Презентация, доклад элективного курса Историческая картография

Содержание

Комплекс заданий (29-32)Задания направлены на выявление умений: работать с картографической информацией;устанавливать контекстные связи в рамках эпохи, события которой отражает историческая карта (схема).

Слайд 1Элективный учебный предмет
«Историческая картография»
Бажанов Алексей Викторович, учитель истории и обществознания

Элективный учебный предмет«Историческая картография»Бажанов Алексей Викторович, учитель истории и обществознания

Слайд 2Комплекс заданий (29-32)
Задания направлены на выявление умений:

работать с картографической

информацией;

устанавливать контекстные связи в рамках эпохи, события которой отражает историческая карта (схема).
Комплекс заданий (29-32)Задания направлены на выявление умений: работать с картографической информацией;устанавливать контекстные связи в рамках эпохи, события

Слайд 3 Задания 29-32 ориентированы на выявление умений учащихся:
узнавать и называть изображенное на карте

географическое пространство;
определять последовательность и время, отображенных на карте событий;
правильно читать отраженную на карте действительность;
сопоставлять обозначенные на карте явления;
сравнивать размеры территорий;
выделять изменения в территории;
применять карту при анализе исторической информации.
Задания 29-32 ориентированы на выявление умений учащихся: узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; определять

Слайд 4Задания 29-31

Задания 29-31

Слайд 5
32. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными.

Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период;
ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели;
поход, обозначенный на схеме стрелками, длился около трех лет;
одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства;
в результате событий, обозначенных на схеме, русские земли попали в зависимость;
полководец, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства;
32. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных.

Слайд 6Модели задания 29
Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме.

Напишите

название события, изображенного на карте.

Укажите название страны – противницы России в войне, боевые действия которой обозначены на схеме.



Модели задания 29Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме.Напишите название события, изображенного на карте.Укажите название

Слайд 7Модели задания 29
Назовите князя, в годы правления которого в состав единого

Русского государства вошли города, обозначенные на схеме цифрами «…», «…».

Назовите монарха, в чье правление шла война, события которой обозначены на данной схеме/ произошли события, обозначенные на схеме.

Напишите имя полководца, осуществившего указанный на схеме поход.

Напишите имя князя, командующего русскими войсками в сражении, изображенном на схеме.

Укажите фамилию командующего … войсками, достигшими линии, обозначенной на схеме цифрой «…».

Модели задания 29Назовите князя, в годы правления которого в состав единого Русского государства вошли города, обозначенные на

Слайд 8Модели задания 29
Напишите название периода русской истории, события которого изображены на

схеме.

Продолжите фразу: «События, обозначенные на схеме стрелками, начались в тысяча восемьсот (семьсот, девятьсот)__________году.»

В каком веке происходили события, обозначенные на схеме.

Назовите месяц … г., когда начались боевые действия, обозначенные на карте стрелками.

Укажите месяц и год начала событий, изображенных стрелками на схеме.

Укажите год, когда окончились события, обозначенные на схеме.


Модели задания 29Напишите название периода русской истории, события которого изображены на схеме. Продолжите фразу: «События, обозначенные на

Слайд 9Модели задания 29
Назовите военно-политический блок, в который (указывается период) входили страны,

указанные на карте штриховкой.

Укажите аббревиатуру, обозначающую название военной организации (военного блока, противостоявшей военно-политическому блоку, включавшему страны, заштрихованные
на схеме.

Укажите название города (населенного пункта), обозначенного
на схеме цифрой «…».

Напишите название города, где состоялся конгресс, по решению которого в состав Российской империи вошла территория, обозначенная цифрой «…».

Модели задания 29Назовите военно-политический блок, в который (указывается период) входили страны, указанные на карте штриховкой.Укажите аббревиатуру, обозначающую

Слайд 10Примеры заданий 29
Напишите название объезда земель, предпринимаемого князьями с целью сбора

дани
по маршруту, изображенному на схеме.

