Слайд 1Образование во время Великой Отечественной Войны
1941-1945 гг.
Слайд 2В тяжелой обстановке военного времени Всесоюзный комитет по делам высшей школы
при СНК СССР (ВКВШ) принял меры по укрупнению и укреплению сохранившихся вузов. Так, к декабрю 1941 г. 110 вузов были объединены и 55 высших учебных заведений закрыты ввиду малочисленности студентов. По данным на март 1942 г., в стране насчитывалось 196 временно закрытых и 87 объединенных вузов.
Слайд 318 июня 1942 г. СНК СССР постановил перевести вузы страны с
начала 1942/43 учебного года на подготовку кадров с высшим образованием по нормативным учебным планам довоенного времени. 20:36:32
5 мая 1942 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление «О плане приема в вузы в 1942 году и мероприятиях по укреплению высших учебных заведений». В соответствии с постановлением в значительной мере был облегчен порядок поступления в вузы, освобождались от призыва в армию студенты выпускных курсов всех вузов.
Слайд 4Осенью 1942 г. был определен новый календарный график учебных занятий в
высших учебных заведениях, который действовал без изменений до конца войны. Занятия в институтах начинались 1 октября, зимняя сессия проходила с 1 по 20 февраля, каникулы отменялись, весенняя сессия проводилась с 21 июня по 15 июля, в июле-сентябре студенты выполняли трудовые работы.
Слайд 5С 1943 г. началось восстановление системы высшего образования и к 1945
г. количество вызов и численность студентов приблизилось к довоенному уровню.
Центральной проблемой в деятельности вузов и техникумов стало повышение требований к качеству подготовки специалистов. 20:41:58
Уже в 1942 г. отменялось право выдавать дипломы об окончании вузов без защиты дипломного проекта или сдачи государственных экзаменов.
Слайд 6С 1944 г. вводились конкурсные экзамены, для подготовки к которым при
вузах открывались подготовительные отделения и курсы. Отменялось свободное посещение учебных занятий.
Во время войны правительство приняло ряд постановлений об освобождении от платы за обучение в вузах различных категорий студентов. К ним относились инвалиды Великой Отечественной войны, иждивенцы рядового и младшего начальствующего состава Красной Армии, детей офицеров, погибших на фронте, молодежь местных национальностей, которая обучалась в вузах союзных республик,
Слайд 7 Школа в годы войны
Условия работы школы
в период войны были очень тяжелыми.
Миллионы советских детей на временно оккупированных территориях вообще не учились. В тылу число учащихся увеличилось за счет эвакуированных детей.
Большинство школ работало в две-три смены, не хватало учебников, тетрадей, учебных пособий
Слайд 8 В стране численность учащихся 5-10-х классов сократилась в 2-2,5 раза.
Было закрыто свыше 6 тысяч средних школ. Центральной задачей было обеспечение всеобуча.
Несмотря на громадные расходы на нужды фронта, за
1941-1945 годы в стране было построено и введено в действие больше 8 тысяч
школ и восстановлено, отремонтировано и приспособлено для занятий свыше 9
тысяч школ.
Слайд 9 Во время войны более 1 млн. детей или потеряли
или временно
лишились своих родителей. Широко развернулось движение за усыновление
осиротевших детей. К 1945 году в стране работало 6 тысяч детских домов.
В 1943 году были учреждены Суворовские военные училища, Нахимовские военно-морские училища.
Слайд 10Основной контингент учащихся составляли ученики младших классов.
Забота государства об охвате обучением
всех детей и подростков,
которые по разным причинам прекратили посещение школы, выразилась в
организации новых видов учебно-воспитательных заведений.
Слайд 11С 1 сентября 1943
года стали функционировать школы рабочей молодежи (ШРМ). Осенью
следующего
года были образованы подобные школы для сельской молодежи (ШСМ).
Впервые такие школы были созданы в Ленинграде зимой 1941-1942 годов. В годы блокады у ленинградских учащихся не было чернил, не хватало бумаги, помещение не отапливалось, а полуголодные подростки продолжали заниматьсяпосле работы.
Слайд 12По решению Ленгорсовета в декабре 1942 года в городе открылись 52
школы рабочей молодежи. Некоторые школы находились у самой линии фронта.
Решением Ленгорисполкома с 1 сентября 11943 года учащиеся вечерних школ в дни занятий стали получать дополнительно 50, а потом 100 г хлеба, 7 г. Жира и 300 г. овощей.
Школы рабочей молодежи, возникнув по всей стране в годы войны, сыграли важную роль в повышении образовательного уровня и подготовке кадров квалифицированных рабочих.
Слайд 13В условиях войны были пересмотрены учебные программы, скорректированы
учебные планы. Некоторые предметы
(рисование, пение) могли временно
исключаться из учебных планов, в которых увеличивалось число часов на
русский язык литературу и математику. По постановлению ГКО о "Всеобщем
обучении" с сентября 1941 года в школах была начата военно-допризывная
подготовка учащихся старших классов, а в 1942-43 учебном году введен новый предмет
- военное дело.
Слайд 14
С окончанием Великой Отечественной войны возникла необходимость
реформирования школьно-курсовой сети войск НКВД, связанного с входом к мирным условиям функционирования и совершенствованием военно-профессионального образования офицеров войск. В связи с этим и приняты меры организационного характера по передислокации, переформированию и восстановлению вузов. Приказом НКВД от 6 мая 1945 г. в целях подготовки офицеров автобронетанковой, оружейной специальностей и интендантской службы к 1.08.1945 г. было создано московское военное училище войск НКВД с местом дислокации в местечке Померки.
Слайд 15 ВЫВОД:
После окончания войны советский народ приступил
к восстановлению народного хозяйства, укреплению государственного строя и оборонной мощи Советского государства, повышению роли общеобразовательной школы в жизни общества.
Слайд 16Работу выполнил:
Учитель истории МБОУ «Петровская школа №1»
Маликов А.В.