Слайд 1Применение системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
Красноплахтова Н.Б., учитель истории
МБОУ СОШ № 1 с. Вольно-Надеждинское
Слайд 3 «Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если
ты не можешь сам заставлять себя, сам требовать, сам контролировать…» , - В.А. Сухомлинский
«…сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…», - А. Дистервег
Слайд 4Концепция
системно-деятельностного подхода
Деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы,
цели, действия, которые в совокупности образуют целую систему.
Человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга деятельностей».
Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир.
Слайд 5Системно-деятельностный подход
Организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной
и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
Слайд 6Деятельностный подход
- Учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры
-
Ученик действует по принципу: «Я учусь».
Традиционная система
- Учитель – субъект, а ученик – объект образовательного процесса
- Ученик действует по принципу: «Меня учат»
Слайд 7Принципы деятельностного подхода
1) Принцип деятельности
2) Принцип непрерывности
3) Принцип целостности
4) Принцип минимакса
5) Принцип психологической комфортности
6) Принцип вариативности
7) Принцип творчества
Слайд 8Проблемы в применении системно-деятельностного подхода
Упрощенная конкретизация в понимании «системно-деятельностного подхода»
Текстовый компонент
многих учебников беден на исторические образы, довольно схематичен, недостаточно эмоционален, поэтому требуется яркое слово учителя
Дефицит учебного времени
Практическое отсутствие соответствующего методического контента
В одном классе учатся дети с разным уровнем развития, а учителю необходимо найти индивидуальный подход к каждому
Слайд 9Поэтому традиционный комбинированный урок при деятельностном подходе в обучении может быть
построен как сочетание разных видов самостоятельной работы школьников.
Слайд 10
Формы деятельности учащихся на уроке в рамках системно-деятельностного подхода
1. Составление
опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
2. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
3. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.
Слайд 114. Работа с исторической картой. Позволяет не только получить систематизированную историческую
информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
5.Анализ исторических источников (документов). Способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
6.Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата, проекта. Способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
Слайд 127.Рецензия на ответ товарища. Способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки
учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.
8.Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
Слайд 13Применяемые интерактивные методы в рамках системно-деятельностного подхода
Дискуссии
Дебаты
Ролевые игры
Различные виды групповых
работ
Деловые игры
Турниры знатоков
Слайд 14Игры на уроке.
Игра-обсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со
спором, дискуссией (диспуты, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.)
Игра- исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на индивидуальных действиях "героя", который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии.
Ретроспективная игра, в ходе которой моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является "эффект присутствия" - "так могло быть".