Напишите название, закрепившееся за торговым путем, обозначенным на схеме пунктиром.
Примеры заданий 29Напишите название объезда земель, предпринимаемого князьями с целью сбора дани  по маршруту, изображенному на

Слайд 11Модели задания 30
Напишите имя российского монарха, в годы правления которого шла

война, события которой обозначены на данной схеме.
Напишите имя полководца, под командованием которого русские войска совершили поход, изображенный на карте.
Напишите фамилию полководца, командовавшего армией, обозначенный на схеме цифрой «…».
Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «…».
Укажите цифру, которой обозначено место подписания мирного договора, завершившего войну, ход которой изображен на схеме.
Укажите название города, в котором находилась ставка главнокомандующего … войсками (обозначен на схеме цифрой «…»).
Напишите название реки, обозначенной на схеме цифрой «…».
Укажите год начала похода, обозначенного на схеме стрелками.
Напишите пропущенное слово: «События, обозначенные на схеме, происходили в тысяча девятьсот (семьсот, восемьсот)_______году».
Модели задания 30Напишите имя российского монарха, в годы правления которого шла война, события которой обозначены на данной

Слайд 12Модели задания 30
Укажите название сражения, район которого заштрихован
и

обозначен на схеме цифрой «…».

Укажите название города, обозначенного цифрой «…»
и являющегося целью похода …

Укажите название столицы государства, обозначенной на схеме цифрой «…».

Назовите князя, при котором Русское государство достигло обозначенных на схеме границ.

Назовите государство, которое было основным противником России в войне, события которой обозначены на схеме.
Модели задания 30Укажите название сражения, район которого заштрихован  и обозначен на схеме цифрой «…».Укажите название города,

Слайд 13Задание 32: Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются

верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Модели суждений, представленных в задании 32

Одним из участников событий, изображенных на схеме, был …
Войсками, действия которых обозначены … стрелками, командовал … (российский/зарубежный исторический деятель).
Мирный договор по итогам войны, события которой обозначены на схеме, был подписан в …
В результате войны, события которой обозначены на схеме, Россия получила новые территории/ утратила территории.
В ходе войны, события которой обозначены на схеме, союзниками/ противниками России были …
Территории (города), обозначенные на схеме цифрами «…», вошли
в состав Русского (советского) государства в … .

Задание 32: Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести

Слайд 14Модели суждений, представленных в задании 32
События, обозначенные на схеме, начались/ закончились

в …
В ходе последующих событий произошло …
В начале военных действий, изображенных на схеме, неприятель обладал большим численным превосходством.
В страну, обозначенную на схеме цифрой «…» в … (год) были введены советские войска.
… (указана страна) в период, к которому относится схема, входила в военно-политический блок …
В настоящее время существует военно-политический блок, в который входила … (указана страна), военные действия которой указаны на схеме.
Одним из главных событий войны, ход которой обозначен на схеме, было … .
Объект, обозначенный на схеме цифрой «…», был построен в годы правления … (указано имя исторического деятеля)/ (указана дата).

Модели суждений,  представленных в задании 32События, обозначенные на схеме, начались/ закончились в …В ходе последующих событий

Слайд 15 Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:  
Основная цель курса показать,

что исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Лишь в связи с определенными пространственными условиями могут быть понятны многие исторические события. Задачи: - усвоить различные приемы в работе с картой, как объектом анализа, показать какие познавательные возможности заключены в карте и как их можно использовать; - отработать навыки работы анализа карт; - овладеть умениями и навыками решать различные картографические задания; - помочь учащимся при подготовке к олимпиадам и выполнению заданий ЕГЭ по предмету.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:   Основная цель курса показать, что исторические события

Слайд 16Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена

на основе авторской программы «Вокруг карты» учителя истории из г. Ульяновска Некрасовой Т.Н., дополнена авторскими материалами.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа: Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Вокруг

Слайд 17Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требованиями

к уровню подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом:

Элективный учебный предмет «Историческая картография» позволяет закрепить, систематизировать и расширить картографические знания и умения обучающихся, более детально познакомиться с особенностями извлечения картографической информации, помогает обучающимся подготовиться к сдаче ГИА по истории, научиться выполнять задание ЕГЭ В 8 – В 11 («Историческая карта»), предназначен для обучающихся 11 классов.


Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки в соответствии с

Слайд 18Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа:
Рабочая

программа рассчитана на 34 часа, в том числе 2 часа для итогового повторения.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа:  Рабочая программа рассчитана на 34 часа,

Слайд 19Информация об используемом УМК:
Атлас История России с древнейших времен до 16

века. М., Дрофа,2013
Атлас История России 17-18 вв. М., Дрофа, 2013
Атлас История России 19 в. М., Дрофа, 2013
Атлас Отечественная история ХХ век. М., Дрофа, 2013.
Некрасова Н.Г. Рабочая программа «Вокруг карты», 2006.

Информация об используемом УМК: Атлас История России с древнейших времен до 16 века. М., Дрофа,2013Атлас История России

Слайд 20Содержание рабочей программы  
Тема 1. (Вводная). Историческая карта – важный и особый

источник знаний о прошлом (1 час).
Тема 2. «Откуда есть пошла русская земля» (1 час).
Тема 3. Русь удельная (2 часа).
Тема 4. Единая Россия (2 часа).
Тема 5. Россия в XVII веке (1час).
Тема 6. Россия при Петре I (1 час).
Тема 7. Время дворцовых переворотов (2 часа).
Тема 8. Россия при Екатерине II (2 часа). Тема 9. Россия в XIX веке (4 часа).
Тема 10. Россия в XX веке (16 часов).
Итоговое повторение (2 часа).

Содержание рабочей программы   Тема 1. (Вводная). Историческая карта – важный и особый источник знаний о прошлом

Слайд 21Возможные темы по работе с картами России в XVII-XVIII вв.
Россия в

Смутное время
Экономическое развитие России в XVII в.
Народные движения в XVII веке (городские восстания, крестьянская война под предводительством Степана Разина и др.)
Рост территории Российского государства в XVII в. Походы русских землепроходцев.
Внешняя политика России в XVII веке (Присоединение Украины к России, Смоленская война, Русско-польская война и др.)
Россия в царствование Петра I: внешняя политика.
Социально-экономическое развитие России в XVIII веке.
Участие России в Семилетней войне
Российская империя в середине – второй половине XVIII века:
а) восстание Пугачева
б) внешняя политика (участие в разделах Речи Посполитой,
Русско-турецкие войны)

Возможные темы по работе с картами России в XVII-XVIII вв.Россия в Смутное времяЭкономическое развитие России в XVII

Слайд 22Система формирования умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся в процессе

обучения истории. Умения локализации объектов в пространстве, работать с картой.
Система формирования умений, навыков и способов  познавательной деятельности учащихся в процессе обучения истории.  Умения локализации

Слайд 2310 класс
Получать, анализировать
и систематизировать информацию из любых картографических

источников.

11 класс

Критически анализировать
и использовать информацию из любых внетекстовых источников.

Умения работать с внетекстовыми источниками информации

10 классПолучать, анализировать  и систематизировать информацию из любых картографических источников. 11 классКритически анализировать  и использовать

Слайд 24 Методика формирования умений работы с картографической информацией; умений устанавливать контекстные связи

в рамках эпохи, события которой отражает историческая карта (схема).

Задания на локализацию исторических фактов:
Покажите на карте и словами опишите местоположение историко-географического объекта (страны, области, региона, города, места сражения и т.п.).
С помощью легенды карты выясните…

Творческие образные задания:
Проложите по карте путь … (войска, исторического деятеля, переселенцев, купцов и т.д.)
С опорой на источник (текст учебника) на контурной карте обозначьте путь …
Информацию картосхемы сражения… расчлените на три самостоятельных картографических сюжета: 1. Начало битвы; 2. Кульминация боя; 3. Конец сражения — и прокомментируйте их соответствующими фрагментами источника (текста учебника).


Методика формирования умений работы с картографической информацией; умений устанавливать контекстные связи в рамках эпохи,

Слайд 25Задания на анализ содержания исторической карты
с привлечением знаний из других

источников:

По картам … проследите, как изменялась территория страны
на протяжении … века (веков). С чем это было связано?

Сравните политическую карту мира начала ХХ века и после окончания Первой мировой войны. В качестве линий для сравнения используйте присутствие на карте границ суверенных государств, колоний и полуколоний. Сделайте выводы о том, какие страны достигли своих целей, участвуя в войне, а какие нет.

