СССР, и, прежде всего, И.В. Сталина, на приоритеты дальнейшего строительства Военно-Морского Флота.
Вячеслав Михайлович Молотов
Слайд 4Приоритет флота СССР
Именно в это время рождалась 10-летняя "Большая кораблестроительная программа",
предусматривающая, в первую очередь, постройку линейных кораблей и тяжелых крейсеров, которые олицетворяли бы океанскую мощь государства.
Крупнейшими кораблестроительными программами стали «Десятилетний план строительства кораблей ВМФ» (1938—1947 годы) и «Десятилетняя программа военного кораблестроения на 1946—1955 годы».
Слайд 5Первые шаги в кораблестроение
Первые программы военного кораблестроения РКВМФ
(1926 и 1929 годов) были ориентированы на замену устаревших балтийских и черноморских подводных лодок девятнадцатью
большими и четырьмя малыми подводными лодками, достройку трёх эскадренных миноносцев типа «Новик», модернизацию четырёх линейных кораблей, постройку незначительного числа лёгких сторожевых судов, 68 торпедных катеров и монитора с 356-мм орудиями.
Эсминец типа «Новик» («Пылкий»), фотография сделана между 1915 и 1917 годами
Слайд 6Выполнение задач
Однако даже они не были полностью выполнены: за 1929—1932 год
вступили в строй семь подводных лодок типа «Декабрист», восемь сторожевых
кораблей типа «Ураган» и 59 торпедных катеров типа «Ш-4», модернизированы всего два линейных корабля.
Подводная лодка типа «Декабрист»
Слайд 7Что думал вождь страны?
Идея строительства «Большого советского флота» впервые появилась не
позднее 1930 года, первоначально её сторонником был сам И. В. Сталин.
В этом же году группа специалистов флота, утверждавшая о нереальности этой идеи, была репрессирована, а её сторонники объявлены врагами народа. Однако, вскоре врагами народа стали уже сами сторонники «Большого флота».
И. В. Сталин: «Начать постройку большого флота надо с малых кораблей. Не исключено, что через пять лет мы будем строить линкоры».
Слайд 8Впервые о существовании планов по строительству линкоров для Советского Военно-Морского Флота
И.В.Сталин упомянул на заседании Комиссии обороны при СНК СССР 11 июля 1931 года.
В последующие несколько лет темы по новым линкорам неизменно вычёркивались из планов Научного института военного кораблестроения, так как в «Программе военного судостроения на вторую пятилетку (1933—1938)», основанной на теоретических взглядах сторонников «Малого флота», где роль главной ударной силы будущих советских флотов отводилась подводным лодкам и морской авиации берегового базирования
Слайд 9Планы государства
По первоначальному варианту 10-летней программы к 1946 г. советский флот
должен был иметь 15 линейных кораблей, 15 тяжелых
и 28 легких крейсеров, 144 эскадренных миноносца, 336 подводных лодок, десятки кораблей других классов и сотни боевых катеров.
«Дредноут» — родоначальник класса линкоров
Слайд 10Линейный корабль
от 280 до 460 мм, с экипажем 1500—2800 человек.
Линкоры применялись в XX веке для уничтожения
Линейный корабль (сокращённо — линко́р) — класс бронированных артиллерийских военных кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, вооружённых орудиями главного калибра
кораблей противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Являлся эволюционным развитием броненосцев второй половины девятнадцатого века.
Линкор «Императрица Мария»
Слайд 11Таким образом, в отличие от первой и второй пятилеток, когда главное
внимание уделялось средствам "малой войны" на море, и, прежде всего, подводным лодкам, в
"Большой
Бронепалубный крейсер "Диана"
кораблестроительной программе" четко определялся приоритет линейных кораблей и крейсеров.
Слайд 12Лине́йный кре́йсер — класс артиллерийских кораблей, имеющих вооружение, близкое к линкорам, но
обладающих большей скоростью хода при более лёгком бронировании.
Появились в начале ХХ века как развитие броненосных крейсеров. Они должны были составлять авангард главных сил флота, а в бою играть роль его быстроходного крыла.
Один из первых в мире линейных крейсеров — «Инвинсибл»
Слайд 13Вашингтонское морское соглашение 1922 года
Результаты морских сражений Первой мировой войны,
а также Вашингтонское морское соглашение 1922 года прервали эволюцию линейных крейсеров.
Вашингтонское морское соглашение 1922 года или Договор Пяти Держав — соглашение, заключённое между ведущими мировыми державами: США, Британской империей, Французской Республикой, Японской империей и Итальянским королевством об ограничении морских вооружений.
Подписано 6 февраля 1922 года по результатам Вашингтонской конференции, проводившейся в ноябре 1921 — феврале 1922 года.
Слайд 14Строительство линейных кораблей
Определенное влияние на направленность советского кораблестроения имел опыт ведущих
морских держав, продолжавших интенсивное строительство линейных кораблей. В середине 30-х годов на верфях шести государств только в постройке находилось 20 линейных кораблей, хотя в целом удельный вес крупных надводных кораблей в составе флотов падал. Правда, заграницей строили и авианосцы.
Авианосец — класс боевых кораблей, основная ударная сила которых — палубная авиация.
Торпедоносцы TBD-1 стоят на взлетной палубе авианосца «Энтерпрайз» перед вылетом 4 июня 1942 года
Слайд 15Восемь линкоров 6-го флота США были потоплены японскими самолётами с авианосцев
прямо на своей стоянке в Перл-Харборе
Линкор – это, по сути, плавучая батарея крупнокалиберных орудий, которая может расстрелять портовый город или караван судов. И уж тем более любой корабль классом ниже, у которого орудия меньше калибром и не имеют такого радиуса поражения.
