Слайд 1Быт и традиции крестьянской семьи
Слайд 2В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось,
что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.
Русские люди, жившие много лет тому назад, для своих семей строили избы. Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам или нанимал опытных плотников. Иногда организовывалась «помочь», когда вся деревня работала для одной семьи.
Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.
Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.
Слайд 3Окна вначале закрывались слюдой или бычьими пузырями. Стёкла в Новгороде и
Москве появились в 14 веке. Но они были очень дорогими, и ставили их только в богатых домах. И слюда, и пузыри, и даже стёкла того времени только пропускали свет, а что происходило на улице, через них видно не было.
Окно – еще один вход в дом. Окно – слово очень древнее, в летописях впервые упоминается в 11 веке и встречается у всех славянских народов. В народных поверьях запрещалось через окно плеваться, выбрасывать мусор, что-то выливать из дома, так как под ним «стоит ангел Господень». «В окно подать (нищему) – Богу подать». Окна считались глазами дома. Человек смотрит через окно на солнце, а солнце смотрит на него через окно (глаза избы).Именно поэтому на наличниках часто вырезали знаки солнца. В загадках русского народа говорится так: «Красная девушка в окошечко глядит» (солнце). Окна в доме традиционно в русской культуре всегда старались ориентировать «на лето» — то есть на восток и юг. Самые большие окна дома всегда смотрели на улицу и на реку, их называли «красными» или «косящатыми
Слайд 4Крестьянская изба была довольно скудной, и состояла из простых столов и
лавок, но и для ночлега, закреплённых вдоль стены (они служили не только для сидения, но и для ночлега
Слайд 5Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу,
самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами.
Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
Слайд 6Центральное место занимает печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка
избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара.
Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.
На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. В печи были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок.
Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.
На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи
Слайд 7
О, русская белая печка
Источник блага для дома.
Ты так мне близка
И с
детства так знакома.
Вкусом своих пирогов
И блинов на истоме.
Кашей с наваром
Из тех чугунков.
Тем хлебом ржаным
В кузовках самодельных.
И варением вкусным
Из ягод лесных.
Ароматом грибов
На лежанке сушеных.
И треском поленьев
В чреве печном
Слайд 8С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что
за печью живет домовой - хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.
Слайд 9Печь служила не только для обогревания крестьянской избы и приготовления пищи.
В печи мылись в Древней Руси.
Слайд 10В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо,
связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки.
Слайд 11Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За
столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.
.
Слайд 12Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во
главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.
Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, которые принесут семье болезни и голод.
Слайд 13Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали регулярно, занавески и рушники меняли
часто. Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник– глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны воду наливали, с другой – выливали. Грязная вода собиралась в лохань – специальное деревянное ведро. Воду носили тоже в деревянных ведрах на коромысле. Это о нем говорили: «Ни свет ни заря пошел, согнувшись, со двора».
Слайд 14Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и
раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.
Соль тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах».
Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.
Слайд 15Почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали
миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи (лавки ) стольцы (табуретки), сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным , но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению
Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. Утварь - это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.
В русской деревне употреблялась в основном деревянная и гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше.
Слайд 16Традиционной утварью были: кочерга, ухват, это предметы, связанные с очагом и
печью. Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата (его еще называли рогач) передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти
Слайд 17Так же, как и дерево, распространенным материалом на Руси была глина.
Изделия из глины отличались прочностью, долговечностью, особой красотой. Изготавливали из глины в основном посуду. Это и крынки, и горшки. Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей. Технология изготовления была несложной, но требовала определенных умений и навыков. Хорошо сделанная посуда из глины служила очень долго, в ней не портились продукты. На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов
Слайд 18В глиняных крынках хорошо хранилось молоко в погребах, а сметана в
глиняных горшочках.
Парное молоко пили со ржаным хлебом из глиняных кружек.
Слайд 19Позже появилась железная посуда. Здесь у нас представлены чугунки. Чугунок - крупный
сосуд, горшок из чугуна, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части.
Слайд 20.
Из дерева делали кадушки и бочки для соления капусты и огурцов.
