Слайд 1Советская художественная культура 30-х годов
Слайд 2Политика государства в области культуры
В 1933 г. в Москве, в Историческом
музее открылась выставка «Художники РСФСР за XV лет». Экспозиция была разделена на три части.
Первая состояла из работ, отвечающих всем принципам советского искусства.
Вторая включала в себя работы «попутчиков», то есть тех художников, которые нетвердо усвоили эти принципы.
Третья часть экспозиции состояла из картин художников «зараженных… влияниями буржуазных пережитков».
Слайд 3Конец культурного многообразия
В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке
литературно-художественных организаций». В соответствии с ним все многочисленные литературные и художественные объединения распускались, а на их месте в каждой области искусства создавался единый творческий союз.
Одним из первых возник Союз советских писателей.
В 1934 г. в Москве состоялся Первый Всесоюзный съезд советских писателей
Слайд 4А.М.Горький
Б.Пастернак и
К.Чуковский
Слайд 5Со временем были созданы и другие творческие союзы: архитекторов, композиторов, художников,
кинематографистов.
Через них властям было легче управлять художественной интеллигенцией. Член союза лишался какой-либо творческой самостоятельности и превращался в подобие государственного служащего, чиновника от искусства, призванного выполнять принимаемые «наверху» решения.
Взамен государство создавало члену союза все необходимые условия для работы: художнику предоставляло мастерские и выставочные залы, музыканту – концертные площадки, писателю – издательства и типографии. Всем им государство гарантировало заказы и выплачивало гонорары. Признанные мастера искусств получали более существенные привилегии – хорошие казенные квартиры и дачи, путевки в дома отдыха и санатории, возможность поездок за границу.
Слайд 7Социалистический реализм –
художественный метод, которым должны руководствоваться мастера искусств
Тема -
революционное прошлого или социалистическое настоящего.
Лучшие герои - рабочие, колхозники, коммунисты, комсомольцы.
Первостепенное значение - идейное содержание произведения искусства
Требование к форме одно – она должна сделать произведение искусства понятным народу
Назначение искусства - служить делу «воспитания трудящихся людей в духе социализма».
Слайд 8Однажды на совещании московских художников выступал чиновник от культуры. Слушатели попросили
его разъяснить, что такое социалистический реализм в живописи. Выступающий, недолго думая, ответил: «Социалистический реализм в области живописи это – Рембрандт, Рубенс и Репин, поставленные на службу рабочему классу, на службу социализму».
Работы И.И.Бродского
Слайд 9Борьба с формалистическим искусством
Все, что не отвечало требованиям метода социалистического реализма,
объявлялось формалистическим искусством, с которым в стране развернулась решительная борьба. Начало ей положила серия статей, опубликованная в 1936 г. в главном печатном органе компартии газете «Правда». Названия статей говорят сами за себя: «Сумбур вместо музыки», «Какофония в архитектуре», «О художниках пачкунах».
В формализме были обвинены: композитор Д.Шостакович, режиссёр В.Мейерхольд, кинорежиссёр С. Эйзенштейн, архитектор К.Мельников, писатели Б.Пастернак и И.Бабель
Слайд 10Д.Шостакович
С.Эйзенштейн
В.Мейерхольд
И.Бабель
Слайд 11Цензура – государственный надзор за содержанием произведений искусства
Главлит – Главное управление
по делам литературы и издательств
Главрепертком – Комитет по репертуару театральных учреждение
Комитет по делам искусства при СНК СССР
Комитет кинематографии
Запрещены к напечатанию «Мастер и Маргарита» М.Булгакова (1966), повести А.Платонова «Котлован», «Чевенгур», роман Е.Замятина «Мы» (напечатаны в 80-е гг.)
Слайд 12Уничтожение памятников архитектуры
и русской истории
в Кремле
- Чудов и Вознесенский
монастыри, - церковь Спаса на Бору (Иван Калита), - Китай- город (Иван Грозный)
1931г. – взорван храм Христа Спасителя
Сухарева башня (Петр I)
Красные ворота (Елизавета Петровна)
Триумфальная арка (19 век)
Слайд 13Полвека строился Храм Христа Спасителя — памятник победы народов России над
наполеоновскими полчищами.
В его галереях была начертана летопись Отечественной войны 1812 года, а на особой доске выбиты слова: «Да будет сей храм стоять века, вознося славу русскому народу».
Слайд 16Всего за 1927—1937 годы в столице Православия было взорвано 150 церквей
с колокольнями (без домовых и часовен), большие монастыри и около 1500 исторических зданий, многие из которых были построены выдающимися русскими архитекторами, в том числе Баженовым, Казаковым и др.