Охарактеризуйте геополитическое положение России в мире в … веке по плану: территория; этнический состав населения; соседи; природные богатства; внешнеполитическое наследие предшествующего периода.

Задания на анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источников:По картам … проследите, как изменялась

Слайд 26 Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г.
ЗАДАНИЯ:
На основе

карты-схемы «Нашествие армии Наполеона на Россию» требуется определить, как располагались армии противников к началу войны.
На основе схемы «Бородинское сражение» требуется охарактеризовать расстановку сил по родам войск; ответить на вопросы, почему М.И. Кутузов именно так расположил войска, какой стратегический и тактический план был у главнокомандующего, почему земляные укрепления были сосредоточены на позициях армии Багратиона?
На основе карты-схемы «Изгнание армии Наполеона из России» и репродукции картины В.В. Верещагина «На большой дороге…Отступление, бегство» требуется составить рассказ о заключительном этапе войны.
На основе текста учебника, схемы «Бородинское сражение», репродукции картины П. Гесса «Бородинское сражение» требуется подготовить рассказ о Бородинском сражении.



Внешняя политика России.  Отечественная война 1812 г.   ЗАДАНИЯ:На основе карты-схемы «Нашествие армии Наполеона

Слайд 27Внешняя политика России в первой половине XIX века





Внешняя политика России в первой половине XIX века

Слайд 28Примеры заданий на диагностику картографических знаний и умений учащихся локализовать исторические

факты на карте

По памяти опишите словами местоположение города (государства, ярмарки и т.п.);

Определите, какому веку соответствует изображённая на схеме территория (...) государства и что означают её условные обозначения.

Составьте легенду карты с расшифровкой:
— условным знаком укажите место действия главного исторического события (сражения, народного восстания и т.п.);
— условными знаками обозначьте сопутствовавшие этому событию обстоятельства (места заключения мирных договоров и их решения по территориальным вопросам, районы крестьянских волнений, оборонительные сооружения, новые поселения и торговые центры и т.д.);
— дополните легенду картосхемы.

Примеры заданий на диагностику  картографических знаний и умений учащихся  локализовать исторические факты на картеПо памяти

Слайд 29Варианты заданий по карте в формате Части 1

Варианты заданий по карте в формате Части 1

Слайд 30Территория, обозначенная на карте, входила в состав СССР в годы
1922 –

1991
1939 – 1991
1945 – 1991
1914 – 1922

Территория, обозначенная на карте, входила в состав СССР в годы1922 – 19911939 – 19911945 – 19911914 –

Слайд 31Территория, обозначенная на карте, входила в состав СССР в годы
1922 –

1991
1939 – 1991
1945 – 1991
1914 – 1922

Территория, обозначенная на карте, входила в состав СССР в годы1922 – 19911939 – 19911945 – 19911914 –

Слайд 32Варианты заданий по карте в формате Части 1
В период Смутного

времени изображенный на карте поход состоялся в … (указаны варианты дат)

Указанная стрелкой на карте СССР стройка была осуществлена в годы … (НЭПа; первой пятилетки; второй пятилетки; 1960-е)

В начале XVII в. Указанный на карте поход был предпринят (М.В. Скопиным-Шуйским; И.И. Болотниковым; Лжедмитрием I; вторым ополчением (Лжедмитрием II)

Выделенный на карте промышленный район в 1860-1870- е гг. специализировался на (производстве текстиля; нефтепереработке; электротехнике; металлургии)

Варианты заданий по карте в формате Части 1 В период Смутного времени изображенный на карте поход состоялся

Слайд 33Рассмотрите схему
и выполните задания 29-32.
В8. Напишите имя государственного
деятеля, руководившего страной

в
период, относящийся к карте - схеме.

Ответ: Николай II.
Годы правления 1894-1917.

Обратите внимание:

В состав России входит
Финляндия, вышедшая из ее состава в
1917 году.

На карте отображена информация о
районах размещения иностранного
капитала, значительная роль в
промышленности которого,
характерна для начала XX века.

3) Широкое распространение
синдикатов, трестов, картелей
и монополий в России характерно
для начала XX века.