Вкус капусты и огурцов необыкновенный.
Слайд 21Самовар - это устройство для приготовления кипятка. "Сам варит" - отсюда
и слово произошло. Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии, и применялся в то время как лекарство среди знати. Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец- промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров, изготовлявших самовары.
Слайд 22 Корыто - открытая продолговатая ёмкость. Изначально изготавливалась из дерева: половинку расколотого
бревёшка, отделывали и выдалбливали с плоской стороны; корыта бывают: «ветловые», «липовые», «осиновые». В 19 веке начали делать металлические корыта, однако и деревянные продолжали использоваться в крестьянских хозяйствах. На Руси корыто известно с X века, об этом свидетельствуют археологические находки Великого Новгорода, Старой Ладоги и иных мест, где в земле хорошо сохраняется дерево. Использовали по-разному, как любую ёмкость: для сбора урожая яблок, капусты и т. д., для заготовки солений, для стирки, купания, для остуживания пива, сусла при пивоварении, в них месят хлеб и из них кормят скот и птицу. В перевёрнутом виде использовали как большую крышку корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение, а зимой крестьянские дети катались в них с горок, как в санках. Форма их не менялась на протяжении веков, всегда была такая, как и сейчас вытянутая в отличие от тазов и мисок, предназначение которых очень схоже, но форма круглая. А размеры варьировались: от самых больших, достигавших 2 м в длину при ширине около см, до малых, имевших длину см и ширину см. Маленькие корытца применялись в кухне для приготовления пищи, резки и рубки небольших количеств продуктов
Слайд 23Для сыпучих продуктов делались туески –короба из бересты. Зачастую они покрывались
орнаментом
Из ивовых веток плели корзины.
Слайд 24 Рубель - предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали
для глажения белья после стирки. Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором.
Слайд 25Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем
и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами, Нередко на сундуках делали хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.
Слайд 26Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными.
Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые. А здесь уже современныйэлектрический утюг
Другой вид утюга – цельнолитой, изготовлялся из чугуна или бронзы. Такие утюги изначально нагревались на печи, а позже – на электрических и газовых плитах на медленном огне в течение получаса. Поскольку их нельзя было брать без прихватки, со временем цельнолитые утюги были значительно усовершенствованы: их стали делать парными – с одной общей съемной ручкой на два чугунных полотна. Пока одним полотном гладили, второе нагревалось, что делало процесс глажки непрерывным
Слайд 27
Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами. Пучок лучин вставлялся в
специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники - небольшие плошки с загнутыми вверх краями. Только довольно обеспеченные люди могли себе позволить пользоваться с этой целью свечами.
Слайд 28Поздними вечерами хозяйка дома ткала полотно для членов семьи. Крестьянские семьи
были большие до 12 -14 человек.
Полотна требовалось много, из которого пошивалась крестьянская одежда.
Слайд 29В крестьянском доме все было продумано до мелочей. Специальное железное кольцо
вставлялось в центральную балку потолка избы – матицу, к нему крепилась детская люлька. Крестьянка, сидя за работой на лавке, вставляла ногу в петлю люльки и качала ее
Слайд 30 Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью
и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.
Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.
Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом со взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.
Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.
Родители учили, что свой инструмент – дело важное, его никому нельзя давать – «спортят», и у других инструменты брать нельзя. «Хороший мастер работает только своим инструментом», - поучали родители.
За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.
Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.
Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.
Отец помогал мальчикам, наставлял, похвааливал. «Дело учит, мучит, да кормит», «Лишнее ремесло за спиной невиснет», приговаривал отец
Слайд 31В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз,
овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.
Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.
Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.
С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом и управлять лошадью. Нередко мальчиков 8-9 лет отпускали в пастушки, он работал «в людях», пас стадо и зарабатывал немного – еду, подарки. Это была помощь семье.
С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.
К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним. Отец находился всегда рядом и помогал, подсказывал, поддерживал. В народе говорили: «Отец сына не на худо учит», «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».
Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а отец гордился, что у него растут такие помощники.