Слайд 17Моско́вские Триумфа́льные воро́та (Триумфальная арка) — триумфальная арка в Москве. Впервые сооружены в 1829—1834 годах по проекту
архитектора О. И. Бове на площади Тверская Застава в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Разобраны в 1936 году. Копия ворот сооружена в 1966—1968 годах по проекту
В. Я. Либсона на Кутузовском проспекте, ныне — площади Победы в районе Поклонной горы. Ближайшая станция метро — «Парк Победы».
Слайд 19 Участь не подчинившихся коммунистическому диктату была, как правило, трагической.
В концентрационных
лагерях, застенках НКВД погибли талантливейшие представители советской культуры:
О. Мандельштам, написавший стихотворение «Мы живем под собою не чуя страны…»,
И. Бабель, ярко описавший события гражданской войны в произведении «Первая конная»,
режиссер В. Мейерхольд,
журналист М. Кольцов,
писатель Б.Пильняк.
Только из членов Союза писателей было репрессировано 600 человек.
Слайд 21ЖИВОПИСЬ
ПОРТРЕТЫ М.В.НЕСТЕРОВА
Портрет М.В.Нестерова
работы В.М.Васнецова
Портрет В.И.Мухиной
Портрет В.М.Васнецова
Портрет И.П.Павлова
Портрет хирурга С.С.Юдина
Слайд 23«Будущие лётчики»
«Юность»
В.А.Дейнека
«Бег»
Тема – современная жизнь, но главное – не содержание,
а художественная форма - тщательная продуманная композиция, красота цвета и рисунка, динамика движения, выразительность образа
Слайд 24«Герои первой пятилетки»
«Беседа колхозной бригады»
В.А.Дейнека
Слайд 25Архитектура
1931г. – конкурс проектов Дома Советов.
Прислано 160 проектов, среди авторов
–архитекторы А.Щусев, К.Мельников, Ле Корбюазье.
Победителем конкурса стал архитектор Б.М.Иофан
Слайд 27Новый стиль советской архитектуры –
«сталинский ампир»
Характерные черты – парадность, помпезность,
монументальность.
Здания украшались колоннами,
пилястрами, скульптурой, лепниной.
Большое значение
придавалось использованию советской символики:
пятиконечные звёзды, серп, молот, снопы хлеба,
изображение людей труда.
Слайд 28Архитектор И.В.Жолтовский
Жилой дом на Моховой улице.
Архитектор А.В.Щусев
Гостиница «Москва»
Слайд 29Музыка
Д.Д.Шостакович – писал симфонии, оперы, балеты, фортепианные концерты, музыку к кино.
Его опера «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н.С.Лескова (написана в 1930—1932, поставлена в Ленинграде в 1934), первоначально принятая с восторгом и уже просуществовав на сцене полтора сезона, подверглась разгрому в советской печати (статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» от 28 января 1936 года
Слайд 30С.С.Прокофьев
С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.Хачатурян
Одна из лучших работ С.С.Прокофьева в 30-е гг. –
музыка к балету
«Ромео и Джульетта»
Слайд 31С.С.Прокофьев.
«Ромео и Джульетта»
В роли Джульетты –
Галина Уланова
Слайд 32Галина Уланова
Анна Павлова
Майя Плисецкая
Слайд 33И.О.Дунаевский – композитор, написавший музыку более чем к 30-ти кинофильмам, среди
которых «Дети капитана Гранта», «Весёлые ребята», «Цирк».
Создал новый тип популярной, массовой советской песни.
Стиль песен основан на городской бытовой музыке, джазе, оперетте. Исаак Дунаевский является автором музыки более чем 100 песен, в том числе песни
«Моя Москва» («Дорогая моя столица»), ставшей в 1995 году официальным Гимном Москвы
Слайд 34Социалистический реализм
в киноискусстве
Слайд 35Новый — звуковой — период в истории советского кино начала картина
режиссера Николая Владимировича Экка «Путевка в жизнь», вышедшая в 1931 году. Фильм, рассказывавший о воспитании беспризорных трудом, с триумфом обошел экраны всего мира, свидетельствуя о советском гуманизме, о заботе советских людей о детях, о будущем, о новых поколениях.