Конечно, для эсминцев и крейсеров напрашивается вариант: на скорости подойти к линкору как можно ближе и навязать бой на малой дистанции. Однако, линкоры не ходят по одному, а в конвое с кораблями классом ниже, которые защищают линкор от подводных лодок и малых кораблей.
Слайд 16Судьба линкоров
Вполне очевидным был тот факт, что экономика
СССР не могла обеспечить создание такого флота. Стоимость постройки только первых четырех заложенных линкоров типа “Советский Союз” достигала почти четверти годового бюджета страны.
Выполнение планов первой и второй пятилеток систематически срывалось. В своей основе обе пятилетки остались невыполненными.
Линкор Советский Союз, СССР (проект). Заложен в 1938 г. не достроен.
Слайд 17Состояние германского флота
К сентябрю 1939 г. германский флот насчитывал около 160
тыс. человек личного состава и 107 боевых кораблей основных клас¬сов, в том числе 2 линкора, 3 броненосца, 1 тяжелый и 6 легких крейсеров, 22 эсминца, 12 миноносцев, 57 подводных лодок. В течение 1939 — 1945 гг. было закончено постройкой 2 линкора, 2 тяжелых крейсера, 18 эсминцев, 36 миноносцев и около 1100 подводных лодок.
Слайд 18Первый новый линейный корабль “Советский Союз” проекта 23 был заложен в
Ленинграде на Балтийском заводе 15 июля 1938 г.
Главный конструктор корабля - Б.Г. Чиликин. Его консультировали видные ученые флота: А.Н. Крылов, Ю.А. Шиманский, П.Ф. Папкович, В.Г. Власов.
Б.Г.Чиликин
инженер-конструктор
Академик
А.Н.Крылов
Академик
Ю.А. Шиманский
Профессор
П.Ф. Папкович
Слайд 19Начало судостроительной промышленности
В декабре 1937 г. образован Народный комиссариат Военно-Морского Флота,
а в январе 1939 г. - Народный комиссариат судостроительной промышленности.
Начали формироваться пять основных групп судостроительных заводов и верфей: ленинградская, южная, дальневосточная, северная и центральная (речная). Из них первые две выпускали до двух третей всей судостроительной продукции.
Херсонский судостроительный завод
Слайд 20За головным кораблем в течение двух лет последовала закладка еще трех
линкоров: “Советская Украина” в Николаеве, “Советская Россия” и “Советская Белоруссия” в Молотовске (с 1957 г. - Северодвинск).
Строительство заложенных линкоров шло медленно. Плановые сроки продвижения технической готовности срывались в основном из-за задержек с поставками материалов, оборудования. К концу 1940 г. готовность “Советского Союза” составила 19,44%, “Советской Украины” - всего 7%.
Трудности в кораблестроении
Слайд 21В ноябре 1939 г. были заложены тяжелые крейсера “Кронштадт” (Ленинград) и
“Севастополь” (Николаев) проекта 69. Их водоизмещение было порядка 35000 т. Артиллерия главного калибра состояла из девяти 305-мм орудий в трехорудийных башнях. Полная скорость -32 уз. К началу войны готовность крейсеров достигала 12%.
Слайд 22 Их стандартное водоизмещение равнялось 59150 т, длина составляла
260 м, ширина - 38 м, осадка - 9,27 м. При номинальной мощности главных машин 201 тыс. л.с. линкор мог развивать скорость до 28 уз. Артиллерия главного калибра включала девять 406-мм орудий в трех башнях. Толщина главного броневого пояса достигала 402 мм.
Считалось, что отечественные линкоры будут самыми большими в мире военными кораблями.
Слайд 23Построить новые линкоры не так-то просто. Всего шесть стран справились с
этой задачей в промежуток между 30-ми и 40-ми годами (Англия, Германия, США, Япония, Италия и Франция), и, хотя очень многие государства также стремились к созданию подобной военной мощи, справилось с этим только одно — СССР. Производство линкоров хоть и шло полным ходом, всё же было прервано Второй мировой войной, из-за чего в строй вступить вся эта мощь не смогла.
Итальянский линкор "Литторио”
"Дюнкерк" - французский линкор
"Ямасиро"японский линкор
Линкор "Северная Каролина" (США)
Слайд 24Советские корабли в ВОВ
Советские конструкторы подошли к делу со знанием дела
и разработали настоящих гигантов-левиафанов, покрытых тяжёлой бронёй, что не могло не понравится Сталину, который к подобным махинам питал слабость. Инженеры работали на славу стремясь выпустить на свет линкоры, которые бы оставили все зарубежные корабли подобного типа далеко позади.
Слайд 25 Строительство заложенных линкоров шло медленно. Плановые сроки продвижения технической готовности
срывались в основном из-за задержек с поставками материалов, оборудования. К концу 1940 г. готовность “Советского Союза” составила 19,44%, “Советской Украины” - всего 7%.
Слайд 26Броневой пояс (375 мм) крепился снаружи с наклоном в пять градусов,
особое значение придавалось горизонтальной защите (три броневые палубы: верхняя — 25-мм; главная — 155 мм; противоосколочная — 50 мм). Противоторпедная защита от 64-ого до 153-его шпангоутов выполнялась по системе Пульезе, а в оконечностях работала защита американского типа.
Броневой пояс линкора
Слайд 27Броневой пояс линкора
Броневой пояс — толстый слой металлической брони, расположенный
на внешней поверхности бортов или с внутренней стороны корпуса военных кораблей, обычно броненосцев, линкоров, крейсеров и линейных крейсеров, а также авианосцев, переоборудованных под новые задачи из указанных выше типов судов.