Большая протяженность железных дорог.


Рассмотрите схему и выполните задания 29-32.В8. Напишите имя государственногодеятеля, руководившего страной впериод, относящийся к карте - схеме.Ответ:

Слайд 34Рассмотрите схему и выполните задания 29-32.
29. С именем какого государственного деятеля
связано

привлечение иностранных капиталов в
Россию, напишите его фамилию.

Ответ: Витте.

Обратите внимание:
В 1895-1897 годах по инициативе министра С. Ю. Витте была проведена денежная реформа, которая вводила свободный обмен рубля на золото, то есть золотой стандарт.
Реформа укрепила внешний и внутренний курс рубля, улучшила инвестиционный климат в стране, способствовала привлечению в экономику отечественных и иностранных капиталов.
С началом Первой мировой войны в 1914 обмен денег на золото был прекращён; все золотые рубли исчезли из обращения.


Золотые 5 рублей
с изображением Николая II

Рассмотрите схему и выполните задания 29-32.29. С именем какого государственного деятелясвязано привлечение иностранных капиталов вРоссию, напишите его

Слайд 35Рассмотрите схему и выполните задания 29-32.
30. Напишите цифру, которой обозначен
город, входивший

в один из основных районов
размещения иностранного капитала и имеющий
население более двух миллионов человек.

Ответ: 3 (Санкт-Петербург).

Обратите внимание:
В основных районах размещения иностранного
капитала в промышленности находится две
цифры : «5» и «3». Количество населения в
Санкт-Петербурге («3») было больше, чем в
городе «5» (Ростов-на-Дону), требуется написать
только одну цифрую.

Рассмотрите схему и выполните задания 29-32.30. Напишите цифру, которой обозначенгород, входивший в один из основных районовразмещения иностранного

Слайд 36Рассмотрите схему и выполните задания 29-32.
32. Какие суждения относящиеся к событиям,
обозначенным

на схеме, являются верными?
Выберите три суждения из шести предложенных.
Россия в короткий срок совершила большой скачок в своем индустриальном развитии.
Аграрная реформа С. Ю. Витте положительно сказалась на экономике России.
Россия по-прежнему значительно отставала от развитых стран.
Негативно сказывалось на экономике России отсутствие выхода к Черному морю.
Россия только начинала развивать промышленность, вводя мануфактуры.
Чрезвычайно низкими в России оставались расходы на социальные нужды.

Ответ: 136.

Обратите внимание:
Аграрную реформу проводил П. А. Столыпин.
В начале XX века Россия имела выход к Черному морю и это видно на схеме.
В начале XX века Россия находилась на стадии индустриализации, широкое распространение получили заводы.
Мануфактуры в России появились в XVII веке.

Рассмотрите схему и выполните задания 29-32.32. Какие суждения относящиеся к событиям,обозначенным на схеме, являются верными?Выберите три суждения

Слайд 37Из опыта работы учителей г. Санкт-Петербурга Учитель ГБОУ Лицей № 64 Варганова

О.И.
Из опыта работы учителей г. Санкт-Петербурга Учитель ГБОУ Лицей № 64 Варганова О.И.

Слайд 381. Укажите название войны (похода) и напишите ее даты.

2. Укажите названия

2-х государств, с которыми Россия образовала коалицию во время этой войны.

3. Укажите, под каким номером обозначено сражение, вошедшее
в историю, как «Битва народов», напишите год этого сражения.

4. Укажите цифру, которой обозначен населенный пункт, где скончался главнокомандующий русской армии.

5. Укажите фамилию умершего полководца (см. задание № 4)

6. Укажите цифру, которой обозначен населенный пункт, где завершился поход русской армии.

7. Напишите название города, в котором проходили мирные переговоры по послевоенному устройству Европы.

1. Укажите название войны (похода) и напишите ее даты.2. Укажите названия 2-х государств, с которыми Россия образовала

Слайд 398. Рассмотрите фотографии памятников архитектуры. Укажите номера тех, которые были построены

в России в память о событиях и героях этой войны.
8. Рассмотрите фотографии памятников архитектуры. Укажите номера тех, которые были построены в России  в память о

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть