Слайд 2Эпоха возникновения классицизма
Классицизм (в переводе с латинского classicus – образцовый) возник
во Франции в 17 веке. Это была эпоха укрепления абсолютной монархии, утверждения дворянской государственности. Однако ей предшествовали общественная смута, исторический хаос: после смерти короля Людовика тринадцатого его сыну – будущему «королю-солнце» Людовику четырнадцатому - не было и пяти лет, а потому фактически страной правил фаворит королевы итальянец кардинал Мазарини. Национальная гордость французов была настолько уязвлена, что все социальные слои приняли участие в гражданской войне против власти кардинала.
Слайд 3Людовик четырнадцатый – «король-солнце»
Власть пришла к Людовику четырнадцатому только после смерти
кардинала Мазарини. Именно в эту эпоху, продлившуюся более полувека, Франция стала процветающей и сильной державой. Царствование Людовика четырнадцатого является классическим примером абсолютизма: конечно, Людовик был далек от идеального монарха, однако вошел в историю как король-строитель и просветитель. В его царствование Франция пережила расцвет культуры классицизма, связанный с именами Мольера, Корнеля, Расина, Буало, Пуссена, Вольтера.
Слайд 4ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИЦИЗМА:
1. Укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
2. Высшим
достоинством человека провозглашено исполнение долга, служение государственной идее.
Искусство
стало частью идеологии
Слайд 5Искусство призвано прославлять монарха, служить укреплению монархического абсолютистского государства;
Основной пафос искусства
– служение обществу, утверждение человека – деятеля, подчинившего чувства разуму, способного на самопожертвование во имя выполнения высшего долга;
Долг искусства – утверждать веру в то, что гармония противостоит хаосу – и внешнему (разобщенность и смута), и внутреннему (стихия страстей в человеке).
Слайд 6Возникновение классицизма в России
В Россию классицизм пришел почти на век
позже и связан прежде всего с именем Петра Великого. Реформы Петра превратили Россию из страны, истерзанной безвластием, произволом «смутного» 17 века, в сильную державу, совершившую стремительный рывок в европейскую культуру.
Слайд 7При Екатерине Второй, пришедшей к власти после череды смутных, тревожных лет,
классицизм пережил эпоху наибольшего расцвета. Екатерина продолжила укрепление самодержавной государственности, усиление экономической и военной мощи России – страны, вошедшей на равных в европейскую цивилизацию.
Слайд 8 Классицизм – это художественная система, которая сложилась в литературе, в
живописи, архитектуре, садово-парковом искусстве, музыке, скульптуре.
Классицизм являлся прямым продолжением традиций художественной культуры Возрождения. Ему было свойственно преклонение перед античным искусством, но его теоретической основой был философский рационализм 17 века.
Слайд 9КАК ОТНОСИЛИСЬ К АНТИЧНОМУ ИСКУССТВУ ХУДОЖНИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И КЛАССИЦИЗМА?
-логика;
-гармония;
-разум человека.
Возрождение
Классицизм
-уважение
к человеку;
-воспевание переживаний, чувств, любви.
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
Слайд 10Рационализм Декарта:
“Мыслю, следовательно, существую”.
ФИЛОСОФСКАЯ
ОСНОВА КЛАССИЦИЗМА:
С возникновением классицизма связано
и имя философа, физика, математика Рене Декарта.
Основа всего – разум, прекрасно лишь то, что разумно.
Слайд 12Теоретик классицизма
Никола Буало-Депрео
1636-1711
«Поэтическое искусство»
Слайд 13Н.Буало. «Поэтическое искусство»
1.Герою своему искусно сохраните черты характера среди любых событий.
От
недостойных чувств пусть будет он свободен
И даже в слабостях могуч и благороден!
Великие дела он должен совершать.
2. Бегите подлых слов и грубого уродства.
Пусть низкий слог хранит и строй и благородство.
3.Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести.
Единство места в нем вам следует блюсти.
Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет.
Слайд 14ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИЦИЗМА:
1. Строгое деление на жанры.
2. Логическая стройность произведения: три
единства.
3. Основной конфликт: личные и гражданские интересы, чувство и долг.
4.Наследование античности как образцу.
5.Герои «одной страсти», “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.
6. Исключалось использование простонародного языка.
Слайд 17Представители литературы классицизма
В Европе:
П.Корнель
Ж.-Б. Мольер
Ж.Расин
В России:
Г.Р.Державин
А.Д.Кантемир
М.В.Ломоносов
А.П.Сумароков
В.К.Тредиаковский
Д.И.Фонвизин
Слайд 18Французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, по профессии актёр и
директор театра, более известного как труппа Мольера.
Комедии:
«Тартюф, или Обманщик»
«Мещанин во дворянстве»
«Дон-Жуан»
«Мнимый больной»
Жан-Батист Мольер
1622-1673
Слайд 19Михаил Васильевич Ломоносов
1711-1765
Первый русский ученый, естествоиспытатель мирового значения, физик, химик, астроном, географ,
геолог, металлург, поэт, филолог, художник, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь, Яркий пример «универсального человека». Создал «Письмо о правилах российского стихотворства» - трактат о законах стихосложения
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сёл, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Своё богатство по земли.
Ода
на день восшествия на Всероссийский престол
Ее Величества Государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года
Слайд 21Архитектурный классицизм - сугубо дворцовый стиль, созданный специально для оформления дворцовых
помещений и покоев знатных людей.
Основоположник архитектуры классицизма – итальянский архитектор Андреа Палладио.
Вилла Ротонда
Широко использует античные традиции в архитектуре, в частности, стиль ордерной постройки.
Слайд 22Принципы архитектуры классицизма:
Ориентация на лучшие достижения античного зодчества и опора
на традиции высокого Возрождения.
Главенствующая роль греческого ордера.
Практичность и целесообразность.
Логичность планировки и ясность форм.
Скромный декор, строгая симметрия.
Простота и строгость форм.
Спокойная гармония пропорций.
Слайд 24Жак-Анжи Габриэль. Малый Трианон в Версале.
Слайд 26М.Ф.Казаков. Петровский дворец.
Русский классицизм – одна из самых ярких страниц
в
истории мирового зодчества.
Слайд 27А.Д.Захаров.
Здание Адмиралтейства.
Санкт-Петербург.
Преодолев ветров злодейство
И вьюг крутящуюся мглу,
Над городом адмиралтейство
Зажгло бессмертную иглу.
Чтоб
в громе пушечных ударов
В Неву входили корабли,
Поставил Андреян Захаров
Маяк отеческой земли.
И этот шпаги острый пламень,
Прорвав сырой туман болот,
Фасада вытянутый камень
Приподнял в дерзостный полет.
Слайд 29О.Монферран. Исаакиевский собор.
Слайд 31ПЕТЕРБУРГ
Градостроительство классицизма развивало концепцию «идеального города».Обратите внимание на эти прямые линии
улиц, симметрию и уравновешенность архитектурных ансамблей.
Слайд 32Садово-парковое искусство
Сады и парки, подобные Версалю и Петергофу, называются регулярными: их
удивительная красота сотворена по законам гармонии, симметрии, уравновешенности и обнаруживает представление классицистов о мире, противостоящем стихии хаоса. Эта «украшенная природа» есть воплощение не столько естественности, сколько идеального образа мира, стройного и гармоничного целого.
Слайд 33Версаль – резиденция французских королей
Для французского классицизма было характерно стремление к
парадности, к раскрытию видов на дворец и от дворца, симметричное построение обеих частей сада с весьма широкой центральной аллеей.
Слайд 34Южный партер парка Версаля.
Новый тип дворцово-паркового ансамбля, строго подчиненного единому
геометрическому плану.
Слайд 36Принципы скульптуры классицизма:
Верность античному образу.
Героические и идиллические композиции.
Идеализация
воинской доблести и мудрости государственных мужей.
Публичные памятники.
Противоречие с принятыми нормами морали.
Отсутствие резких движений, внешних проявлений таких эмоций, как гнев.
Простота, стройность, логичность композиции произведения.
Слайд 37Антонио Канова. Амур и Психея. Париж.
Слайд 38Этьен-Морис Фальконе.
Памятник Петру Первому
Слайд 40Принципы живописи классицизма:
Интерес к искусству античной Греции и Рима.
Систематизация
и закрепление достижений великих художников Возрождения.
Скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитация их мастерства линии и композиции.
Простота, стройность, логичность композиции произведения.
Общественная, гражданская проблематика.
Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели.
Поддержка классицизма за счёт финансирования академических учреждений.
Слайд 41Величайшим художником классицизма был французский живописец Никола Пуссен. Господствующий в произведениях
художника ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека.
«Царство Флоры»
Слайд 44Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев»
Слайд 45Карл Брюллов. «Последний день Помпеи»
Слайд 47Парадный портрет
Дмитрий Левицкий. «Екатерина Великая»
Жак-Луи Давид.
«Наполеон на перевале Сен-бернар»
Слайд 48Камерный портрет
Портреты Фёдора Рокотова отличает неповторимая, лишь ему присущая живописная манера:
лики словно выступают из мерцающего мрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотна Рокотова отличаются от традиционной классицистической живописи изысканностью и богатством цветовых сочетаний. Художника привлекает гармония внешней и внутренней красоты, одухотворенность человека. Рокотову особенно удавались женские образы, с их мягкостью и лирическим очарованием. Один из таких образов – портрет А.П.Струйской.
Слайд 49
Подведем итоги:
Классицизм –
искусство строгой дисциплины формы и содержания.
Исторические рамки классицизма:
17-начало 19 века.
Причины появления нового направления в искусстве:
кризис гуманистических идей; потребность в новой идеологии, которая способствовал бы созданию мощного государства.
Родина классицизма:
Италия –Франция.
Эстетика классицизма, сложившаяся в культуре Франции 17 – 19 веках, распространяется в других странах Европы и становится общеевропейским стилем.