Слайд 28Вооружение линкора включало в себя девять 406-мм орудий Б-37 (50 к.),
выпущенных заводом «Баррикады». Артиллерия стреляла 1105-килограммовыми снарядами на расстояние не меньше сорока пяти с половиной километров и превосходила практически все иностранные орудия.
Но нападение фашистской Германии уничтожило всякую надежду и все возможности создать супермощные корабли.
Слайд 29Эскадренные эсминцы и миноносцы
Великая Отечественная война застала советский флот
в не самом боеспособном состоянии. Десятилетняя программа развития флота предусматривала постройку к 1946 году 15 линкоров, 15 тяжелых и 28 легких крейсеров, 144 эсминца и миноносца, а также 336 подводных лодок.
Эскадренный миноносец
Эскадренный миноносец "Громкий"
Слайд 30Положение СССР перед войной
Однако перед самой войной программу было решено сократить,
а достроить и спустить на воду уже заложенные линкоры и тяжелые крейсера помешала война. Так получилось, что СССР вступил во Вторую мировую войну, имея лишь 3 линкора, доставшихся ему в наследство от царской России.
Линкор класса Севастополь 1914 г.
Это были линейные корабли класса «Севастополь», постройка которых осуществлялась с 1909 по 1914 год.
Слайд 31Всего было построено 4 корабля: «Гангут», «Полтава», «Петропавловск» и «Севастополь». Все
они участвовали в Первой мировой войне и благополучно пережили ее. После революции линкоры вошли в состав ВМФ СССР. «Петропавловск» был переименован в «Марат», «Севастополь» переименован в «Парижскую коммуну», «Гангут» получил имя «Октябрьская революция», а «Полтава» - «Михаил Фрунзе». На последнем в 1923 году произошел сильный пожар, причинивший кораблю значительные повреждения. Восстанавливать его посчитали нецелесообразным, часть оборудования с него использовалась для ремонта 3-х оставшихся в строю линкоров.
Положение СССР перед войной
Слайд 32Модернизация кораблей
Перед Второй мировой войной данные линкоры прошли
модернизацию. Работы по совершенствованию
кораблей
проходили по различным программам и в разные сроки с
1927 по 1938 год.
Модернизация кораблей сильно изменила их силуэт. Корабли получили баковую надстройку, жестко скрепленную с корпусом и закрытую сверху прочным настилом.
Был изменен комплекс «боевая труба – фок-мачта – носовая труба».
Линкор после модернизации
Слайд 33Модернизация кораблей
Претерпела изменения и стала более совершенной носовая оконечность,
что позволило уменьшить заливаемость палубы на полном ходу.
Были заменены энергетические установки, переведенные с угля на нефть, улучшены бытовые условия для команды.
Установлены новейшие средства связи, новые оптические дальномеры в башнях, изменена система управления огнем. Существенно была улучшена система ПВО.
Слайд 34В ноябре 1939 г. были заложены тяжелые крейсера “Кронштадт” (Ленинград) и
“Севастополь” (Николаев) проекта 69. Их водоизмещение было порядка 35000 т. Артиллерия главного калибра состояла из девяти 305-мм орудий в трехорудийных башнях. Полная скорость -32 уз. К началу войны готовность крейсеров достигала 12%.
Советский тяжелый крейсер "Кронштадт".
Модернизация кораблей
Слайд 35В сентябре 1938 г. вступил в строй головной легкий крейсер “Киров”
проекта 26 , заложенный в Ленинграде в октябре 1935 г. Главный конструктор корабля - А.И. Маслов.
Маслов Анатолий Иоасафович — кораблестроитель
Крейсер Киров на рейде накануне Великой Отечественной войны, 1941 год.
Модернизация кораблей
Слайд 36 Через два года Балтийский флот пополнился еще одним
легким крейсером - “Максимом Горьким” проекта 26-бис,
а в составе Черноморского флота перед самым началом Великой Отечественной войны появились крейсера “Ворошилов” и “Молотов”.
Крейсер Ворошилов, 20 июня 1941 года.
Крейсер Максим Горький, 1941 год
Крейсер «Молотов» в Севастополе, 1941 год
Модернизация кораблей
Слайд 37Суда-участники ВОВ
Все эти четыре крейсера приняли активное участие в войне, получали
боевые повреждения, но остались в строю. В Комсомольске-на-Амуре строились легкие крейсера “Калинин” и “Лазарь Каганович” проекта 26-бис. Они вступили в состав Тихоокеанского флота уже в годы войны.
Крейсер «Калинин», 1941 год
Крейсер «Каганович»
Слайд 38Решение руководства страны
19 октября 1940 г. руководство страны приняло
решение прекратить закладку линейных кораблей и тяжелых крейсеров, а один из строящихся линейных кораблей разобрать. Предписано сосредоточить усилия промышленности на строительстве малых и средних боевых кораблей и на достройке крупных кораблей с большой степенью готовности.
В целом кораблестроение вновь было переориентировано на постройку подводных лодок и легких надводных кораблей. Тем не менее, строительство ранее заложенных кораблей различных классов продолжалось.
Слайд 39Крейсеростроение
Следующим этапом советского крейсеростроения стали проектирование и закладка легких крейсеров
проекта 68. Семь крейсеров этого проекта были заложены в Ленинграде и Николаеве в 1939-1940 гг. До начала войны 5 из них успели спустить на воду.
Крейсер "Киров" на рейде
Легкий крейсер "Александр Невский"
Слайд 40Крейсеростроение
Головной крейсер “Чапаев” к началу войны имел готовность
35%. В строй он войдет в 1950 г. по откорректированному, с учетом опыта войны, проекту 68К (главный конструктор Н.А. Киселев).
