Слайд 1
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ВЫПОЛНИЛА
ОВЧИННИКОВА МАРГАРИТА АРКАДЬЕВНА
Екатерина II
как деятель русской
культуры
Слайд 2
ПРИНЦЕССА ФИКЕ, БУДУЩАЯ
ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ
София Августа Фредерика, принцесса, герцогиня Анхальт-Цербская.
Годы жизни:
21.04.1729 - 6.11.1796
Дочь принца Христиана-Августа Анхальт-Цербстского и принцессы Иоганны-Елизаветы.
Родилась 21 апреля (2 мая) 1729 г. в Шеттине.
В 1744 Фике прибыла в Петербург тайно, под именем графини Рейнбек по приглашению императрицы Елизаветы Петровны.
Невеста будущего императора приняла православную веру и получила имя – Екатерина Алексеевна.
Слайд 3ПИНЦЕССА ФИКЕ
«У меня были хорошие учителя – несчастье с уединением» –
напишет она позже.
Искренний интерес и любовь к России не остались незамеченными и супругу наследника престола стали уважать все. Еще при этом Екатерина поражала всех своим трудолюбием,
могла сама лично сварить себе кофе, растопить камин
и даже постирать.
Слайд 4 ЕКАТЕРИНА II — ЗАКОНОДАТЕЛЬНИЦА В ХРАМЕ ПРАВОСУДИЯ (ЛЕВИЦКИЙ Д. Г.,
1783 ГОД, ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА)
Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эта законодательная деятельность императрицы отвечала духу времени, новым европейским веяниям и идеям, которые принесла с собой в XVIII веке эпоха Просвещения. Политика интересна не только своими нововведениями, но и сочетанием западных веяний с самобытностью России
Слайд 5НЕКОТОРЫЕ РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ
принятие в 1775 г. манифеста о свободе предпринимательства, согласно
которому для открытия предприятия не требовалось разрешения правительственных органов;
реформы 1782—1786 гг. в области школьного образования.
Конечно, эти преобразования имели ограниченный характер. Преследования А. Н. Радищева (1790), арест Н. И. Новикова (1792) не были случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных противоречиях просвещённого абсолютизма, невозможности однозначных оценок «золотого века Екатерины II».
И тем не менее именно в эту эпоху появилось Вольное экономическое общество (1765), работали вольные типографии, шла горячая журнальная полемика, в которой лично участвовала императрица, были основаны Эрмитаж (1764) и Публичная библиотека в Петербурге (1795), Смольный институт благородных девиц (1764) и педагогические училища в обеих столицах. Историки говорят и о том, что усилиями Екатерины II, направленными на поощрение социальной активности сословий, прежде всего дворянства, заложены основы гражданского общества в России.
Слайд 6ВОЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (1765)
Слайд 8ИМПЕРАТОРСКАЯ ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА БЫЛА ОСНОВАНА 16 (27) МАЯ 1795 ГОДА...
Слайд 9
ОРГАНИЗАЦИЯ ВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
Примечательно и то, что при Екатерине II организация
врачебной помощи населению возлагалась на власти. Заботы о народном здоровье и гигиене вызвали при императрице попытку правильно организовать врачебную помощь по всей стране. В 1783 году Екатерина II организовала медицинскую службу для наблюдения за состоянием здоровья населения. Она учреждала больницы и психиатрические лечебницы.
Слайд 10СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. 1764-1917.
Слайд 11ЕКАТЕРИНА — ЛИТЕРАТОР И ИЗДАТЕЛЬ
Слайд 14ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Слайд 16РОКОТОВ Ф. ПОРТРЕТ А. П.
СУМАРОКОВА.
Слайд 17РАЗВИТИЕ РУССКОЙ НАУКИ
В 1783 году была основана особая Российская академия для
изучения языка и литературы. Существовавшая с петровских времён Академия наук за 1768-1774 годы провела пять географических экспедиций, которые внесли ценный вклад в изучение географии страны. Академия наук начала публикацию русских летописей, вышли в свет двадцать пять томов древних русских документов. Издательская продукция увеличивается чрезвычайно. 15 января императрица подписала указ о позволении заводить "вольные" типографии. Книга, журнал, газета становятся элементом повседневного быта всё большего числа людей. В Петербурге была открыта первая в России публичная библиотека. Положительные изменения произошли и в организации научно-исследовательской работы. В 1783 году директором Российской академии наук была назначена княгиня Е. Р. Дашкова.
Слайд 18КНЯГИНЯ ЕКАТЕРИНА ДАШКОВА. (1743-1810) ХУД. Д. ЛЕВИЦКИЙ.
Слайд 19М. В. ЛОМОНОСОВ
Были приведены в порядок академическое хозяйство и академические учебные
заведения, налажена работа общедоступных курсов по основным отраслям наук, активизировалась издательская деятельность Академии. Так, было предпринято первое издание сочинений Ломоносова, основаны два периодических издания - литературно-художественный и исторический журнал "Собеседник любителей российского слова" и "Новые ежемесячные сочинения".
Слайд 21РАСШИРЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Екатерина II в своём "Наказе" первая заговорила о воспитательном
значении образования и стала затем заботиться об учреждении различных воспитательных заведений. Для того чтобы воспитать русское общество, Екатерина лучшим средством считала "произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей", нравственно совершенных. Эта "порода людей" должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытных педагогов, в полном разобщении с семьёй и обществом. Таким воспитательным училищем являлся, в первую очередь, воспитательный дом в Москве И. И. Бецкого. В соответствии с "Генеральным учреждением о воспитании обоего пола юношества" И. И. Бецкого были открыты училище при Академии художеств (1764 г.), Общество двухсот благородных девиц (1764 г.) с отделениями для мещанских девиц, коммерческое училище (1772 г.)
Слайд 23
ЕКАТЕРИНА II УТВЕРЖДАЕТ ПЛАН
АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ.
Слайд 24УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ.
Слайд 26РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ, НАУЧ. ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ РУС. ЯЗ., СЛОВЕСНОСТИ.
Слайд 28ИМПЕРАТОРСКИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДОМ
В МОСКВЕ - ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ...
Слайд 33ОБЩЕНИЕ ЕКАТЕРИНЫ II С ПОДДАНННЫМИ
Слайд 35ЕКАТЕРИНА II В КОСТЮМЕ "РУССКОГО СТИЛЯ
Слайд 36ЗНАМЕНИТЫЕ ДЕЯТЕЛИ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Слайд 37ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ И СПОДВИЖНИКИ ИМПЕРАТРИЦЫ:
Григорий Александрович Потёмкин-Таврический
Александр Васильевич Суворов
Петр
Александрович Румянцев
Александр Андреевич Безбородко
Александр Алексеевич Вяземский
Иван Иванович Бецкой
Василий Яковлевич Чичагов
Алексей Григорьевич Орлов
Гавриил Романович Державин
Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова
Слайд 38Д.Г.ЛЕВИЦКИЙ ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ
Слайд 45ПАМЯТНИК ЕКАТЕРИНЕ ВТОРОЙ В ОДЕССЕ.
Слайд 46ЕКАТЕРИНА II
Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она
умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях.
Слайд 47ПАМЯТНИК ЕКАТЕРИНЕ II В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