Слайд 1Феодоровская икона Божией Матери
ФЕОДОРОВСКАЯ-КОСТРОМСКАЯ ИКОНА Божией Матери, одна из самых древних
русских чудотворных икон Богоматери, сохранившаяся до наших дней.
Слайд 2Феодоровская икона Божией Матери
Первые христиане, уверовавшие во Христа, научились любить и
благоговейно почитать его пречистую матерь, на которую он сам указал как на заступницу и покровительницу. Каждый почитал за великую радость получить ее благословение. Множество раз слышал от христиан предание о Богоматери и евангелист Лука. Он как повествует церковное предание, изобразил на доске лик Богоматери с младенцем на руках и принес изображение самой Богородице. Увидев свое изображение на иконе, Она сказала пророческие слова: «Отныне ублажат Мя вси роды, - и присовокупила, - Благодать родившегося от меня и Моя с сей иконой да будет».
Слайд 3Феодоровская икона Божьей Матери
Первые легендарные упоминания об образе Федоровской Божьей Матери относятся к XII веку.
Богородице -Федоровский мужской монастырь считается самым древним в Нижегородской епархии. Позже он стал называться по имени иконы Богородичный, Богородице-Феодоровский, а сейчас Феодоровский.
Он был построен в начале XIII века на берегу реки Волга, на месте деревянной часовни, в которой находилась чудотворная Федоровская икона Божьей Матери. Согласно легенде, ее авторство приписывают святому апостолу Луке. Доподлинно не известно кем и когда она была перенесена в русские земли.
Слайд 4
Кроме того икона является святыней дома Романовых, поскольку предание связывает
ее с призванием на царство в 1613 г. основателя династии Романовых – царя Михаила Федоровича.
Нет единого предания о появлении иконы, но все версии сходятся на том, что икона была перенесена в Кострому Нет единого предания о появлении иконы, но все версии сходятся на том, что икона была перенесена в Кострому из разоренного татаро -монголами Городца.
С 1927 года судьба монастыря в Городце была незавидной: в нем находилась колония для правонарушителей. В 2009 году храм был восстановлен.
г. Городец Феодоровский мужской монастырь
Слайд 5Феодоровская икона Божией Матери
1238 году при нашествии войск Батыя 1238 году
при нашествии войск Батыя город Городец был уничтожен, монастырь также сгорел. После опустошительного разорения и сожжения монастыря, икона чудным образом была явлена вновь. Младший брат св. князя Александра Невского, князь Василий Костромской, во время охоты заблудился в лесу, это случилось 16 августа 1239 года. На одном из деревьев он увидел чудную икону Богородицы, которую хотел снять. Однако та внезапно поднялась на воздух По возвращению в город князь рассказал о чудесном образе духовенству и народу.
Слайд 6
. Все двинулись в указанное князем место. При виде иконы все
пали на колени , принося молитву Богородице. Затем священники сняв икону перенесли ее в соборный Костромской храм. В отсутствие князя жители горда видели, что воин походивший на великомученика Федора Стратилата носил по городу святой образ Богородицы. Поэтому икону с этого времени стали именовать «Федоровской».
Слайд 7
Протоиерей Иоан Сырцов повествует: «Новоявленная Федоровская икона имела такой вид: написана
масляными красками «на сухе дереве». Доска в длину 1 аршин 2 вершка, в ширину 12 вершков Богородица изображена несколько склонившей главу на правое плече. Правой рукой поддерживается Богомладенец, правая нога которого прикрыта ризою, а левая не прикрыта. На оборотной стороне написана святая великомученица Праскева, называемая Пятница ,почитавшейся на Руси как покровительница невест и свадеб.
Слайд 8Феодоровская икона Божьей Матери
К первым чудесам иконы относят истории о её
чудесном спасении в огне при пожаре (сказания сообщают о двух пожарах:
Один уничтожил старую деревянную церковь - Икона была найдена в пепле не поврежденной.
Второй пожар произошёл уже в новом каменном храме. Когда народ бросился к чудотворному образу, то все увидели, что икона стоит в воздухе над огнем. Видя, что богоматерь желает забрать икону у города за грехи его жителей, все начали слезно молить Богородицу не оставлять их, тогда святой образ спустился и поддерживаемый невидимой силой, стал посреди городской площади.
Слайд 9
«Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери», создававшееся на
протяжении нескольких веков и дошедшее до нас в ряде списков, повествует о чудесном спасении Костромы от татарских войск в битве при Святом озере.(1262 г.) Кода русичи вступили в бой с неприятелем, пречистый образ, который несли с молебным пением, начал источать свет ярче солнечного, который ослеплял и опалял татар, чем привел их в неописуемый ужас и обратил в бегство
Слайд 10Феодоровская икона Божией Матери
«Федоровская» икона , особенно почитаема на Руси, еще
и потом, что именно через этот образ дано было благословение Божие на царствование Михаилу Федоровичу Романову.
В 1613 году Земский собор избрал на царство Михаила Романова, что закрепил итоговым документом —Соборной клятвой. После этого было назначено посольство из Москвы, которое принесло с собой икону «Владимирской Божей Матери». В Костроме их встретило духовенство с иконой «Федоровской Божей Матери». И все отправились в Костромской Ипатьевский монастырь, где Михаил Фёдорович жил с матерью, инокиней Марфой. В этом посольстве, согласно позднейших преданий, особую роль сыграла «Феодоровская» икона Божией Матери.
Слайд 11Феодоровская икона Божией Матери
Посольство возглавляли архиепископ рязанский Феодорит, келарь Троице-Сергиева монастыря
Авраамий Палицын и боярин Фёдор Иванович Шереметев. Посольство прибыло в Кострому 23 (13) марта 1613 года, и на следующий день, 24 (14) марта были приняты Михаилом Романовым и его матерью в Ипатьевском монастыре. И мать и сын отказывались от престола, но в результате уговоров согласились. Упав перед святым образом «Федоровской Божей Матери», старая инокиня произнесла: « Да будет воля твоя, Владычица! В твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истины, на благо Себе и Отечеству!»
Слайд 12
В память об этом событии было установлено ежегодное празднование в
честь «Федоровской» иконы 27 марта (14 марта по ст. стилю), в дополнение к ее явлению (16 августа по старому стилю).
По сообщению Нового летописца патриарха Филарета — «Бысть же в тот день на Костроме радость велия, и составиша празднество чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровской» — день стал днём празднования иконы, который отмечается до сих пор.
Слайд 13Феодоровская икона Божией Матери
Михаил взял с собой в Москву список с
иконы и поместил его в придворной церкви рождества Богородицы «на Сенях». В 1618 году он прислал в Кострому украшения для иконы, а в 1636 году по указанию царя икону подновили, сняв древнюю олифу, и украсили драгоценной ризой.
С ростом популярности иконы с неё начинают создавать многочисленные списки, со второй половины XVII века становятся распространёнными списки с клеймами, изображающими историю образа. В 1745 году по указанию Святейшего Синода икону вновь подновили и украсили новой золотой ризой. Работы продолжались с 16 августа по 15 сентября, их выполнил ярославский иерей Иоанн Андреев.
Слайд 14Феодоровская икона Божией Матери
С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж
за русских великих князей и принимая для этого православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна.К ним относятся Мария ФедоровнаС конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна.К ним относятся Мария Федоровна(жена Павла I), Александра Федоровна (жена Николая) Мария Федоровна С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна.К ним относятся Мария Федоровна(жена Павла I), Александра Федоровна (жена Николая) Мария Федоровна (жена Александра III), Александра ФедоровнаС конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна.К ним относятся Мария Федоровна(жена Павла I), Александра Федоровна (жена Николая) Мария Федоровна (жена Александра III), Александра Федоровна (жена Николая II) и Елизавета ФёдоровнаС конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна.К ним относятся Мария Федоровна(жена Павла I), Александра Федоровна (жена Николая) Мария Федоровна (жена Александра III), Александра Федоровна (жена Николая II) и Елизавета Фёдоровна. Эта традиция восходит ещё к XVII веку, когда в честь той же иконы «неблагозвучное» отчество царицы Евдокии Лопухиной было поменяно с «Илларионовна» на «Фёдоровна», а при вступлении в брак царя Ивана Алексеевича с Прасковьей Салтыковой ей не только изменили отчество, но и переменили имя её отцу с Александра на Фёдора
Слайд 15Феодоровская икона Божией Матери
Икона неоднократно украшалась драгоценными окладами.
Усердно заботились об
украшении иконы и Костромичи. В начале XIX века на средства жителей Костромы для иконы изготовили новый золотой оклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. Современники этого события свидетельствуют: «На сем образе риза из чистейшего золота, имеет весу 20 фунтов 39 золотников, она и венец украшены бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами(из коих один красный наидрагоценнейший).
В 1891 г. для чудотворного образа была изготовлена новая золотая риза весом почти 10 кг., которая и украшала его до 1922 года.
Слайд 16Феодоровская икона Божией Матери
После Октябрьской революции икона не попала в музейные
фонды, а продолжала находиться в церкви. В 1919 году в Костроме её, в целях раскрытия оригинального красочного слоя, исследовала комиссия музейного отдела Наркомпроса под руководством И.Э.Грабаря. В 1922 году Успенский собор и Феодоровская икона перешли к обновленцам , которые владели ею до1944 года. С чудотворго образа была снята драгоценная риза.
В 1929 году Костромская община привезла икону в Москву в Центральные государственные реставрические мастерские. Во время реставрационных работ специалисты пришли к выводу, что в своей основной части живопись XIII века утрачена.
Слайд 17Феодоровская икона Божией Матери
Икона была на реставрации недолго; работы выполнил В.О.Кириков.
При этом из-за отсутствия более древних слои живописи Нового времени пришлось оставить на лике и руках, а также на одеждах. В 1930-е годы Успенский собор, где находилась икона, был разрушен, и образ перенесли в храм св. Иоанна Богослова на Каткиной горе (обновленческий), а в середине 1940-х годов — в храм святителя Иоанна Златоуста, ставший кафедральным. В 1947 году на икону надели простую медно-позолоченную ризу с одного из списков. В 1948 году патриарх Алексий I посетил Кострому и пожелал украсить икону новой драгоценной ризой, отвечающей её статусу почитаемой святыни. Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 года московские мастера изготовили для иконы серебряно-позолоченный оклад.
Слайд 18Феодоровская икона Божией Матери
С апреля 1964 года икона стала пребывать в
церкви Воскресения на Дебре, куда перенесли архиерейскую кафедру. С 1990 года была возобновлена традиция в день празднования иконе 16 (29) августа совершать крестный ход с ней на место её явления. 18 августа 1991 года Феодоровскую икону перенесли в возвращённый Русской православной церкви Богоявленско-Анастасиин собор, ставшим кафедральным собором Костромской епархии.
Слайд 19Феодоровская икона Божией Матери
Возрождение Православной Церкви, началом которого стало празднование 1000-летия
крещения Руси в 1988 году, отразилось и на судьбах Костромских святынь. 29 августа 1990 года впервые после многих десятилетий, в день празднования явления «Федоровской» иконы, многотысячный крестный ход прошел от кафедрального Воскресенского собора через всю Кострому к храму Спаса на Запрудне. С того времени совершение крестного хода вновь стало традицией. 18 августа 1991 года икона была перенесена в воссозданный из руин Богоявленско – Анастасин собор.
Слайд 20
В современном богослужебном уставе празднование Феодоровской иконе не имеет какого-либо особого
статуса и совершается по великопостному уставу. С 2001 года появилась традиция принесения первообраза иконы из Костромы в другие города России. Икона в 2001 г. была перенесена в Москву, в Храм Христа Спасителя, в октябре того же года была перенесена в Екатеринбург. В 2002 году икону встречали в Архангельске и Санкт-Петербурге. В 2003 году Костромская епархия начала сбор пожертвований для изготовления золотой ризы. Разработку проекта благословил патриарх Алексий второй.
Слайд 21Феодоровская икона Божией Матери
Ныне чудотворная икона пребывает в Костромском кафедральном соборе.
Федоровская икона - одна из наиболее почитаемых образов Божьей Матери на Руси. Она почитается верующими не только как чудотворная, но и особенно как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей.
Заступница действуя через свой образ, дарует верующим обильные милости и источает благодать, избавляет от бед и напастей. Образу Божьей Матери Федоровской молятся при тяжелом течении беременности и трудных родах.
Слайд 22Храмы, освящённые в честь иконы
Феодоровский Государев собор в Царском селе
— полковой храм Сводного пехотного полка и Собственного его императорского величества конвоя, считался также «приходом семьи императора».
Феодоровский собор Санкт-Петербурга — построен к 300 летию династии Романовых , в 1920-е годы в народе носил название «Романовская церковь».
Феодоровская церковь в Ярославле — построена прихожанами в 1680-е годы, в советское время — кафедральный собор Ростовско-Ярославской епархии.
Слайд 23Престол Вознесенского собора Оршина монастыря, в котором хранился чтимый чудотворный список
иконы (в настоящее время находится в собрании Тверской картинной галереи).
Часовня в честь Феодоровской иконы на Александровском подворье Императорского Православного Палестинского общества в Иерусалиме. Освящена в 2008 году.
Слайд 24Источники информации.
Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
«http://www. Pravoslavie.ru -Икона Пресвятой Богородицы «Федоровская».
Очерк из истории церковного искусства.
«http://ru.wikipedia.org/w/index/php?title= Феодоровская_икона_Божией_Матери»