Большая серия крейсеров строилась по проекту 68-бис (главный конструктор А.С. Савичев).
Головной корабль крейсер “Свердлов” принят в состав Балтийского флота в 1952 г.
Крейсер “Свердлов”
Крейсер “Чапаев”
Слайд 41Строительство эсминцев
Массовое строительство новых эсминцев развернулось только в первое
послевоенное десятилетие, правда, уже по улучшенному проекту 30-бис. Эсминцы со сварными корпусом вооружались четырьмя 130-мм орудиями в двух башнях и оснащались радиолокационной и гидролокационной техникой.
Слайд 42Строительство сторожевых кораблей
После заметного перерыва возобновилось проектирование и строительство сторожевых кораблей.
Группой конструкторов во главе с Я.А. Копержинским в 1937-1939 гг. был разработан проект сторожевого корабля “Ястреб” (проекта 29).
Сторожевые корабли проекта 29 класса "Ястреб" - сторожевые корабли
Сторожевые корабли типа "Ураган"
Слайд 43 До начала войны успели спустить на воду шесть кораблей
этой серии. В годы войны (1944 г.) головной корабль “Ястреб” был сдан флоту по откорректированному проекту 29. Водоизмещение сторожевика - 998 т, скорость -33,5 уз.
В состав артвооружения входили три 100-мм пушки и четыре 37-мм зенитных автомата. Имелся трехтрубный 450-мм торпедный аппарат. На борт принималось до 24 мин. На корме устанавливались два бомбосбрасывателя с комплектом глубинных
бомб. Пять остальных кораблей, спущенных на воду, достроены по проекту 29К после войны.
Сторожевые кораблей
Слайд 44Корабль морской пограничной охраны проекта 122
В 1938 г. по заказу НКВД
был разработан корабль морской пограничной охраны проекта 122. Военно-Морской Флот использовал этот проект в несколько измененном виде в качестве большого охотника за подводными лодками. По проекту 122А (главный конструктор Н.Г. Лощинский) была заложена серия больших охотников. Первые два - “Артиллерист” и “Минер”- вошли в состав Каспийской флотилии в ноябре 1941 г. Через три года их вместе с другими кораблями этого проекта перебазировали на Черноморский флот.
Слайд 45Малые охотники за подводными лодками
Накануне и в ходе
войны в большом количестве строились малые охотники за подводными лодками типа МО-2 и МО-4 (главный конструктор Л.Л. Ермаш), водоизмещением 56 т, с полной скоростью 25,5 уз. Корпус этих кораблей был деревянным. Вооружение включало две
45-мм пушки, имелись два бомбосбрасывателя с глубинными бомбами. На борт катера принимались 4 мины. Охотник оснащался переносной шумопеленгаторной
станцией.
Морской охотник за подводными лодками "МО-4"
Л.Л.Ермаш
руководитель
проектной
группы завода
Слайд 46 С 1943 г. на флот стали поступать малые
охотники за подводными лодками типа ОД-200, водоизмещением 47 т, со скоростью 28 уз. Их вооружение состояло из 37-мм и 25-мм автоматов. Всего было построено 334 малых охотника типа МО-2, МО-4 и ОД-200. Малые охотники стали самыми универсальными кораблями Великой Отечественной войны.
Они высаживали десанты, несли дозорную службу, конвоировали транспорты, эскортировали подводные лодки, подавляли огненные точки на берегу.
Советский морской охотник ОД-200
Малые охотники за подводными лодками
Слайд 47 Малые охотники за подводными лодками проекта 194 (главный
конструктор А.Н. Тюшкевич) строились в осажденном Ленинграде и поступали на Балтийский флот с июня 1943 г. Их водоизмещение составляло 61 т, скорость доходила до 23 уз., на вооружении имелись 45-мм пушка и 37-мм автомат, два бомбосбрасывателя с глубинными бомбами, гидроакустическая станция. Всего
было построено 66 бронированных охотников. Они предназначались для действий в шхерных районах, осуществляли огневую поддержку сухопутных войск, участвовали в десантных операциях.
МалыЙ охотник за подводными лодками
Малые охотники за подводными лодками
Слайд 48Противоминные корабли
В предвоенные годы получили дальнейшее развитие противоминные корабли. Проект эскадренного
быстроходного тральщика (проект 59) разработан к концу 1938 г. под руководством главного конструктора Л.М. Ногида. Кроме контактных тралов, на нем предусматривался и электромагнитный трал. Артвооружение включало две 100-мм и одну 45-мм пушки, три 37-мм автомата.
Слайд 49Тральщик “Владимир Полухин”
Головной тральщик “Владимир Полухин” и второй корабль “Василий Громов”,
заложенные в 1939 г., проходили приемосдаточные испытания и передавались флоту в Ленинграде в 1942-1943 гг. Водоизмещение тральщика составляло 879 т. Паротурбинная установка позволяла развивать скорость без трала 22,4 уз., с тралом до 19 уз. Имелись бомбосбрасыватели и бомбометы с глубинными бомбами, гидроакустическая станция.
Слайд 50Тральные силы Балтийского флота
Тральные силы Балтийского флота, особенно нуждавшегося
в противоминных кораблях, в годы войны получали большое пополнение за счет тральщиков -“стотонников” проекта 253Л, построенных на двух ленинградских заводах в условиях блокады. Первый корабль вступил в строй в январе 1944 г. Тральщики строились двумя сериями - МТ-1 и МТ-2. Их водоизмещение было порядка 100 т, полная скорость при работе трех дизелей достигала 12,5 уз. (без трала). Минно-тральный комплект включал акустический, электромагнитный и параван-тралы, 24 мины. В составе артиллерии имелись две 45-мм пушки.