Слайд 36В 1934 г. на экраны вышел неумирающий шедевр советского кино «Чапаев»,
поставленный режиссерами Сергеем Дмитриевичем Васильевым и Георгием Николаевичем Васильевым (псевдоним — братья Васильевы) по роману Д. Фурманова. Он раскрывал новые, рожденные революцией человеческие характеры в ясной, простой, удивительно динамичной и совершенной форме. Артист Борис Андреевич Бабочкин создал образ народного героя, истинно русского человека, революционного полководца времен гражданской войны.
Слайд 37Героике современности, мужеству и подвигам советской молодежи посвятил свои фильмы режиссер Сергей
Аполлинариевич Герасимов. В своих фильмах он создает образы и конфликты, раскрывающие сложные процессы формирования нового человека — человека социалистического общества.
В 1936 г. вышел фильм Герасимова «Семеро смелых», вызвавший единодушное одобрение. Жизнь дружного коллектива зимовщиков, затерянных в суровых ледяных просторах Арктики, изображена правдиво и радостно, с живым юмором и искренним лиризмом.
О героическом строительстве нового города Комсомольска в дальневосточной тайге и о новых взаимоотношениях молодежи в советской деревне с искренностью и простотой рассказывают фильмы Герасимова «Комсомольск» (1938) и «Учитель» (1939).
Слайд 39В 30-е годы на экран вышло много хороших кинокомедий, насыщенных музыкой,
сочетающих острую сатиру с радостным утверждением того нового, доброго, что рождается социалистическим обществом.
Особое признание заслужило комедийное творчество режиссеров
Г. В. Александрова и И. А. Пырьева.
Слайд 40Григорий Васильевич Александров .
Первая музыкальная джаз-комедия Александрова «Веселые ребята» (1934) удачно
сочетала острые карикатуры на обывателей с жизнеутверждающим показом талантливых музыкантов, вышедших из народа. В ней дебютировала лучшая советская комедийная актриса Любовь Петровна Орлова , обладавшая наряду с вокальным и танцевальным дарованиями подлинным драматическим талантом. Главную роль в этом фильме сыграл Леонид Осипович Утёсов
Слайд 41В фильме «Цирк» (1936) Г. В. Александров, Л. П. Орлова, композитор И. О.
Дунаевский, поэт-песенник В. И. Лебедев-Кумач создали здесь блестящее кинематографическое обозрение, пронизанное музыкой, остроумными шутками и торжественно-праздничным настроением.
Песня о Родине «Широка страна моя родная», впервые прозвучавшая в фильме, стала любимой песней советских людей, а позднее позывными советских радиостанций.
Слайд 42Широкое народное признание получила и музыкальная комедия Александрова «Волга-Волга» (1938), воспевающая
талантливость советской молодежи и резко критикующая бюрократизм. Прославленный комик Игорь Владимирович Ильинский создал в этой комедии образ надутого чинуши, подхалима и карьериста Бывалова, тупые реплики которого вошли в пословицы.
Слайд 43Иван Александрович Пырьев
В сотрудничестве с молодым сценаристом Е. Помещиковым, актерами Мариной Алексеевной
Ладыниной ), Николаем Афанасьевичем Крючковым и Борисом Федоровичем Андреевым Пырьев создал музыкальные комедии «Богатая невеста» (1938) и «Трактористы» (1939), в которых прославлял «свободный и вдохновенный» труд советской колхозной деревни.
Слайд 44Лучшая комедия Пырьева — «Свинарка и пастух» (1941) — музыкальная лирическая
повесть о любви вологодской девушки и юноши из Дагестана. Сценарий в стихах поэта В. Гусева и музыка Т. Хренникова придали этой немудреной истории большую искренность и светлый, жизнеутверждающий колорит.
Слайд 45Особое место в кинематографе 1930-х гг. занимало создание образа В. И.
Ленина. Режиссер М. И. Ромм, артист Б. В. Щукин воплотили вождя революции в фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» (1937, 1939).
Режиссер С. И. Юткевич и артист М. М. Штраух создали образ В. И. Ленина в фильмах «Человек с ружьем» (1938) и «Яков Свердлов» (1940).
Артистам Щукину и Штрауху нужно было иметь большую творческую и просто человеческую смелость, чтобы решиться играть роль Ленина.
Слайд 46Появилось много ярких фильмов в историческом жанре.
Эти фильмы решали задачу
воспитания патриотических чувств, любви к Родине, веры в ее силу и могущество:
«Петр Первый» (1937 — 1939) В. М. Петрова,
«Минин и Пожарский» (1939) и «Суворов» (1941) В. И.Пудовкина,
«Александр Невский» (1938) С. М. Эйзенштейна и другие.