Слайд 51 Еще в 1938 г. было начато строительство подводных минных
заградителей типа “Л” ХIII-бис серии. Новый дизель “1Д” позволил повысить надводную скорость. Был увеличен также боекомплект торпед и мин, улучшена обитаемость. Начиная с 1940 г. новые “ленинцы” стали оснащаться шумопеленгаторными станциями “Марс” и приборами звукоподводной связи
“Сириус”.
К началу Великой Отечественной войны в составе ВМФ СССР насчитывалось 19 подводных минных заградителей типа “ленинец” четырех серий.
Советская подводная лодка Л-4 "Гарибальдиец"
Слайд 52Подводные лодки типа "Щ"
Накануне войны, в 1938-1941 гг.,
были заложены 13 подводных лодок типа “Щ” Х-бис серии. Из них 9 достроены в годы войны, две - после войны, строительство двух прекращено.
В число средних лодок, принятых в состав флота в течение трех последних предвоенных лет, кроме “щук”, входило 15 подводных лодок типа “С” 1Х-бис серии.
Силуэт подводной лодки типа "Щ" серии III. Щ-303.
Слайд 53Малые подводные лодки ХП
Малые подводные лодки ХП серии были
спроектированы конструкторской группой П.И. Сердюка. Они представляли однокорпусные, цельносварные и одновальные подводные корабли. В отличие от VI серии, их прочный корпус разделялся на шесть отсеков. Водоизмещение-209/258 т, скорость в надводном положении -14 уз., под водой - 7,8 уз. Малая ПЛ ХII серии имела два носовых торпедных аппарата с общим боекомплектом из 4 торпед.
Артиллерия включала одну 45-мм пушку. До войны флот получил от промышленности 28 таких кораблей. В
постройке находились 17, которые были достроены в годы войны.
Подводная лодка XII серии типа «Малютка»
Слайд 54Полушкин Федор Федорович
Проект более совершенной малой подводной лодки XV
серии разработан группой инженеров во главе с Ф.Ф. Полушкиным в 1939 г. Подводная лодка была снабжена двухвальной энергетической установкой, а
Малая подводная лодка проекта 96 (XV серия) - Общий вид
торпедное вооружение увеличено до четырех аппаратов. До 1947 г. флот получил 10 лодок этой серии.
Слайд 55Рудницкий Михаил Алексеевич
Под руководством главного конструктора, офицера флота, сотрудника
НТК Морских Сил РККА М.А. Рудницкого в 1934-1936 гг. была спроектирована крейсерская эскадренная подводная лодка типа “К” XIV серии, которой заслуженно гордились моряки и
кораблестроители. В приемном акте головной подводной лодки “К” Госкомиссия отмечала, что она “по своим тактическим элементам значительно превосходит
зарубежные лодки подобного типа, в особенности по вооружению и скорости. Самая крупная, самая быстроходная, самая мощная”.
Слайд 56Двухкорпусная подводная лодка типа
Двухкорпусная подводная лодка типа “К” имела
водоизмещение 1500/2100 т, два дизеля общей мощностью 8400 л.с., что позволяло в надводном положении развивать скорость до 22 уз. В подводном положении под электромоторами скорость достигала 10 уз. Рабочая глубина погружения -100м. Максимальная дальность плавания до 15000 миль.
«Декабрист» в Беломорканале.
Переход на Северный флот, 1933 год
Слайд 57Торпедные аппараты
В составе артвооружения - две 100-мм и две
45-мм пушки. В носу семиотсечной лодки размещалось шесть, в корме и надстройке по две трубы торпедных аппаратов. Общий боекомплект составлял 24 торпеды. На лодку в минно-баластную цистерну принималось до 20 мин, которые сбрасывались через люки под киль. Легкий корпус, переборки прочного корпуса и цистерны были сварными. Отмечались Госкомиссией и слабые места лодки типа “К”. К ним относились высокая шумность, ненадежная конструкция минного оборудования, несовершенная система погрузки торпед.
Торпеда 45-36Н
Торпеда 53-38
Торпеда 53-39
Слайд 58Корабельный состав ВМФ СССР
До начала войны в состав
флота вошло шесть крейсерских подводных лодок типа “К”. Столько же находилось в постройке. Они были достроены и сданы флоту в годы войны.
К началу Великой Отечественной войны корабельный состав ВМФ СССР насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов.
Слайд 59В постройке находилось 219 кораблей, в том числе 3 линейных корабля,
2 тяжелых и 7 легких крейсера, 45 эсминцев, 91 подводная лодка. По боевым и эксплуатационным качествам построенные отечественные надводные корабли были на уровне аналогичных кораблей иностранных флотов. Они обладали достаточными скоростями, надлежащей защитой, высокой живучестью и непотопляемостью. На вооружении крейсеров и эсминцев состояли надежные дальнобойные артиллерийские системы 180-мм и 130-мм калибров.
Корабельный состав ВМФ СССР
Слайд 60100-мм палубные артустановки Б-24
К сожалению, среднекалиберная артиллерия (130-мм, 100-мм) не была
универсальной и не могла вести огонь по воздушным целям. Перед войной были разработаны и приняты на вооружение 37-мм зенитные автоматы 70К, но в массовом количестве они стали поступать на флот лишь во второй половине войны, что отрицательно сказалось на противовоздушной обороне кораблей.
Большие и средние подводные лодки, а также сторожевые корабли и тральщики вооружались одноорудийными 100-мм палубными артустановками Б-24.
100-мм корабельная пушка образца 1936 года (Б-24)
Слайд 61Системы управления стрельбой
Для управления огнем артустановок главного калибра
были созданы системы управления стрельбой “Молния АЦ” и “Мина-7”, обладавшие высокими точностями решения задач. Первые отечественные системы морских приборов управления артиллерийским зенитным огнем (МПУАЗО) “Горизонт” (для крейсеров) и “Союз” (для эсминцев) приняты на вооружение в 1940 и 1941 гг. Однако их серийное производство задержалось и к началу войны на многих кораблях этих систем не было.
Слайд 62Лидер ЭМ «Баку», 1943 год
Автоматизированная система МПУАЗО испытывалась на
лидере “Баку” в 1943 г. В ней полные углы наводки орудий и установки трубки с учетом качки корабля определялись по высоте полета цели и вектору ее скорости.
Лидер ЭМ «Баку», 1943 год
Слайд 63Что за прибор?
В годы войны на флоте появился силовой гироазимутгоризонт, ставший
основным прибором корабельной артиллерийской гироскопии. Он устанавливался на крейсерах, эсминцах, сторожевых кораблях.
Гиро - первая часть сложных слов, обозначающих приборы, созданные на основе гироскопа (гирокомпас, гиросекстан).
ГИРОАЗИМУТГОРИЗОНТ - гироскопическое навигационное устройство, выполняющее одновременно функции гироазимута и гирогоризонта. Служит для измерения углов наклона судна относительно плоскости истинного горизонта (бортовой и килевой качек), а также углов в горизонтальной плоскости хранимого им направления.
Слайд 64Системы приборов управления стрельбой (ПУС)
Производство системы приборов управления стрельбой (ПУС) резко
возросло в конце войны и особенно в первые послевоенные годы. Если в 1944 г. была изготовлена 21 система, в 1945 г. -54, то в 1946 г. флот получил 99 систем. Корабли стали оснащаться крейсерскими системами “Молния АЦ-68” и “Зенит-68”.
Слайд 65Флотские артиллеристы
Флотские артиллеристы имели хорошую подготовку в стрельбах по морским целям,
чему в военно-морских училищах отводилось много времени. Стрельбам же по береговым целям уделялось мало внимания. Между тем именно береговые стрельбы стали преобладающими в ходе боевых действий флота.
Слайд 66Подводные лодки
Подводные лодки обладали достаточно высокими тактико-техническими характеристиками, мощным вооружением, живучестью,
но до последнего периода войны не получали скоростных и бесследных торпед. В ходе войны лодки оснащались приборами беспузырной торпедной стрельбы.
Слайд 67Торпеды 53-38
Основные типы торпед, состоящие на вооружении кораблей, это торпеды 53-38,
а на вооружении самолетов - 45-36 (высотного и низкого торпедометания). Приборы управления торпедной стрельбой требовали кардинального улучшения.
К недостаткам боевого состава флотов предвоенного периода нужно отнести отсутствие десантных кораблей и малое количество тральщиков. Боевые корабли и суда оказались незащищенными от неконтактного оружия.
Слайд 68Первые отечественные неконтактные тралы
Первые отечественные неконтактные тралы появились в нашем флоте
в конце 1942 г. в результате работ группы ученых и инженеров под руководством Н.Н. Андреева и Л.М. Бреховских (они стали поступать на вооружение флота только в 1943-1944 гг. (авиационные мины АМД-500 и АМД-1000)).
Л.М. Бреховских
Буксировка тралов СЭМТ-1 и БАТ-2: 1 - трал СЭМТ-1,
Слайд 69Северный флот
Значение Северного флота для обороны страны руководством ВМФ понималось, однако
перед войной он имел малочисленный корабельный состав, включавший только 8 эсминцев, 2 торпедных катера, 7 сторожевых кораблей, 15 охотников за подводными лодками и 15 подводных лодок. Береговая оборона находилась в стадии строительства. В ее составе было всего 70 орудий калибром от 45 до 180 мм.
Моряки Черноморского флота на катере в боевом походе во время Великой Отечественной войны
Слайд 70Противовоздушная оборона
Противовоздушная оборона включала несколько зенитных дивизионов. Авиация флота имела 116
самолетов (49 истребителей, 11 бомбардировщиков и 56 разведчиков), которые могли базироваться на один сухопутный и два морских аэродрома.
Слайд 71Истребители МИГ-3 и торпедоносцы
Балтийский и Черноморский флоты насчитывали по 200 кораблей
различных классов и более чем по 600 самолетов, в числе которых были новые истребители МИГ-3 и торпедоносцы. Эти флоты располагали развитой сетью баз и аэродромов. В составе береговой обороны каждого флота было: 424 орудия крупного (до 305 мм) и среднего калибров, зенитные дивизионы, а также железнодорожная артиллерия.
Торпедоносец Ил-4Т
Советский истребитель "МиГ-3".
Слайд 72Тихоокеанский флот
Тихоокеанский флот имел самое большое из всех флотов число подводных
лодок (91), торпедных катеров (135) и самолетов (1183). Однако здесь, как и на Северном морском театре, наиболее крупными кораблями были эскадренные миноносцы. Два крейсера находились в постройке.
Кроме флотов, в составе ВМФ СССР имелись пять речных и озерных флотилий.
Моряки Тихоокеанского флота после освобождения Дальнего Востока.
Слайд 73В целом, несмотря на отмеченные недостатки в развитии флота и военного
кораблестроения, морского оружия и корабельной техники, к началу Великой Отечественной войны был создан Военно-Морской Флот, способный вести боевые действия как совместно с сухопутными войсками, так и самостоятельно в прилегающих морях в целях обороны побережья и срыва морских перевозок противника. Во главе ВМФ и флотов стояли талантливые адмиралы.
Слайд 74Состояние флота в начале войны
22 июня 1941 г. в 4 часа
утра Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Немецко-фашистская авиация произвела налеты на военно-морские базы Кронштадт, Ригу, Либаву, Севастополь, Измаил.
Противоздушные силы флотов, переведенных за несколько часов до начала войны по приказу Наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова на оперативную готовность № 1, отражали атаки вражеской авиации. Ни один корабль флота в первый день войны не был потерян.
Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов
Слайд 75Начальный период войны проходил в крайне тяжелых условиях для Советской Армии
и Военно-Морского Флота.
К концу ноября 1941 г. противником были заняты Прибалтика, Белоруссия, большая часть Украины и часть территории РСФСР.
Первый самый трудный для СССР период Великой Отечественной войны длился с 22 июня 1941 г. по 18 ноября 1942 г.
Состояние флота в начале войны
Слайд 76Задача Военно-Морского Флота
В эти месяцы основной задачей Военно-Морского Флота было содействие
на приморских направлениях сухопутным войскам, а также защита своих и нарушение вражеских морских коммуникаций.
Корабли и части флота приняли активное участие в героической обороне военно-морских баз Ханко, Либавы, Одессы и Севастополя, в многотрудной битве за Ленинград, в которой морская артиллерия играла существенную роль. Она использовалась главным образом для борьбы с тяжелой артиллерией врага, обстреливавшей город, а также для стрельбы по наиболее удаленным от фронта целям.
Слайд 77Подвиг советских моряков
Моряки сражались и на сухопутных фронтах. Из экипажей кораблей,
курсантов военно-морских училищ формировались бригады и отдельные батальоны морской пехоты. Только в 1941 г. на сухопутный фронт было направлено почти 150 тыс. моряков, из которых третья часть воевала под Москвой.
В первые две недели войны на Балтийском флоте эффективно функционировала центральная минно-артиллерийская позиция в Финском заливе.
Слайд 78Хронология военных действий
За это время было выставлено более 3000 мин и
около 500 минных защитников.
8 августа 1941 г. авиация флота нанесла первый бомбовый удар по Берлину
Исключительно тяжелой стала операция по вынужденному перебазированию кораблей Балтийского флота из Таллина в Кронштадт, которая была осуществлена 28-30 августа. На переходе, в условиях, когда оба берега Финского залива находились в руках противника, из 153 единиц от мин и вражеской авиации погибла одна треть боевых кораблей, транспортных судов и плавучих средств.
Слайд 79И все же основной корабельный состав флота благополучно прибыл в Кронштадт.
На кораблях и судах из Таллина удалось эвакуировать 17 тыс. человек. Несмотря на блокаду флота в восточной части Финского залива, балтийские подводники, проявляя мужество, форсировали противолодочные рубежи, выходили в открытое море для действий на коммуникациях противника. В 1942 г. они потопили 29 судов врага.
Подвиг советских моряков
Слайд 80Хронология военных действий
На Черном море оборонительные минные заграждения ставились у Севастополя
и Одессы, Новороссийска и Туапсе, в Керченском проливе и у Батуми. В конце июня 1941 г. ударная группа кораблей Черноморского флота в составе лидеров “Москва” и “Харьков” нанесла артиллерийский удар по румынской военно-морской базе Констанца.
В канун Нового 1942 года Черноморский флот провел самую крупную за войну Керченско-Феодосийскую десантную операцию.
Слайд 81Хронология военных действий
В операции участвовали две армии Кавказского фронта, морские части,
свыше 250 кораблей и судов, в том числе крейсера “Красный Кавказ” и “Красный Крым”, около 600 самолетов.
К исходу 2 января десантные войска очистили от противника Керченский полуостров, что существенно улучшило положение осажденного Севастополя. К сожалению, впоследствии противник вытеснил советские войска с полуострова.
Слайд 82Подводные лодки Черноморского флота действовали на путях сообщений противника, осуществляли вместе
с надводными кораблями морские перевозки в Севастополь и эвакуацию из города людей и особо ценного имущества.
Героическая оборона Севастополя в течение 250 дней была возможной во многом благодаря действиям Черноморского флота.
Наряду с непосредственным участием в обороне базы флот обеспечивал регулярное сообщение гарнизона с тыловыми районами на побережье Северного Кавказа.
Хронология военных действий
Слайд 83Северный флот играл важную роль в стабилизации фронта на мурманском направлении
- охраняя свои коммуникации, активно нарушал вражеские вдоль побережья Северной Норвегии. С созданием антигитлеровской коалиции и распространением американского закона о ленд-лизе в СССР начались регулярные поставки военной техники, вооружений и продовольствия от союзников. Действовали три маршрута транспортировки военных грузов для СССР: северный, тихоокеанский и иранский.
Хронология военных действий
Слайд 84Хронология военных действий
Только по северному маршруту в первый период войны из
портов Великобритании и Исландии проследовали в Архангельск и Мурманск 20 конвоев, в составе которых насчитывалось 288 судов.
Из СССР на Запад шли транспортные суда в конвоях с традиционными товарами советского экспорта, прежде всего стратегическим сырьем.
На маршруте союзные конвои охранялись британскими военно-морскими силами.
Северный флот включался в охрану судов конвоя начиная от меридиана 20°, к востоку и юго-востоку. Обеспечение морских перевозок с грузами по ленд-лизу стало одной из важнейших задач флота.
Слайд 85Хронология военных действий
Второй период Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 г. -
конец 1943 г.) начался контрнаступлением советских войск и разгромом 330-тысячной группировки немцев под Сталинградом. В результате роста производства военной продукции и расширения боевых резервов был достигнут экономический и военный перевес СССР над фашистской Германией.
В этот период Военно-Морской Флот продолжал содействовать сухопутным войскам на приморских флангах, более активно вести борьбу на морских коммуникациях.
Слайд 86Подвиг ВМФ СССР
Речные флотилии оказывали непосредственную огневую поддержку войскам. Флоты и
флотилии высаживали оперативные и тактические десанты, осуществляли перевозку войск и техники по морским и речным путям.
Важную роль играла Волжская военная флотилия, обеспечивая стратегическую нефтяную коммуникацию по Волге.
Черноморский флот провел ряд десантных операций в районах Новороссийска, Таганрога и Мариуполя.
Керченско-Эльтигенская десантная операция завершилась захватом Керченского плацдарма, позволившего позже вести успешные бои за освобождение Крыма.
Слайд 87В отличие от первого периода войны, когда на морских коммуникациях действовали
главным образом подводные лодки, с 1943 г. в широких масштабах стала привлекаться и авиация.
Около половины общего тоннажа потопленных транспортов противника - результат ударов авиации. ВВС флотов пополнились самолетами с минно-торпедным вооружением. Авиация заняла ведущее место в действиях по нарушению морских перевозок противника.
Подвиг ВМФ СССР
Слайд 88Боевая деятельность подводных лодок заметно сдерживалась слабостью ремонтной базы, а на
Балтике - мощными противолодочными рубежами противника. Завоевание авиацией господства в воздухе, оснащение кораблей эффективными зенитными средствами позволили усилить противовоздушную оборону на флоте.
Наиболее ценные морские перевозки стали прикрываться истребителями. Уменьшились потери судов на переходах морем.
Подвиг ВМФ СССР
Слайд 89Третий период Великой Отечественной войны (январь 1944 г. - май 1945
г.) характерен проведением наступательных операций Советской Армии на всех фронтах. Во многих из них принимал участие Военно-Морской Флот.
Войсками Ленинградского и Волховского фронтов при содействии Балтийского флота снята блокада Ленинграда. Артиллерия и авиация флота содействовали наступавшим войскам в прорыве обороны противника.
Флот осуществил перевозку войск 2-й ударной армии на Ораниенбаумский плацдарм. Совместно с войсками Ленинградского фронта в сентябре-октябре
Подвиг ВМФ СССР
Слайд 901944 г. флот успешно провел операцию по освобождению Моонзундских островов.
В
ходе наступления на правобережной Украине советские войска вышли к государственной границе, вступили на территорию Румынии.
Силами 4-го Украинского фронта. Отдельной Приморской армии и Черноморского флота освобожден Крым.
В третьем периоде войны основным содержанием боевой деятельности флотов и флотилий по-прежнему оставались: высадка морских и речных десантов, артиллерийская поддержка армейских флангов, перевозка войск и техники.
Подвиг ВМФ СССР
Слайд 91Флот зарекомендовал себя мощной ударной силой, способной резко изменить обстановку в
приморской полосе действий сухопутных войск.
К самостоятельным операциям флота относились, прежде всего, действия подводных лодок, легких сил флота и морской авиации на Севере, Черном и Балтийском морях. Наиболее высоких результатов в этих операциях достигла авиация. В войне против Японии в августе-сентябре 1945 г.
Тихоокеанский флот успешно высадил ряд оперативных и тактических десантов. Совместно с частями Советской Армии флот освобождал Южный Сахалин, Курильские острова, порты на восточном побережье Кореи, Порт-Артур.
Подвиг ВМФ СССР
Слайд 92Амурская флотилия содействовала сухопутным войскам в разгроме японской Квантунской армии в
Маньчжурии. Она обеспечивала форсирование рек, помогала наступлению войск вдоль р. Сунгари, поддерживая их артиллерийским огнем и высадкой тактических десантов.
За время Великой Отечественной войны Военно-Морским Флотом потоплено 708 боевых кораблей и вспомогательных судов Германии и ее союзников, а также 791 транспортное судно полной вместимостью 1,84 млн. т. Достоверность этих цифр подтверждается двусторонними данными.
Подвиг ВМФ СССР
Слайд 93Почти половина из потопленных кораблей и судов явилась результатом ударов авиации.
На долю подводных лодок приходится 5% потопленных боевых кораблей и 20% транспортов. От воздействия минного оружия погибло около 15% из всех потопленных германских кораблей и судов.
Надводными кораблями ВМФ СССР потоплено 53 боевых корабля и вспомогательных судна и 24 транспорта противника.
В целом, в ходе Великой Отечественной войны Военно-Морской Флот нанес противнику ощутимые потери. “Он до конца выполнил свой долг перед Родиной” - отмечалось в итоговом приказе Верховного Главнокомандующего.
Подвиг ВМФ СССР
Слайд 94Один факт о ВМФ России сегодня
11. 27.06.14 - В Санкт-Петербурге на
ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» состоялась церемония закладки сразу двух пограничных сторожевых кораблей проекта 22460. Пограничные сторожевые корабли проекта 22460 «Охотник»
предназначены для охраны государственной границы и территориального моря, борьбы с пиратством и терроризмом. Водоизмещение каждого – 700 тонн.
Слайд 95Источники:
1.Вторая мировая война: Битва у атолла Мидуэй и Алеутская операция (Часть
11)
2.forum.istorichka.ru>perma;
3. krigsmarine.ru>voenno-morskoj-flot.40-godov;
4. topwar.ru>4790.sovetskie-linkory-v-velikoy;
Слайд 96Об авторе:
Автор: Джукусов Арстан Кайратович
учащийся 6 класса Веселовской СОШ
№1
22.05.2002 г.р., 46-3-42
Руководитель: Искакова Аягоз Искаковна
Веселовская СОШ №1, учитель
англ. языка, I квалификационной категории
Акбулакский район, с.Веселый-1,
ул.Набережная,6, индекс 461560